Семинар-практикум для родителей "Игры дома с детьми 2-5 лет под присмотром"
консультация
В этом возрасте еще рискованно оставлять ребенка одного, поскольку для малыша в квартире, да и на улице, много всего неизведанного, интересного, а порой и опасного. Поэтому, чтобы выделить какое-то время для занятий домашними делами или просто отдыха, родителям придется чем-то занять свое чадо, не выпуская его из поля зрения. Существует множество игр, способствующих психофизическому развитию ребенка в данном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_roditeley.docx | 43.48 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Игры дома с детьми 2-5 лет под присмотром»
Воспитатель: Мокрашова Р.М.
В этом возрасте еще рискованно оставлять ребенка одного, поскольку для малыша в квартире, да и на улице, много всего неизведанного, интересного, а порой и опасного. Поэтому, чтобы выделить какое-то время для занятий домашними делами или просто отдыха, родителям придется чем-то занять свое чадо, не выпуская его из поля зрения. Существует множество игр, способствующих психофизическому развитию ребенка в данном возрасте.
Вообще, игровую деятельность детей исследователи уже достаточно давно начали подразделять на ряд этапов. В 2-летнем возрасте ребенок способен к сюжетно-отобразительным играм. При этом действия ребенка могут имитировать использование по назначению того или иного предмета. Детям этого возраста уже интересно «помогать» родителям: например, перекладывать предметы из одной кастрюли в другую или «месить» тесто вместе с мамой. Вы можете воспользоваться этой особенностью возраста ребенка, чтобы увлечь его. После 3 лет дети уже способны к сюжетно-ролевым играм.
Давно известно, что игровая деятельность малыша многогранна, а игры разнообразны. Но основную роль в развитии ребенка выполняют сюжетно- ролевые игры. Они воплощают в себе наиболее существенные основные черты игры как деятельности. Именно в сюжетно-роле- вой игре ваш малыш может представить себя кем и чем угодно, действуя соответствующим образом. Игровое действие в данном возрасте обретает для малыша символический характер. Играя, ваши дети учатся моделировать ситуации с предметами-заместителями.
В возрасте 4 лет и старше ребенок переходит к собственно ролевым играм, представляющим собой самостоятельную деятельность детей, моделирующую жизнь взрослых.
Развитие малыша в игре происходит преимущественно за счет разнообразия направленности ее содержания. Немаловажное значение даже для ребенка в самом юном возрасте имеют самостоятельные игры. Взрослый в них принимает косвенное участие: помогает подготовить и провести игру. Благодаря самостоятельным играм ваш ребенок получает возможность личного развития, проявления инициативы. Эти игры имеют большое значение для психического развития ребенка.
На третьем году жизни ребенок уже может сам найти себе занятие и играть в одиночестве до полутора часов. И умение играть самостоятельно вы должны развивать. Самостоятельные игры полезны для малыша. Для того чтобы ребенок мог сам занять себя, ему необходимо создать определенные условия. Игра для ребенка — серьезное дело, именно так вам и следует относиться к занятиям вашего малыша. Не мешайте ему играть, не стоит запрещать ребенку побегать-попрыгать по комнате. Малыш должен иметь возможность удовлетворять свою потребность в движении и отдыхе.
Где любой маме приходится проводить наибольшее количество времени? Разумеется, на кухне. А малыши-непоседы нередко мешаются под ногами, стремятся добиться маминого внимания. Но на кухне, как ни странно, проще всего увлечь ребенка разнообразными играми. Положительные стороны подобного времяпрепровождения сложно переоценить. Ваш ребенок будет под присмотром, при этом вполне сумеет занять себя самостоятельно. К тому же благодаря подручным материалам малыш будет развиваться.
На кухне есть множество предметов, способствующих творческому и интеллектуальному развитию малыша. Мы предлагаем вашему вниманию различные игры, которыми можно занять ребенка. Вам, конечно, сначала придется объяснить малышу, что ему следует сделать. Но в дальнейшем он сам успешно займется играми.
