Игры и упражнения для профилактики дислексии у дошкольников
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)

Ярошевич Таисия Яковлевна

В последнее время всё чаще и чаще учителя начальных классов и учителя-логопеды сталкиваются с такой проблемой, как  дислексия у обучающихся. Дислексия - это специфическое  нарушение процесса обучения чтению при сохранении общей способности к обучению. Проявляется дислексия в стойкой неспособности ребенка овладеть слогослиянием, чтением словами и, как следствие, непониманием прочитанного. Дети, страдающие дислексией, при чтении искажают слова, «глотая» целые слоги, меняя буквы местами, пропуская звуки или, наоборот, добавляя ненужные.

Вашему вниманию предлагаются игры и упражнения для профилактики дислексии у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_profilaktiki_disleksii.ppsx2.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для родителей «Игры и упражнения для профилактики дислексии у дошкольников» Ярошевич Таисия Яковлевна Учитель-логопед

Слайд 2

В последнее время всё чаще и чаще учителя начальных классов и учителя-логопеды сталкиваются с такой проблемой, как дислексия у обучающихся. Для профилактики и преодоления этих нарушений у детей, необходимо использовать специальные игры и упражнения для устранения специфических ошибок при письме и чтении. Дислексия - это специфическое нарушение процесса обучения чтению при сохранении общей способности к обучению. Проявляется дислексия в стойкой неспособности ребенка овладеть слогослиянием , чтением словами и, как следствие, непониманием прочитанного. Дети, страдающие дислексией , при чтении искажают слова, «глотая» целые слоги, меняя буквы местами, пропуская звуки или, наоборот, добавляя ненужные.

Слайд 3

Определить место звука в слове (начало, середина, конец) Т Определить место звука [Т] в слове (начало, середина, конец). Подели полоску на столько частей, сколько слогов в слове. Утки плавают в пруду. Послушай предложение. Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении (составить схему предложения). Предлог обозначь . Найти слова со звуком [Т].

Слайд 4

Придумать цепочку слов, в которой новое слово начинается на тот звук, которым закончилось предыдущее Ц епочка слов

Слайд 5

Что налили в стакан: сок или чай? Что в шкафу: чашка или блюдце? Что в портфеле: книга или тетрадь? Что в пакете: груша или банан? Какая сказка: "Колобок" или « Морозко » Кто спрятался за деревом: лиса или заяц? Как зовут девочку: Марина или Наташа? Как зовут котенка: Пушок или Чижик? Что лежит в коробке: пирожное или печенье? Что лежит на тарелке: яблоки или груши? Что лежит в корзине: грибы или ягоды? Что лежит в мешке: конфеты или игрушки? Найди подходящую схему

Слайд 6

Выкладывание букв, слогов, слов из веревочек, пуговиц, прищепок, крышек из-под пластмассовых бутылок. Игры с буквами Геоконт «Волшебные гвоздики» (ребенок натягивает резинки на гвоздики и создает буквы). «Гибкие буквы»

Слайд 7

Какие буквы здесь изображены?

Слайд 8

Найди шпиона Найти лишнюю букву

Слайд 9

Прятки Какие буквы спрятались за забором?

Слайд 10

Пользуясь цифрами-подсказками, составить новые слова Н А С О С 4 5 1 2 3 Н И Т К А 4 5 1 2 3 К О Л О С 3 4 5 2 1 К У К Л А 1 2 5 3 4

Слайд 11

Буква потерялась

Слайд 12

Буква потерялась Ы Алгоритм выполнения для ребёнка . 1. Назвать первый предмет. 2. Выделить потерявшийся звук. 3. Найти букву, соответствующую этому звуку. 4. Кликнуть мышкой по букве (буква переместится в квадратик). 5. Прочитать полученное слово . 6. Аналогично выполнить задание с остальными предметами. К Ч З М О А П Л В

Слайд 13

Буквы заблудились А Т Алгоритм выполнения для ребёнка . 1. Отгадать, что это за слово (картинки, изображенные внизу, помогут). 2. Найти первую букву в отгаданном слове, кликнуть мышкой по букве (буква переместится в квадратик). 3. Аналогично выполнить задание с остальными буквами. 4. Прочитать полученное слово . О К Р Б Н Т

Слайд 14

Найди правильно написанную букву

Слайд 15

О К З А Прочитай по первым буквам Алгоритм выполнения для ребёнка . 1. Назвать первый предмет. 2. Выделить начальный звук в названии предмета. 3. Кликнуть мышкой по первому квадрату (появится буква). 4. Аналогично выполнить задание с остальными предметами. 5. Прочитать полученное слово .

