Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
статья (младшая группа)
Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста "Нравственно-патриотическое воспитание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
Старший воспитатель ГБДОУ НАО «Детский сад «Ромашка»
Хабарова Юлия Сергеевна
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачев
«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»
К. Ушинский
Чувство патриотизма и нравственное воспитание ребенка необходимо начинать с самого раннего возраста через отношения в семье, через пример взрослых ближайшего окружения – родителей, братьев и сестер, близких родственников. Именно семья закладывает основы воспитания, а детский сад совместно с родителями формирует более широкое и устойчивое нравственно-патриотическое воспитание будущего гражданина общества, формирует семейные ценности, традиции, основы поведения и отношения к окружающему миру. В детский сад ребенок приходит с уже заложенной базой знаний о своих близких, уважении, сострадании, взаимопомощи, любви и осознании, что он часть чего-то большего.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться, защищать своих близких, свою Родину. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. И детский сад обязан совместно с родителями привить эти чувства малышу последовательно и планомерно, охватывая все большие горизонты представлений о высокой нравственности и патриотизме.
Успешность воспитания дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд.
В работе по нравственно-патриотическому воспитанию уже с первой младшей группы мы используем беседы, рассказы, наглядные методы, а также дидактические игры.
Здесь необходимы систематические беседы о семье, о маме, о детском саде. С возрастом знания расширяются до уровня знакомых улиц, посещаемых ребенком учреждений, и уже старше даются знания о городе, округе, стране. Совместно с родителями можно сделать стенд на период адаптации детей «Моя мама», «Моя семья» в виде лэпбуков, альбомов, интерактивных стендов с фотографиями мамы, папы, других родственников, важных для ребенка моментов жизни, которые помогают ребенку справится с тревогой при разлуке с привычным маленьким миром.
С возрастом патриотический уголок пополняется более широкими понятиями, подробной информацией в зависимости от возрастных особенностей детей. Это информация о городе, достопримечательностях, памятниках, природе, растительном и животном мире малой Родины, о национальных традициях жителей города, округа. И здесь оформление предметно-развивающей среды неограниченно – альбомы, стенды, картотеки, дидактические игры, пазлы, куклы в национальных нарядах, макеты города, природы, детского сада, атласы, книги с иллюстрациями, настольные игры и много другое.
Особое место в патриотическом воспитании младших дошкольников отводится фольклору. В своей работе педагоги должны использовать все виды фольклора (потешки, пословицы, сказки, песенки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, взаимопомощи, вежливости, трудолюбии. Знакомя детей с фольклором, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Понимание Родины у ребенка складывается не из взрослых мерок этого представления, а из восприятия ближайшего и понятного ребенку окружения, из того, что ему близко и дорого. Здесь педагогу необходимо проводить экскурсии, наблюдения на прогулке с акцентом на красоту родного города, уважении к труду взрослых, показывать эстетическую сторону любых изменений в наблюдаемых объектах.
С раннего возраста дети активно познают мир, исследуя всё происходящее вокруг. Основным видом деятельности детей является игра, поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Через игру ребенок примеряет на себя различные роли, экспериментирует, познает взаимоотношения со сверстниками.
На мой взгляд, лучшее средство нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников – это дидактическая игра. Дидактические игры удобны тем, что их использование не имеет рамок, границ – это и режимные моменты, и занятия, и прогулка, и свободная игровая деятельность, и многообразие подачи материала.
Дидактические игры для нравственно-патриотического воспитания младших школьников:
- «Детский сад»
Цель: знакомить детей с информацией о детском саде, о работниках детского сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т. д.
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада.
Ход игры: по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада.
- «Моя семья»
Цель: формировать представление о себе как о члене семьи, показать значение семьи в жизни человека, формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями.
- «Что такое хорошо, а что такое плохо»
Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь, формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.
Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения
Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие, а как вести себя нельзя.
- «Как зовут твоих родителей»
Цель: закреплять знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек.
Материал: семейные фотоальбомы
Ход игры: дети по очереди называют имена, фамилии, отчества своих мам и пап, бабушек и дедушек, сестер и братьев.
- «Угадай животное»
Цель: закреплять знания детей о животном мире родного края, прививать любовь к Родному краю, к Родине.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением животного мира.
Ход игры: воспитатель описывает животное, дети отгадывают.
- «Назови домик»
Цель: закреплять знания детей о животном мире родного края, пояснить, что у животных тоже есть жильё, и оно имеет свое название
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилищ животных
Ход игры: у медведя – берлога, у белки – дупло, у птицы - гнездо
- «Листопад»
Цель: знакомить детей с природой родного края, учить подбирать листочки к деревьям, знакомить с названиями растительного мира округа
Материал: картинки и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и листьев к ним
Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева, дети подбирают листья к деревьям.
- «Из чего построен дом»
Цель: знакомить детей с многообразием строительных материалов, из чего строях жилище человека, учить логически мыслить, формировать умение образовывать имя прилагательное.
Материал: изображение разных жилищ человека, коробка с материалами
Ход игры: стекло – стеклянный, камень – каменный, дерево – деревянный…
- «Ласковое словечко»
Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения, формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова, знакомить с разными именами.
Ход игры: Лена - Леночка, Маша – Машенька, Саша – Сашенька.
- «Кого ты любишь?»
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивать коммуникативные способности
Ход игры: ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях к родителям, родственникам, домашним питомцам.