Кстати, именно на кухне проводит мама семейства много времени. Именно здесь и следует приучать малыша помогать взрослым. Все трудовые навыки, по мнению педагогов и психологов, закладываются в раннем детстве. Малыши обожают помогать родителям в повседневных делах, копируя их поведение. К сожалению, очень часто нам не хватает времени, и мы отмахиваемся от инициативы ребенка. Бесспорно, взрослым проще все сделать самим, нежели переделывать за маленьким «помощником». Тем не менее помощь малыша по дому очень важна для его развития. Не стоит загружать ребенка большим количеством обязанностей, но приучать его к труду необходимо. Вы можете попросить ребенка вымыть посуду — несколько небьющихся чашек и тарелок, ложки. Пусть накроет на стол и подметет пол. Не следует принуждать ребенка к таким действиям, проводите их в игровой форме. Можете включить музыку, которая нравится вашему ребенку.
Узнай на ощупь
Займите ребенка, предложив ему такое увлекательное и познавательное задание. Положите в непрозрачный пакет различные фрукты и овощи, для начала не более 4 — 5 штук. Попросите своего ребенка осторожно их потрогать и определить на ощупь, что вы ему предлагаете. После того как ваш ребенок назовет предмет, он может вынуть его из пакета и убедиться в верности своего ответа. Как показывает опыт, подобное развлечение помогает ребенку лучше ориентироваться в окружающем мире и развивают речь (она зависит от развития мелкой моторики).
Помоги маме
Все дети любят помогать своим родителям. Разумеется, далеко не всегда вам это удобно. К тому же маленький ребенок нередко только мешает своей «помощью». Тем не менее педагоги не рекомендуют ограничивать ребенка в видах деятельности. На кухне ваш малыш может выполнять несложные задания. Например, предложите ему помыть картофель или яблоки, морковь или виноград. Поставьте ребенка перед раковиной или тазиком с водой, предоставьте ему овощи и фрукты. На несколько минут вы можете сконцентрироваться на домашних хлопотах. Малыши охотно возятся с водой и им приятно выполнить полезное дело.
Пенные радости
Венчик — замечательная игрушка для малыша, особенно если вас не пугает перспектива отмывать стол и стены от пены. Налейте воды в тазик, добавьте в воду жидкое мыло и поставьте в раковину. Наденьте фартук на малыша, предложите ему венчик и покажите, как им пользоваться. Ребенок с огромным удовольствием начнет взбивать мыльную пену. Кстати, можно добавить в воду несколько капель пищевой краски, чтобы пена получилась цветной.
Игры с крупами
Очень полезны и интересны игры с крупами. Вам помогут любые крупы, которые есть на каждой кухне: просо и гречка, горох и фасоль, семечки и манная крупа, даже обыкновенная соль. Игры с крупами развивают тактильные ощущения ребенка, способствуют развитию мелкой моторики. Разумеется, есть опасность, что ребенок рассыплет крупы по всей кухне. Но ведь с этим вы вполне сможете справиться с помощью обыкновенного веника! А малыш получит огромное удовольствие от игр с сыпучим продуктом.
Например, предложите вашему малышу ложку и две небьющиеся емкости. В одну из них насыпьте какую-либо крупу и покажите ребенку, каким образом с помощью ложки пересыпать крупу из одной посуды в другую. Благодаря такой игре ребенок быстрее научится обращаться с ложкой.
Существует также и другая игра. Возьмите глубокую посуду: блюдо или небольшой тазик. Насыпьте в блюдо крупу. Спрячьте в крупе несколько игрушек вашего малыша и предложите ему отыскать их все.
Для следующего развлечения вам потребуется плоское блюдо или поднос лучше белого цвета. На поверхности блюда распределите тонкий слой крупы (подойдет гречка, рис, манная крупа). Покажите ребенку, как можно рисовать на крупе простейшие фигуры пальцами. Малышей подобное занятие обычно увлекает на достаточно длительное время. Если ребенок уже хорошо справляется с «рисованием» простейших узоров, предложите ему более сложный вариант игры. Возьмите крупу другого цвета, и пусть ваш малыш засыпает проделанные полоски, кружочки и ромбики ею. Такие игры способствуют развитию мелкой моторики малыша, развивают воображение и фантазию.
