Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры
статья (младшая группа)
Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-patritichkskoe_vospitanie_posredstvom_igry.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно- патриотическое
воспитание детей младшего дошкольного возраста
посредством игры.
Подготовила: Поверина О.Е.
Воспитатель МКДОУ Савинского детского сада №2
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский
Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания.
В свою очередь нравственно-патриотическое воспитание можно разделить на отдельные две части объединенных принципами и задачами:
патриотическое воспитание – подразумевает формирование самооценки своих действий и поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и страны, а так же бережное отношение к традициям и жизни своей малой и большой Родины, а так же воспитание уважительного отношения к культуре других народов (толерантность). Важным средством нравственно-патриотического воспитания является приобщение детей к традициям своей страны и малой Родины.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей;
возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития;
развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям.
Уже не раз подчёркивалась универсальность игры как средства обучения и воспитания.
Дидактические игры очень эффективны и в патриотическом воспитании тоже. Уже рассматривалось содержание патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста, в котором были выделены важнейшие компоненты, ключевыми из которых являются знания и отношения к этим знаниям (чувства). Благодаря дидактическим играм по патриотическому воспитанию можно оказывать определённое воздействие на эти компоненты, решая игровую задачу. Кроме того играть можно в любое удобное время и практически в любом месте. В эти игры могут играть как педагоги в воспитательно-образовательном учреждении, так и родители дома или в путешествии. Дидактические игры по патриотическому воспитанию можно так же включить и в другие виды деятельности: в трудовую, творческую или включить в занятие (учебную). Рассмотрим дидактические игры, которые решают задачи патриотического воспитания именно в младшем дошкольном возрасте. В этом возрасте всё патриотическое воспитание сосредоточено вокруг ближайшего окружения ребёнка, поэтому и игры преимущественно будут связаны с семьёй и детским садом.
Игра «Мой адрес». «Наш детский сад», «Добрые слова», «Волшебные слова», «Как я дома помогаю, «Дружная семейка»
Нравственное воспитание - подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между самими детьми, привычку играть и трудиться, заниматься сообща; умение договариваться и помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающему миру и людям; заботливое отношение к малышам и пожилым людям, умения помогать им; а так же развитие самостоятельности и волевых качеств, таких как, умение ограничивать свои желания и расширять возможности самостоятельности, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные правила и нормы поведения в обществе, в своих поступках следовать положительному примеру. Важным средством нравственно-патриотического воспитания является приобщение детей к традициям своей страны и малой Родины.
Задачи нравственного воспитания дошкольников
Воспитание гуманных чувств и отношений, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию, делать добро искренне и охотно.
Воспитание коллективизма основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений, таких как дружба, взаимопомощь и отзывчивость.
Воспитание трудолюбия, желание и умение трудиться на благо Отечества, оказывать помощь людям старшего поколения.
Идеальная цель нравственного воспитания — воспитание счастливого человека.
Важным средством нравственного воспитания является игра. Именно в игре происходит усвоение моральных правил. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого, научить его действовать и поступать в соответствии с
нравственными требованиями.
Игровые упражнения «Докончи пословицу о дружбе», «В стране вежливых слов», «Что хорошо, что плохо» способствуют организации детского коллектива, созданию радостного, бодрого настроения. В игре «Вежливо-невежливо», задаю детям вопросы из ситуаций повседневного поведения, в которых дети знают как вести себя. Получается своеобразное повторение и закрепление правил поведения.
Игровые развивающие ситуации: «Кукла Катя заболела», «Научим зверей здороваться», «Угостим животных чаем» воспитывают у детей добрые чувства к людям, животным, учат проявлять сочувствие, внимание, заботу, одновременно формируются основы организованности, инициативности, взаимопомощи.
Добрые отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Например, игра «Дом», «Школа» «Приходите к нам на чай», воспитывают гуманные чувства, учат детей быть вежливыми. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» помогают понять детям логику простых жизненных ситуаций. При распределении ролей, что бы избежать ссоры пользуемся считалками. Игра делает жизнь детей увлекательной и интересной. В процессе игр дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам.
Мощным средством нравственного воспитания являются сказки. Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка - благодатный и ничем незаменимый источник любви к Родине, потому что она творение народа. Через сказку дети легче усваивают моральные нормы и ценности, различают добро и зло. После чтения сказки предлагаю детям выразить свое отношение к персонажам сказки, определить положительные и отрицательные качества героев, сделать вывод. Одно дело сказать: «Не будь злым, будь добрым» и совсем другое, когда ребенок глубоко сочувствует, переживает вместе с героем, появляется попытка оценить себя, задуматься над своим поведением
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные подвижные игры формируют начало любви к своему народу, к своей Родине .Игра является естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой. Поэтому в работе по нравственно – патриотическому воспитанию необходимо использовать разнообразные игры: дидактические, словесные ,малоподвижные и подвижные.
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Подвижная игра активизирует кровообращение и обменные процессы, способствует совершенствованию и точности движений, развивает координацию; формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами, познавать окружающий мир; активизирует память, развивает мыслительные реакции, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей, а также учит взаимодействию в коллективе, соблюдению правил, способствует формированию нравственных качеств: честности, справедливости, дружелюбию, вызывает чувство сопереживания, взаимопомощи, развивает музыкальный слух и чувство ритма.
Народные подвижные и словесные игры являются традиционным средством педагогики . В них находят отражение: жизнь, труд и быт людей, национальные традиции, находят представления о чести, смелости, мужестве, вызывают желание развивать силу и ловкость, быстроту и точность движений, а также развивают творческое мышление и смекалку, вызывают стимул к победе.
Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте.
Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие личности.
Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры»
Тема нравственно-патриотического воспитания очень актуальна в наши дни. В данной разработке собраны игры для детей младшего дошкольного возраста, направленные на формирование нравственно-патриотическо...
Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста "Нравственно-патриотическое воспитание"...
Методическое пособие «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры»
Методическое пособие...
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей...
Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры
Обобщение опыта работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры"...
"Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры"
Обобщение опыта работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры"...