Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
статья (младшая группа)

Хабарова Юлия Сергеевна

Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста "Нравственно-патриотическое воспитание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie_habarova_yu._s.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

Старший воспитатель ГБДОУ НАО «Детский сад «Ромашка»

Хабарова Юлия Сергеевна

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачев

«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»

К. Ушинский

Чувство патриотизма и нравственное воспитание ребенка необходимо начинать с самого раннего возраста через отношения в семье, через пример взрослых ближайшего окружения – родителей, братьев и сестер, близких родственников. Именно семья закладывает основы воспитания, а детский сад совместно с родителями формирует более широкое и устойчивое нравственно-патриотическое воспитание будущего гражданина общества, формирует семейные ценности, традиции, основы поведения и отношения к окружающему миру. В детский сад ребенок приходит с уже заложенной базой знаний о своих близких, уважении, сострадании, взаимопомощи, любви и осознании, что он часть чего-то большего.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться, защищать своих близких, свою Родину. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. И детский сад обязан совместно с родителями привить эти чувства малышу последовательно и планомерно, охватывая все большие горизонты представлений о высокой нравственности и патриотизме.

Успешность воспитания дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд.

В работе по нравственно-патриотическому воспитанию уже с первой младшей группы мы используем беседы, рассказы, наглядные методы, а также дидактические игры.

Здесь необходимы систематические беседы о семье, о маме, о детском саде. С возрастом знания расширяются до уровня знакомых улиц, посещаемых ребенком учреждений, и уже старше даются знания о городе, округе, стране. Совместно с родителями можно сделать стенд на период адаптации детей «Моя мама», «Моя семья» в виде лэпбуков, альбомов, интерактивных стендов с фотографиями мамы, папы, других родственников, важных для ребенка моментов жизни, которые помогают ребенку справится с тревогой при разлуке с привычным маленьким миром.

С возрастом патриотический уголок пополняется более широкими понятиями, подробной информацией в зависимости от возрастных особенностей детей. Это информация о городе, достопримечательностях, памятниках, природе, растительном и животном мире малой Родины, о национальных традициях жителей города, округа. И здесь оформление предметно-развивающей среды неограниченно – альбомы, стенды, картотеки, дидактические игры, пазлы, куклы в национальных нарядах, макеты города, природы, детского сада, атласы, книги с иллюстрациями, настольные игры и много другое.

Особое место в патриотическом воспитании младших дошкольников отводится фольклору. В своей работе педагоги должны использовать все виды фольклора (потешки, пословицы, сказки, песенки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, взаимопомощи, вежливости, трудолюбии. Знакомя детей с фольклором, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Понимание Родины у ребенка складывается не из взрослых мерок этого представления, а из восприятия ближайшего и понятного ребенку окружения, из того, что ему близко и дорого. Здесь педагогу необходимо проводить экскурсии, наблюдения на прогулке с акцентом на красоту родного города, уважении к труду взрослых, показывать эстетическую сторону любых изменений в наблюдаемых объектах.

С раннего возраста дети активно познают мир, исследуя всё происходящее вокруг.  Основным видом деятельности детей является игра, поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Через игру ребенок примеряет на себя различные роли, экспериментирует, познает взаимоотношения со сверстниками.

На мой взгляд, лучшее средство нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников – это дидактическая игра. Дидактические игры удобны тем, что их использование не имеет рамок, границ – это и режимные моменты, и занятия, и прогулка, и свободная игровая деятельность, и многообразие подачи материала.

Дидактические игры для нравственно-патриотического воспитания младших школьников:

 

  1. «Детский сад»

Цель: знакомить детей с информацией о детском саде, о работниках детского сада.  Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т. д.

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада.

Ход игры: по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада.

  1.  «Моя семья»

Цель: формировать представление о себе как о члене семьи, показать значение семьи в жизни человека, формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал:  фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями.

  1. «Что такое хорошо, а что такое плохо»

Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь, формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения

Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие, а как вести себя нельзя.

  1.  «Как зовут твоих родителей»

Цель: закреплять знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек.

Материал: семейные фотоальбомы

Ход игры: дети по очереди называют имена, фамилии, отчества своих мам и пап, бабушек и дедушек, сестер и братьев.

  1.    «Угадай животное»

Цель: закреплять знания детей о животном мире родного края, прививать любовь к Родному краю, к Родине.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением животного мира.

Ход игры: воспитатель описывает животное, дети отгадывают.

  1. «Назови домик»

Цель: закреплять знания детей о животном мире родного края, пояснить, что у животных тоже есть жильё, и оно имеет свое название

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилищ животных

Ход игры: у медведя – берлога, у белки – дупло, у птицы - гнездо

  1. «Листопад»

Цель: знакомить детей с природой родного края, учить подбирать листочки к деревьям, знакомить с названиями растительного мира округа

Материал: картинки и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и листьев к ним

Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева, дети подбирают листья к деревьям.

  1. «Из чего построен дом»

Цель: знакомить детей с многообразием строительных материалов, из чего строях жилище человека, учить логически мыслить, формировать умение образовывать имя прилагательное.

Материал: изображение разных жилищ человека, коробка с материалами

Ход игры: стекло – стеклянный, камень – каменный, дерево – деревянный…

  1. «Ласковое словечко»

Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения, формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова, знакомить с разными именами.

Ход игры: Лена - Леночка, Маша – Машенька, Саша – Сашенька.

  1.  «Кого ты любишь?»