Макаронные радости
В продуктовых магазинах в настоящее время можно обнаружить макаронные изделия самой разной формы: бантики и ракушки, спиральки и многое другое. Накупите различных макаронных изделий и предложите своему малышу с их помощью сделать аппликацию. Макароны прекрасно крепятся к любой поверхности клеем ПВА или крахмальным клейстером. Предложите малышу макароны и клейстер, покажите, каким образом со всем этим работать. Пусть ребенок самовыражается. Готовую аппликацию можно будет раскрасить акварельными красками.
► Игры в ванной комнате с детьми
Посещение ванной комнаты также может развлечь вашего ребенка, а вас освободит на некоторое время для занятия домашними делами или просто отдыха. Маленьких детей не стоит оставлять в ванной комнате в одиночестве: вам придется наблюдать за малышом. Но в ванной ребенок сможет прекрасно занять себя сам. А если предоставить в его распоряжение наполненный водой тазик, он успешно займется купанием игрушек, дав родителям возможность заняться своими делами. В ванной комнате можно хранить игрушки, предназначенные для купания малыша.
Проведенное в ванной время может стать для вашего малыша способом познания мира. Дайте ребенку различные вещи, которые плавают и тонут, пластиковые стаканчики различных форм, небьющиеся чашки. Пусть ваш малыш попробует утопить «непотопляемые» игрушки или оставить на плаву более тяжелые предметы, увидит, что наполненный небольшим количеством воды стаканчик вполне успешно плавает. Все это способствует развитию ребенка.
Пенные узоры
С помощью обыкновенной пены для бритья ребенок может разрисовать стены ванной комнаты. Кафельная плитка прекрасно отмывается. А посредством пены для бритья ваш малыш даст выход своей энергии и творческим способностям. Чтобы разнообразить игру, предоставьте в распоряжение ребенка помазок для бритья или кисточку для рисования. Можно придать пене для бритья другие цвета, добавив в нее небольшое количество пищевого красителя.
А после того как «красота» в ванной комнате была наведена и ребенку наскучило это занятие, предложите ему смыть мыльные узоры. Для этого пригодится водяной пистолет или пластмассовая бутылочка с отверстием, проделанным в крышке. Пусть малыш прицеливается в мыльные мишени. Такое упражнение поможет в тренировке глазомера.
Чистота — залог здоровья
Предложите малышу вымыть ванную, прежде чем он приступит к купанию. Дайте ему старую зубную щетку, губку, тазике водой. Малыш увлеченно займется наведением чистоты на отведенной ему территории, дав маме возможность заняться своими делами. Можете также попросить ребенка вымыть его игрушки.
Плывет или тонет
Предложите ребенку выкупать несколько игрушек в ванной. Пусть малыш разделит свои игрушки на плавающие и тонущие. Посоветуйте ребенку отгадать, какие предметы из привычного обихода (бутылочки с шампунем и жидким мылом, кастрюльки и чашечки, губки для мытья посуды и мочалки) будут плавать, а какие — тонуть. Параллельно вы можете рассказать малышу, что предметы, которые могут плавать по поверхности воды, весят меньше, чем вода.
Бассейн для малыша
Приобретите тонкие поролоновые губки. Вырежьте из них самые разные фигурки — рыбок и цветочки, шарики и морских звезд. Ваш малыш может поиграть с этими губками, сидя в ванной, а после чего с их же помощью вымыться.
Переливание воды
Предложите малышу переливать воду из одного сосуда в другой. Дайте ребенку пластиковые бутылочки, баночки и чашки разных размеров и цветов. Посредством этой игры, увлекательной для малышей, у детей начинают складываться количественные представления. Поначалу ребенок будет убежден, что в высокой и узкой бутылке больше воды, чем в низкой банке точно такого же объема. Но постепенно ваш малыш придет к выводу, что в обеих емкостях содержится одинаковое количество воды.
► Игры с красками с детьми в домашних условиях
Многие педиатры считают, что здоровый ребенок хорошо играет, говорит и рисует. Рисование очень важно для гармоничного развития маленького человечка. Рисование — это средство самораскрытия, свободного выражения внутреннего мира. Для малыша рисунок является одним из способов общения с окружающим миром. С помощью рисования ваш малыш может выразить свои радость или грусть, страхи, фантазии и даже вопросы. Психологи считают, что не рисуют преимущественно дети, пережившие душевную травму.
