Игры и упражнения для профилактики дислексии у детей дошкольного возраста.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Одной из самых актуальных для школьного обучения проблем остается проблема нарушений устной и письменной речи. Рост количества детей, имеющих нарушения речи, заставляет специалистов задуматься о необходимости принятия каких-либо профилактических мер на этапе подготовки к овладению грамотой, а именно формирования у данной категории дошкольников предпосылок, необходимых для нормального овладения письмом и чтением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_po_profilaktike_disleksii.doc | 531.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из самых актуальных для школьного обучения проблем остается проблема нарушений устной и письменной речи. Рост количества детей, имеющих нарушения речи, заставляет специалистов задуматься о необходимости принятия каких-либо профилактических мер на этапе подготовки к овладению грамотой, а именно формирования у данной категории дошкольников предпосылок, необходимых для нормального овладения письмом и чтением.
Профилактическая работа по предупреждению нарушений процесса чтения включает следующие направления:
- Развитие артикуляционного аппарата. Используются артикуляционные упражнения, элементы самомассажа.
- Нормализация правильного речевого дыхания. Ребёнку предлагаются речевые зарядки, проговаривание скороговорок.
- Развитие просодических компонентов речи. Проговаривание речевого материала с разной высотой и силой голоса, интонацией, тембром, ритмом.
- Развитие слухового восприятия, формирование умения выделять и различать звуки, развитие умения производить дифференциацию звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений.
- Узнавание звука на фоне слова (игра «Весёлые ладошки»).
- Выделение ударного гласного звука из начала слова, например: «Какой первый звук ты слышишь в слове «аист»?».
- Выделение согласного звука из конца слова, например: «Какой последний звук ты слышишь в слове «кот»?».
- В задании «Найди отличия» ребёнок должен сравнить два слова и сказать, что изменилось. Например: «мишка-мышка». Таким образом, ребёнок учится различать фонемы, понимать значение слов.
- Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Ребёнку предлагаются следующие задания:
- Для понимания обращённой речи это, например, инструкции - «Принеси куклу», «Возьми мяч и положи его в корзину»; игра «Выполни мои команды!». Взрослый просит ребёнка выполнить действия – «Иди», «Стой», «Прыгай», «Похлопай в ладоши», «Поставь руки на пояс» и т.п.
- Для обогащения словарного запаса предлагаются следующие игры: «Слова - родственники» (подбор однокоренных слов), «Четвёртый лишний», «Смысловые догадки» (на материале фразеологизмов).
- Для развития грамматического строя. Например, игра «Дополни предложение». Ребенку нужно выбрать для себя несколько символов - предлогов. Взрослый произносит начало предложения,
ребенок заканчивает его, используя один из своих символов.
Например: «Карандаш лежит _____ столе».
- Развитие сенсорных навыков. Упражнения выполняются с закрытыми глазами.
«Что за буква?» (ребёнок ощупывает букву и старается её узнать).
«Что за слово?» (называет выложенное взрослым слово). Затем из предложенных букв ребёнок самостоятельно составляет слово.
«Отгадай букву». Пальцем ладошке ребёнка нарисовать букву. Ребёнок отгадывает.
• Развитие зрительного и пространственного восприятия.
Упражнение «Какие предметы спрятаны в рисунках?». Ребёнку показывают рисунки с наложенными контурами и просят назвать «спрятанные» предметы.
Упражнение «Узнай букву». Узнать букву по её фрагменту. Конструирование из объёмных деталей, счётных палочек.
• Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков.
Упражнение «Обведи букву» - по контурному изображению, по точкам.
Упражнение «Письмо в воздухе». Взрослый рисует в воздухе фигуры, буквы, а ребенок должен их узнать. А также предлагать ребёнку различные обводки, штриховки.
Пусть наши совместные усилия принесут положительные результаты!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 33 «УМКА»
Буклет для родителей
Игры и упражнения для
профилактики дислексии
у детей дошкольного возраста.
Подготовила:
учитель – логопед
МБДОУ д/с № 33 « Умка»
Фролова Ирина Дмитриевна
2023
«
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения на развитие памяти детей дошкольного возраста
Игры и упражнения на развитие памяти детей дошкольного имладшего школьного возраста.1. Упражнение «10 слов».Ребенку предлагается 10 слов для запоминания. Например: книга, луна, звон, мед, окно, лед, д...
Особенности развития внимания дошкольников с нарушением зрения. Игры и упражнения для коррекции внимания детей дошкольного возраста.
Как известно, восприятие зрительной информации осуществляется с помощью активных движений глаз. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии осложняет данный процесс, что приводит к увелич...
Игры и упражнения для домашних занятий детей дошкольного возраста
Игры и упражнения для домашних занятий детей дошкольного возраста...
Дидактические игры и упражнения как средство воспитания детей дошкольного возраста
Дидактические игры и упражнения как средство воспитания детей дошкольного возраста...
Игры и упражнения по экологии для детей дошкольного возраста
В настоящее время разработан комплекс упражнений на основе ТРИЗ, в состав которого входят методы и приемы, развивающие творческое мышление и его основной компонент - воображение....
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия детей дошкольного возраста . Материал для практической подготовки студентов "Дошкольное образование"
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия...
Игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста
Игры и упражнения для развития речи детей младшего дошкольного возрастаИгры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возрастаИгры и упражнения для развития речи детей старшего дошколь...