Слайд 16

Анаграммы

Слайд 17

Найди лишнюю букву Ж У И К Л Е О В З А М Б О Р К Н И У Г А

Слайд 18

Преобразование слов В слове необходимо поменять лишь одну букву, чтобы получилось другое слово. Мышка - мишка - мушка - мошка - кошка - кашка - Пашка - пышка - пушка - душка - Дашка – Даша – Маша – каша - … Сайка – зайка – майка – гайка – лайка – шайка - чайка – чашка - …

Слайд 19

Слоговые дорожки

Слайд 20

Найди лишний слог С О Б А Н И К А Б Е Г Е Р У М О Т С А М О Л А К А Т Б А М О Б О Ч К А

Слайд 21

Соедини слоги

Слайд 22

Найди овощи

Слайд 23

НАЙДИ СЛОВА Нужно найти слова в хаотичном наборе слогов. БУК КА СО СЛО МА БА НО МО ЛАН ГИ ПА Н А СЫ ЗИН ВО ВИЛ КУ ЦА РИ СА ДЫ ВЫ КО РА ТА НЫ РЫ ЗИ Ш А ЛО ЗЫ КИ ПО ГА РО ШИ БУКВЫ, СЛОВО, МАГАЗИН, ПОЛОСА, САПОГИ, МАШИНЫ, ЛОПАТА, КОРОНА, ВОРОТА, ВЫСОКО, РОТА, ЛАНДЫШИ, РОСА, СЛОГИ, КОРОВЫ, КУРИЦА, САДЫ, ВИЛКА, КОСА, ВОЛОСЫ, СОВЫ, КОСЫ, ВЫСОТА, ВОРОНЫ, СОРОКА, МОЛОКО, ШАРИКИ, МАША, МАШИНА, МАЛО, САМА, САЛО, СОЛО, НОША, НОРА, РАМА, КУРЫ, КАША, РАНО, ПАНАМА, НАША, НОГА, ПОРА, РАМЫ, ПОКА, ТАРА, ЗИМА, ШАРЫ, КОЗЫ, РОГА, РОЗЫ, РОСЫ, СЫРО, НОСЫ, МОРОЗЫ, СОБАКА, БАРАНЫ, БАРАБАНЫ, КОМАРЫ, ПАРА, РАНА, ЦАРИЦА, НОГИ, КОРОНЫ, ВОРОНА, КОРА , СЛОНЫ и т.д.

Слайд 24

Список использованной и рекомендуемой литературы Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках чтения в 1 – 4 классах вспомогательной школы : учебное пособие / - М.: Просвещение, 1991. Акименко В.М.Речевые нарушения у детей – / Ростов н /Д Феникс, 2008. Волкова Л.С., Логопедия: Учебник для вузов /-М.: Владос , 2002. Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса :/ Е.Л.Гончарова // Дефектология, 2007.-№1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : пособие для логопедов / -М.: ВЛАДОС. Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках. 3 – 4 классы: задания и упражнения/Л.В.Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2009 г. Корнев А.Н. Дислексия – реально существующее явление или искусственный концепт? / А.Н.Корнев // Дефектология. 2007.№1. Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для студентов. / Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени , -М, Издательский центр « Академия » , 2003. Рыбина А.Ф. Коррекция устной и письменной речи у детей 6-8 лет: речевой материал, задания, упражнения/ – Волгоград: Учитель, 2013 г. Узорова О.В. Практическое пособие для обучения детей чтению / Москва: АСТ: Астрель , 20015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Звуковой анализ слов как метод профилактики дислексии у дошкольников"

В работу по обучению  звуковой культуры речи у  детей старшего дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности. Технология опыта включает разработку перспективного плана...

Проектная работа «Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Предупреждение нарушения чтения — одна из важнейших задач дошкольного логопеда. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвяз...

«Игры и упражнения для профилактики плоскостопия у дошкольников.»

Активное формирование функции опорно-двигательного аппарата ребенка происходит до 6 лет. После этого плоскостопие вылечить намного сложнее. Именно по этой причине так важно проводить профилактику плос...

Послушные буквы: игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Послушные буквы: игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи...

Буклет для родителей "Игры и упражнения для профилактики ДИСГРАФИИ и ДИСЛЕКСИИ у детей старшего дошкольного возраста"

Буклет для родителей "Игры и упражнения для профилактики ДИСГРАФИИ и ДИСЛЕКСИИ у детей старшего дошкольного возраста". При скачивании файла, сохраняется формат буклета....

Игры и упражнения для профилактики дислексии у детей дошкольного возраста.

Одной из самых актуальных для школьного обучения проблем остается проблема нарушений устной и письменной речи. Рост количества детей, имеющих нарушения речи, заставляет специалистов задуматься о необх...

Игры и упражнения по профилактике дисграфии и дислексии

Игры и упражнения по профилактике дисграфии и дислексии...