Конспект НОД по экспериментальной/продуктивной деятельности в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО. "Полимерные червяки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Сегодня наши дети, опытным путем, узнали, что такое химическая реакция! Мы узнали, что при химической реакции 2 веществ, образуется либо третье вещество, либо энергия, которая в последствии дает свет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polimernye_chervyaki_konspekt_nod.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экспериментальной/продуктивной деятельности в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО.
Образовательная программа “ Миры детства. Конструирование возможностей”
Проведено 16.11.2017г
Тема: «Полимерные червяки»
Культурная практика. Познавательно – исследовательская, продуктивная деятельность.
Форма представленности цели: работа с готовыми материалами. Опыт с набором для юного химика.
Культурно-смысловой контекст: знакомство детей с наукой Химия.
Комментарии: для того, чтобы заинтересовать детей воспитатель надевает костюм профессора – химика, предварительно рассказав о том, что ей приснился интересный сон.
ЦЕЛЬ: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с понятием «химическая реакция» на основе опытов;
ЗАДАЧИ:
познавательно-исследовательские: формировать навык опытнической деятельности, соблюдая при этом необходимые меры безопасности; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о химической реакции;
коммуникативные: формировать умение детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом; развивать память, аккуратность, вариативность мышления
речевые и игровые: формировать умение общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; ввести в словарь понятия: химическая реакция, полимерные червяки, раствор хлорида кальция и альгината натрия;
двигательные: давать возможность активно двигаться посредством чередование видов деятельности: беседа, опыты, физминутка, работа с набором «полимерные червяки - взаимосвязь с окружающим», подвижная игра, развитию мелкой моторики;
формирующие:
формирование познавательных действий, развитие визуального восприятия, выдержки, зрительной координации;
воспитательные:
воспитывать любознательность, потребность в получении информации и положительных эмоций
ОБОРУДОВАНИЕ:
Поднос, очки – маска, несколько шприцов; перчатки;
для опытов: теплая вода, пищевые добавки Е-401 (альгинат натрия) и Е-509 (хлорид кальция), мерные стаканчик и ложечка, а также палочка для размешивания, пластиковые стаканы, прозрачная чашка – глубокая тарелка; светящиеся неоновые палочки по количеству детей.
Ход занятия
К детям в гости приходит профессор химик.
- Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Хотите со мной дружить?
Тогда я вас приглашу в свою лабораторию и покажу вам много интересного. А сейчас послушайте стихотворение
В нашей жизни сложной,
Нельзя без химии прожить.
Науку эту точно нельзя не полюбить.
Мы ездим на трамвае, и мчимся на авто
Но нам нельзя представить, как выжить без нее?
Без химии – науки, печален был бы свет,
Сидели б дома в скуке, не зная всех утех.
Не зная телевизора, и света, и тепла,
Что химия чудесная сегодня нам дала.
Нам сделала лекарства, игрушки создала,
Не верила в препятствия, и дальше, дальше шла…
Ребята, о чём говорится в этом стихотворении? Беседа по содержанию.
А теперь попробуйте отгадать мои загадки:
В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без … (кислорода)
Только в воду окунется,
Невидимкой обернется. (Вещество Растворенное В Воде)
- Моя чудесная лаборатория находится далеко. Пешком нам не дойти. Чтобы до нее доехать, мы сядем в поезд, где наши вагончики?!
«Вот поезд наш едет,
колеса стучат,
А в поезде этом
ребята сидят.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу.
Бежит паровоз
далеко, далеко,
Ребят он повез
далеко-далеко.
Но вот остановка,
кто хочет слезать?
Вставайте, ребята,
пойдемте гулять!»
Ну вот мы и приехали! Пойдемте в лабораторию. Хочу сказать, что в лаборатории проводятся много опытов с различными веществами. И, чтобы вдруг не взлететь в воздух, надо выполнять все правила...
В лабораторию мы пришли, материалы для опытов нашли, а вы будете моими помощниками? Давайте присядем за столы, и я озвучу правила.
- Ребята, за столами мы сидим тихо, внимательно слушаем инструкцию и смотрим пример. Всем все понятно?! Замечательно. Можем начинать.
Сегодня мы с вами будем соединять вещества, при соединении которых произойдет химическая реакция. Ребята, это незнакомый нам термин, давайте все вместе повторим – химическая реакция. Хорошо.
А соединять мы будем такие вещества как альгинат натрия и хлорид кальция. При их соединении должны получиться «червяки», а может их личинки…
Сейчас мы с вами проверим это на опыте.
- У нас есть альгинат натрия (он покрашен пищевой краской) и хлорид кальция, конечно же, в простонародии – это пищевые добавки и ни чего страшного у нас произойти не должно. Но все же – это химические вещества и химическая реакция между ними будет.
- Что будет между веществом альгинат натрия и хлорид кальция при их соединении? Ответы детей.
