СЕМИНАР
материал (подготовительная группа)

Бондарева Ю.В.

Расширить и обобщить у родителей представления о семье, её традициях и ценностях; заставить присмотреться и задуматься о своей семье.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx176.6 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар: «Все начинается с семьи»

Дата проведения: 22.03.2023г.

        Цель: расширить и обобщить у родителей представления о семье, её традициях и ценностях; заставить присмотреться и задуматься о своей семье.  

Задачи:  

  1. Создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей;  
  2. Показать важную роль ценностей в каждой семье;  
  3. «Обмен» идеями с последующим их применением во всестороннем развитии и воспитании детей;
  4. Сплотить родительский коллектив;  
  5. Создать атмосферу доброго сотрудничества единомышленников.  

        Оборудование: мультимедийная презентация, ручки, листы на каждого родителя  

        Ход семинара:

        Здравствуйте, уважаемые родители! Давайте обратимся к теме нашего семинара  «Всё начинается с семьи…» Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье и ее значении в становлении нравственных ориентиров человека. Информационное сообщение «Стили воспитания».

        Умение взаимодействовать с детьми - очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня.  

        В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Общий ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако, опять общение ограничивается краткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и какая-то женщина уже третий раз рекламирует преимущества стирального порошка?  

        Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 15-20 минут в день.

        Из них 10-12 приходится на раздачу указаний. Проблемы семейного воспитания складываются в основном из-за непонимания между детьми и родителями. Дети начинают хотеть большего, родители не разрешают, дети начинают злиться, происходят конфликты. Семейное воспитание начинается с любви к ребенку. Если этот факт не сильно выражен или не выражен вообще, то в семье начинаются проблемы – рано или поздно.

        В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная.  Некоторые родители воспитывают детей в обстановке эмоциональной отверженности, холодности. Ребенок чувствует, что родители (или один из них) его не любят. Такое состояние его очень тяготит. А когда кого-то из других членов семьи любят больше (ребенок это чувствует), ребенок реагирует значительно болезненнее. В таких семьях дети могут вырасти с неврозами или озлобленными. Жесткое воспитание бывает в семьях, когда за малейшую провинность ребенка наказывают. Такие дети растут в постоянном страхе. Родители, склонные к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.  

        Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителями. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка. Часто в семьях встречается безнадзорность, бесконтрольность. Это бывает тогда, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети слоняются по улице, предоставлены сами себе, начинают искать и попадают в плохие компании. Бывает и наоборот, когда ребенка чересчур опекают. Это гиперопека.

        Жизнь такого ребенка все время контролируется, он не может делать то, что ему захочется, он все время ждет и при этом боится приказания. В результате он становится нервным, неуверенным в себе. Это, в конечном итоге, приводит к психическим расстройствам. В ребенке накапливается обида и злость за такое отношение, в конце концов, ребенок может просто уйти из дома. Такие дети начинают принципиально нарушать запреты. Бывает так, что ребенка воспитывают по типу вседозволенности. Таким детям все позволено, ими восхищаются, ребенок привыкает быть в центре внимания, все его желания выполняются. Когда такие дети вырастают, они не в состоянии правильно оценить свои возможности. Таких людей, как правило, не любят, стараются не общаться с ними и не понимают.

Родители - сторонники демократического стиля воспитания - уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнениям ребенка, проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными. Неправильное воспитание  обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими. Часто причиной проблемного семейного воспитания становятся сами родители.  

Упражнение «Сказки нашего детства» 

        Цель: рассмотрение различных моделей семейного общения и проявлений различных типов общения.  

        Участники объединяются в три группы.  

        Каждая группа получает фрагмент сказки с определенной моделью семейного общения (сказки «Колобок», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Золушка», «Двенадцать месяцев»).  

        Задача каждой группы - драматизировать фрагмент сказки, другие команды должны догадаться, о каком именно стиле семейного воспитания идет речь.  

Обсуждение: 

  • Сложно было выполнять задание?  
  • Сложно было распознать стили воспитания?

Упражнение  «Слова».

        Ваша задача будет: проговорить правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например:  

  • Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.
  • Не спеши во время еды / Будем есть неторопясь.  
  • Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.
  • Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.  

Обсуждение:  

  • Сложно было выполнить задание?  
  • Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?  

         Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.

         Всё происходящее вокруг есть лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний и поступков. Мир – это большое зеркало».

Встряхнись и поднимайся наверх. Чтобы быть счастливым запомни пять простых правил:  

  1. Освободи своё сердце от ненависти - прости.    
  2. Освободи своё сердце от волнений - большинство из них не сбываются.    
  3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь.  
  4. Отдавай больше.    
  5. Ожидай меньше.

«В завершении нашей встречи, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов»

Тестирование «Мой стиль воспитания»

 «Мой стиль воспитания ребенка в семье»

Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.

  1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:

а) дадите ребенку другое блюдо;

б) разрешите выйти из-за стола;

в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

  1. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;

б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;

в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.

  1. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:

а) без слов выключите телевизор;

б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;

в) пристыдите ребенка за несобранность.

  1. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”;

б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…”;

в) накажите ребенка лишением игрушек.

  1. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:

а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;

б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;

в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме.

 “А” - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей.  “Б” - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.

 “В” - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.

                                                                          Воспитатель: Бондарева Ю.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...