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивать коммуникативные способности

Ход игры: ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях к родителям, родственникам, домашним питомцам.  

  1.  «Угадай, про кого из детей я говорю»

Цель: формировать понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Ход игры: ведущий описывает ребенка (во что одет, как выглядит прическа, цвет глаз, волос, описывает характер, во что любит играть, с кем дружит в группе), дети отгадывают.    

  1.   «Скажи какой, какая»

Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора определений к слову, учить доброжелательно отзываться о том, что окружает ребенка

Материал: карточки с изображением домов, города, растений, животных

Ход игры: воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисовано на ней и подобрать определения к нему (город – красивый, уютный, гостеприимный, большой, улица – красивая, чистая, широкая, дом – родной, теплый, чистый, крепкий и т.д.)

  1.    «Все профессии нужны, все профессии важны»   

Цель: познакомить детей с профессиями, формировать умения разделять профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессии.

 

  1. «Чем похожи? Чем отличаются?»

Цель: познакомить детей со знаниями о человеке, знакомить с внешним строением тела и его возможностями, учить сравнивать, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру.

Материал: картины и изображения человека (мальчика и девочки)

Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображениями и предлагает детям найти сходства и отличия.

  1. «Праздники»

Цель: развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, закреплять правила поведения в общественных местах.  

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам, фотографии с утренников.

Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки, открытки, фотографии. Предлагает подобрать карточку с праздником, назвать, когда этот праздник бывает, во что люди наряжаются, куда ходят, как поздравляют и т.д.

  1. «Жилище человека»

Цель: расширять знания детей о жилище человека, о том, из чего они сделаны, прививать любовь к родному дому.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека

Ход игры: воспитатель начинает рассказ в том где живет человек, что жилище бывает разное чум, хата, изба, дворец, замок и т.д.

  1.  «Я помощник»

Цель: формировать представления о домашних обязанностях, воспитывать желание помогать близким людям.

Материал: картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.

Ход игры: воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома.

  1.  «Птицы нашего города»

Цель: знакомить детей с птицами родного города (округа). Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать.

Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, округа». Можно подключить родителей к подбору фотографий для альбома.

Ход игры: воспитатель показывает детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет, как люди могут помогать птицам.

  1.  «Кому что нужно для работы?»

Цель: развивать речь, логическое мышление, память, закреплять знания о профессиях людей.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: повару – поварешка, библиотекарю – книжка, водителю – автомобиль, врачу – градусник, летчику - самолет и т.д.

  1.  «Отгадай сказку»

Цель: закреплять знания детей о русских народных сказках, которые они изучали, развивать память, мышление, воспитывать любовь к народному фольклору

Материал: иллюстрации к сказкам

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации к сказкам, дополняет фразами из произведения. Дети должны отгадать сказку и ответить на вопросы воспитателя «Кто в сказке главный герой? Кто поступил хорошо? Кто поступил плохо? Что бы вы сделали?»

  1.  «Составь узор»

Цель: познакомить с ненецким орнаментом, с названиями, учить продолжать узор на листке с помощью мозаики, закреплять знание о геометрических фигур, развивать внимание, память, мышление

Материал: готовые узоры ненецкого орнамента, мозаика из цветного картона

Ход игры: воспитатель знакомит с ненецкими орнаментами, обращает внимание на то, что они часто встречаются нам в обычной жизни (в газете, на улице, на сувенирной посуде, на одежде), показывает, что из себя представляет узор, из каких геометрических фигур его можно составить.

  1.  «Подбери наряд»

Цель: закреплять знания детей о разными народах нашего округа, с их особенностями в одежде, воспитывать уважение к разным народам, проживающим рядом, их особенностям.

Материалы: кукла русская, кукла ненецкая, картонная одежда в двух комплектах.

Ход игры: после предварительной работы по знакомству с особенностями одежды народов, проживающих в округе, воспитатель предлагает закрепить полученные знания практически с помощью кукол и подобрать к ним одежду.

На мой взгляд, для того, чтобы воспитать высоко нравственного человека, патриота своей Родины необходима планомерная работа с самого рождения, где главную роль играет семья, семейные отношения, ценности и традиции. В детском саду задача воспитателя привить эти качества с раннего возраста, пока ребенок впитывает как губка всю окружающую действительность, учиться на примере взрослых, сверстников, своего ближайшего окружения. Недаром гласит русская народная пословица «Воспитывай, пока поперек лавки ложится», и это значит, что ребенка надо с рождения учить и воспитывать, пока он мал, в переносном смысле пока "лежит поперек лавки". Начинать воспитывать надо с первых дней жизни и до трех-пяти лет, потом ребенок уже станет самодостаточной личностью, со своими привычками, взглядами и требованиями, и что-то вложить ценное будет гораздо сложнее, можно будет только корректировать ранее приложенные старания и пожинать плоды. В этой пословице отражена народная мудрость – наблюдение за результатом воспитания множества поколений детей. Современные научные исследования только подтверждают результат этих наблюдений. Таким образом, игра как нельзя лучше подходит для воспитания нравственности и патриотизма, потому что является основным видом детской деятельности и именно через игру легче всего дать ребенку знания, сформировать мировоззрение уже в раннем детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры»

Тема нравственно-патриотического воспитания очень актуальна в наши дни. В данной разработке собраны игры для детей младшего дошкольного возраста, направленные на формирование нравственно-патриотическо...

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры

Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитан...

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

                               Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей...

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры

Обобщение опыта работы по теме  "Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры"...

"Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры"

Обобщение опыта работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры"...