Консультация для родителей
Готовность детей к школе
Уважаемые родители! Вот и заканчивается дошкольное детство, через несколько месяцев ваши дети пойдут в школу. Готовы ли они к школьному обучению и что такое готовность ребенка к школе?
Каким Вы хотите видеть своего ребёнка?
• Здоровым
• Культурным
• Весёлым
• Добрым
• Умным
• Читающим
• Сообразительным
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам.
«Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений,» - так писал В.А.Сухомлинский о преемственности между дошкольным и начальным обучением.
Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться.
Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к обучению в школе заканчивается дошкольное детство, начинается период школьного возраста.
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, новые задачи, новые формы деятельности. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, в школьном возрасте - учебная деятельность.
Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня в физическом и психическом развитии.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).
Физическая готовность
Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам: определенные параметры веса, роста, окружности груди. Организм ребенка должен быть готов к учебным нагрузкам.
Координация движений в соответствии с возрастной нормой
Прыгает через скакалку. Попадает мячом в двигающийся объект.
Развитие мелкой моторики рук:
· держать ручку или карандаш;
· проводить четкие линии;
· перекладывать мелкие предметы;
· складывать лист бумаги.
Развитию мышцы кисти способствует выполнение точных, тонко скоординированных движений пальцев рук:
· лепка из глины, пластилина,
· закручивание гаек в детском конструкторе,
· собирание узоров из мелкой мозаики,
· вышивание,
· завязывание узелков,
· застегивание мелких пуговиц.
· игры с мячами небольшого размера, такими, которые можно удержать одной рукой.
· разнообразные «пальчиковые игры» и гимнастика для пальцев.
Задача этих упражнений – укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением кисти по показу, словесной команде
Как быть, если ребенок леворукий?
Ни в коем случае не следует идти против природы и переучивать ребенка. Это может повлечь за собой серьезные нарушения его здоровья: нарушение сна, повышенная возбудимость
Сформированность гигиенических умений, навыков самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:
· умываться;
· чистить зубы;
· мыть руки;
· пользоваться туалетом;
· одеваться;
· застегиваться и завязывать шнурки;
· следить за своим внешним видом;
· пользоваться столовыми приборами;
· убирать за собой посуду;
· организовывать рабочее место;
· собирать, складывать и убирать свои вещи.
Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в школе. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.
При наличии каких-либо медицинских отклонений необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.
Психологическая готовность
1.Высокая мотивационная готовность
Мотивация может быть внешняя и внутренняя.
Внутренняя мотивация
Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний.
Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус.
Внешняя мотивация
Ориентация на внешнюю школьную атрибутику;
Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму».
Рекомендации для родителей
1. Спросите своего ребенка, хочет ли он в школу? Если он готов туда пойти потому, что там много детей и весело, то ему может не понравится учиться. Иногда для решения этой проблемы достаточно дать понять ребенку, что учеба в школе - это обязанность каждого современного человека, и от соблюдения этих обязанностей будет зависеть отношение к нему окружающих. Но не принуждайте малыша заранее любить то, что он еще не познал.
2. Поддерживайте стремление ребенка ходить в школу.
3. Рассказывайте о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читайте вместе с ребенком книги о школе, рассказывайте о школьных порядках. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также занятия в кружках и секциях.
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность — это наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи.
Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, переключаемостью.
Память также должна быть произвольной. Ребенок в этом возрасте запоминает 6-8 слов или картинок.
Уровень развитости словесно-логического мышления должен позволять ребенку обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.
Важнейшими показателями интеллектуальной зрелости ребенка являются:
умение наблюдать;
ориентация в пространстве и времени; ориентируется в знакомом микрорайоне, узнает улицу, маршрут. Знает название времени суток, месяцев, дней недели, времен года, праздники;
умение распределить предметы по их размеру, длине, ширине и высоте;
умение дать предметам и их свойствам единое название, может угадать предмет по признакам (красный, круглый, сочный овощ);
умение рассказывать о своей любимой деятельности или событии, умение описать картинку;
способность уловить основные связи между явлениями (туча – дождь);
способность концентрировать внимание;
знает имена, отчества родителей, бабушек, дедушек. Свое имя, отчество, фамилию;
понимает родственные связи (бабушка- это мамина мама, дядя- это папин брат);
помнит названия книг, которые ему читали, может рассказать куда ездил летом;
сравнивает предметы, выделяя различия и сходства (ромашка-одуванчик);
устанавливает причинно-следственные связи и закономерности. (Маша выглянула в окно и сказала – ночью был дождь. Что увидела Маша?);
соединяет прямой линией точки, находящиеся на расстоянии 8 см;
аккуратно раскрашивает, штрихует, произвольно может изменять силу нажима на карандаш;
рисует по заданию палочки разной высоты, копирует образец, соблюдая размер;
может продолжить орнамент.
Рекомендации для родителей
— Загадывайте ребенку загадки.
— Прочитав ребенку книгу, попросите его придумать продолжение. Если ребенку трудно это сделать, задайте ему наводящие вопросы.
— Спрашивайте ребенка о том, что он делал сегодня, что нового узнал, чему научился.
— Разучивайте с ребенком стихи и песенки.
— Не подавляйте исследовательский интерес, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
Эмоционально-волевая готовность
Важнейшими показателями волевой готовности являются:
Умение поставить цель, принять решение, наметить план действия и исполнить его;
проявить определённое усилие в случае преодоления препятствия;
способность оценить результат своего действия;
умение управлять своими движениями, вниманием;
умение преднамеренно заучивать стихотворение;
способность подчинить своё желание необходимости сделать что-либо;
способность управлять своими эмоциями и поведением;
умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.
Если у ребёнка не сформировано положительное эмоциональное отношение к школе, то он активно сопротивляется учёбе.
Во-первых, ребёнок не хочет справляться со школьными трудностями, так как родители не приучили его ограничивать свои желания и потребности.
Во-вторых, активное нежелание учиться встречается у тех детей, которых дома напугали школой: «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!»
В-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. В этом случае, встреча с действительностью может вызвать сильнейшее разочарование, и у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе.
Рекомендации для родителей
Поощряйте у ребенка умение управлять собой.
Приучайте ребенка к выполнению не сложных инструкций.
Учите ребенка планировать.
Установите четкие и жесткие требования к ребенку, но не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.