Итак, приступим. Прежде чем эти вещества соединить, мы растворим хлорид кальция в теплой воде.
- Положим 3 ложки хлорида кальция в тарелку, нальем воды, хорошо размешаем. Полученный раствор назовем – активатор червяков
- За тем набираем в шприц покрашенный альдегид натрия и быстро выдавим его в полученный раствор. Через несколько секунд образуются полимерные червяки, которые можно брать в руки и играть с ними.
Ребята, при соединении альгината натрия с хлоридом кальция образуется плотная полимерная пленка. Чем дольше не извлекать "червяков" из раствора, тем толще и плотнее она будет.
- После того как я вам покажу опыт появления «червяков» при соединении 2х видов жидких веществ, вы мои помощники поможете сделать много червяков.
В:. А сейчас предлагаю поиграть в игру «Чем отличается?». Обратите внимание на столе лежат лупы, которые помогут вам сравнить червяков на разных тарелочках. Расскажите, чем они отличается. Ответы детей.
В: вы правы «червяки» у всех получились разные: почему?
(вывод) - червяков разное время продержали в растворе активаторе, те что тоньше и слабее, меньшее время находились в растворе, те которые толстые и плотные, в растворе были дольше.
В: Дети, каждый из вас провел опыт соединения 2 веществ и получил своего «червяка». Теперь же нам пора возвращаться в группу, там нас ждет сюрприз.
Динамическая пауза – подвижная ИГРА «Самолеты»
А чтобы сделать это быстрее, обратно мы поедем не на поезде, а полетим на самолетах. Давайте заправим наши самолеты. Пока находимся на заправке, вспоминаем о том, что у каждого самолета свой маршрут. Наталкиваться друг на друга при полете нельзя, иначе будет авиакатастрофа.
- Полетели!
По сигналу воспитателя самолеты друг за другом отправляются в полет и летят медленно, стараясь не задевать друг друга крыльями (вытянутыми в стороны руками). По сигналу самолеты заходят на посадку и занимают место на аэродроме. В конце игры отмечаются лучшие, прилетевшие без аварий.
Ребята, где мы сегодня с вами были?
Что делали? Что получилось в результате нашего опыта?
Ответы детей: Были в лаборатории, проводили опыт, получили полимерных червяков.
В: А теперь обещанный сюрприз!
-У меня есть палочки, и они не простые, а светящиеся…
Что надо сделать, чтобы они загорелись, как вы думаете? Ответы детей.
Правильно, надо надломить их. Светящаяся палочка – очень простая конструкция, состоящая из стеклянного пузырька содержащего химикаты. Он находиться внутри пластиковой палочки содержащей дополнительные химикаты. Перекись водорода является активатором, и находиться в стеклянном пузырьке. А в пластиковой палочке находится флуоресцентная краска. Изогнутая внешняя-пластиковая палочка ломает стеклянный пузырек внутри, и химикаты получают возможность смешиваться. Два химических компонента вступая в реакцию, превращаются в свет.
Я надламливаю палочку в нескольких местах, и что наблюдаем? Ответы детей
Произошла еще одна химическая реакция.
ИТОГ: - Сегодня мы познакомились с понятием «химическая реакция», скажите мне, пожалуйста, что это? В результате чего она происходит? (ответы детей)
Скажите, что полезного мы узнали сегодня? (ответы).
Замечательно. На этом наше занятие закончилось. Профессору пора в свою лабораторию, у меня сегодня были очень хорошие помощники. Спасибо вам.
Возможно продолжение занятия…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игры-занятия по познавательной деятельности в старшей группе "Волк и семеро козлят"
Знания детей о последствиях опасных ситуаций,которые подстерегают детей дома.Представление о поведение при возможных встречах с не знакомыми людьми.Воспитывать осознаное отношение к своему здоровью и ...
Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Открытое занятие в старшей группе...
Конспект НОД по ОО «Изобразительная деятельность» в старшей группе.
Учить детей рисовать перелётных птиц, выстраивая изображение из составных частей.Развивать навыки рисования наброска рисунка простым карандашом.Закреплять и расширять знания о зимующих и перелётных пт...
Конспект по организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе девочек «Подготовка детей к пересказу рассказа «Первая охота» по В. Бианки»
Конспект организованной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект художественно -продуктивной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Откуда появилась Матрешка» с использованием ИКТ Возраст детей: старшая группа
Знакомство детей с историей возникновения русской народной игрушкой Матрешкой....
Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе с учётом ФГОС
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе с учетом ФГОС...
Конспект комплексного НОД по театрализованной деятельности в старшей группе (для показа спектакля по сказке «Теремок» в группах младшего дошкольного возраста)
laquo;В гостях у сказки» Конспект комплексного НОД по театрализованной деятельностив старшей группе (для показа спектакля по сказке «Теремок» в группах младшего дошкольно...
- Мне нравится (1)