- «Угадай, про кого из детей я говорю»
Цель: формировать понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Ход игры: ведущий описывает ребенка (во что одет, как выглядит прическа, цвет глаз, волос, описывает характер, во что любит играть, с кем дружит в группе), дети отгадывают.
- «Скажи какой, какая»
Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора определений к слову, учить доброжелательно отзываться о том, что окружает ребенка
Материал: карточки с изображением домов, города, растений, животных
Ход игры: воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисовано на ней и подобрать определения к нему (город – красивый, уютный, гостеприимный, большой, улица – красивая, чистая, широкая, дом – родной, теплый, чистый, крепкий и т.д.)
- «Все профессии нужны, все профессии важны»
Цель: познакомить детей с профессиями, формировать умения разделять профессии на мужские и женские.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессии.
- «Чем похожи? Чем отличаются?»
Цель: познакомить детей со знаниями о человеке, знакомить с внешним строением тела и его возможностями, учить сравнивать, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру.
Материал: картины и изображения человека (мальчика и девочки)
Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображениями и предлагает детям найти сходства и отличия.
- «Праздники»
Цель: развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам, фотографии с утренников.
Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки, открытки, фотографии. Предлагает подобрать карточку с праздником, назвать, когда этот праздник бывает, во что люди наряжаются, куда ходят, как поздравляют и т.д.
- «Жилище человека»
Цель: расширять знания детей о жилище человека, о том, из чего они сделаны, прививать любовь к родному дому.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека
Ход игры: воспитатель начинает рассказ в том где живет человек, что жилище бывает разное чум, хата, изба, дворец, замок и т.д.
- «Я помощник»
Цель: формировать представления о домашних обязанностях, воспитывать желание помогать близким людям.
Материал: картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.
Ход игры: воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома.
- «Птицы нашего города»
Цель: знакомить детей с птицами родного города (округа). Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать.
Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, округа». Можно подключить родителей к подбору фотографий для альбома.
Ход игры: воспитатель показывает детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет, как люди могут помогать птицам.
- «Кому что нужно для работы?»
Цель: развивать речь, логическое мышление, память, закреплять знания о профессиях людей.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: повару – поварешка, библиотекарю – книжка, водителю – автомобиль, врачу – градусник, летчику - самолет и т.д.
- «Отгадай сказку»
Цель: закреплять знания детей о русских народных сказках, которые они изучали, развивать память, мышление, воспитывать любовь к народному фольклору
Материал: иллюстрации к сказкам
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации к сказкам, дополняет фразами из произведения. Дети должны отгадать сказку и ответить на вопросы воспитателя «Кто в сказке главный герой? Кто поступил хорошо? Кто поступил плохо? Что бы вы сделали?»
- «Составь узор»
Цель: познакомить с ненецким орнаментом, с названиями, учить продолжать узор на листке с помощью мозаики, закреплять знание о геометрических фигур, развивать внимание, память, мышление
Материал: готовые узоры ненецкого орнамента, мозаика из цветного картона
Ход игры: воспитатель знакомит с ненецкими орнаментами, обращает внимание на то, что они часто встречаются нам в обычной жизни (в газете, на улице, на сувенирной посуде, на одежде), показывает, что из себя представляет узор, из каких геометрических фигур его можно составить.
- «Подбери наряд»
Цель: закреплять знания детей о разными народах нашего округа, с их особенностями в одежде, воспитывать уважение к разным народам, проживающим рядом, их особенностям.
Материалы: кукла русская, кукла ненецкая, картонная одежда в двух комплектах.
Ход игры: после предварительной работы по знакомству с особенностями одежды народов, проживающих в округе, воспитатель предлагает закрепить полученные знания практически с помощью кукол и подобрать к ним одежду.
На мой взгляд, для того, чтобы воспитать высоко нравственного человека, патриота своей Родины необходима планомерная работа с самого рождения, где главную роль играет семья, семейные отношения, ценности и традиции. В детском саду задача воспитателя привить эти качества с раннего возраста, пока ребенок впитывает как губка всю окружающую действительность, учиться на примере взрослых, сверстников, своего ближайшего окружения. Недаром гласит русская народная пословица «Воспитывай, пока поперек лавки ложится», и это значит, что ребенка надо с рождения учить и воспитывать, пока он мал, в переносном смысле пока "лежит поперек лавки". Начинать воспитывать надо с первых дней жизни и до трех-пяти лет, потом ребенок уже станет самодостаточной личностью, со своими привычками, взглядами и требованиями, и что-то вложить ценное будет гораздо сложнее, можно будет только корректировать ранее приложенные старания и пожинать плоды. В этой пословице отражена народная мудрость – наблюдение за результатом воспитания множества поколений детей. Современные научные исследования только подтверждают результат этих наблюдений. Таким образом, игра как нельзя лучше подходит для воспитания нравственности и патриотизма, потому что является основным видом детской деятельности и именно через игру легче всего дать ребенку знания, сформировать мировоззрение уже в раннем детстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры»
Тема нравственно-патриотического воспитания очень актуальна в наши дни. В данной разработке собраны игры для детей младшего дошкольного возраста, направленные на формирование нравственно-патриотическо...

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры
Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитан...

Методическое пособие «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры»
Методическое пособие...
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей...
Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры
Обобщение опыта работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры"...
"Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры"
Обобщение опыта работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры"...