Параллельно с психическим и моторным развитием ребенка происходит и развитие его графического самовыражения. Процесс рисования может надолго увлечь ребенка.
До 2 лет рисунки детей представляют собой беспорядочные линии, не отягощенные какой-либо идеей. В этом возрасте малыши уже улавливают сходство изображения с окружающими предметами.
Рисование очень важно, поскольку представляет собой первый этап в обучении письму. Посредством рисования ребенок вырабатывает умения держать карандаш, контролировать свои жесты.
Приучая малыша к рисованию, помните несколько советов психологов. Психологи считают, что для ребенка недостаточной будет оценка его творчества фразой «Какая красивая картинка!». Малышей интересует обсуждение рисунка. Обязательно спросите у ребенка, что именно он изобразил, что означает та или иная деталь рисунка.
Игры на бумаге и с бумагой способны тоже надолго увлечь малыша. Они задействуют логическое мышление, мелкую моторику. С помощью таких игр ребенок учится владеть ручкой и карандашами.
Рисуем пальчиками
Пальчиковое рисование представляет собой картины, нарисованные исключительно с помощью пальцев рук. Этот способ рисования особенно подходит для самых маленьких детей, не умеющих еще держать в руке кисточку или карандаш. Посредством пальчикового рисования улучшается мелкая моторика, а также такое рисование благотворно сказывается на нервной системе ребенка. Как следствие, у малыша значительно лучше развиваются речевой аппарат, память, ловкость.
Увлечь малыша пальчиковым рисованием можно, когда ему еще не исполнилось и года. Занятия с пальчиковыми красками представляют собой хороший способ рефлекторного массажа. При работе с красками у малыша формируется художественный вкус, ребенок наблюдает и сравнивает предметы.
В возрасте до 2 лет вы можете занять ребенка, посадив его рядышком на кухне и предложив пищевые «краски». В таком качестве можно использовать черничный или клубничный йогурт, детский творожок с фруктовыми наполнителями. Пусть малыш размазывает их пальчиками или ладошкой по столу. Ребенку в возрасте до 2 лет можно дать возможность рисовать на бумаге, но опять-таки пищевыми красителями. В качестве красок вы можете задействовать отваренную свеклу или свекольный сок, яркие ягоды, зелень, шпинат или отваренную морковку. Покажите ребенку, какие следы остаются на бумаге от таких красок. Ваш малыш начнет размазывать «краски» пальчиками, смешивать их между собой. В этом возрасте малыша завораживают возможности «волшебного» превращения форм и изменения цветов.
Из обычной манной каши также получаются замечательные краски для пальчикового рисования малышей. Разделите остывшую манную кашу на порции и добавьте в каждую из них пищевые красители. Украсить свой «шедевр» малыш может ягодками.
В более старшем возрасте дети могут пользоваться и специальными пальчиковыми красками. При этом детей уже можно постепенно приучать к изображению предметов. Например, если малыш отпечатал на листе бумаги левую ладошку, попросите его поставить рядом отпечаток правой, а сами между ними нарисуйте тело бабочки. Если ваш малыш уже видел бабочек на картинках или во дворе, он обрадуется: вот как замечательно он умеет рисовать!
Пальчиковые краски — удовольствие не из дешевых. Но их можно приготовить и самостоятельно. Для этого вам потребуются 1/2 стакана кукурузного крахмала, 3 ст. л. сахара, 1/2 ч. л. соли, 2 стакана холодной воды и пищевые красители. Смешайте все ингредиенты, за исключением красителей, и варите в течение 10—15 мин на небольшом огне. Выключите огонь и помешивайте будущие краски до тех пор, пока смесь не станет плотной и однородной. Когда полученная смесь остынет, разлейте ее по баночкам и добавьте пищевые красители. Безопасные для малыша краски готовы. Хранить их следует под крышками.
Дорисовывать картинки ребенка следует, пользуясь фломастером или кисточкой. Ребенку хочется подражать родителям, и постепенно он перейдет от пальчикового метода рисования к изображению посредством кисточки.
Если ребенку надоело рисовать ладошками и пальчиками, предложите ему поролоновую губку. Покажите, как раскрасить картинку с помощью такой губки. Разумеется, картинки для раскрашивания подобным методом должны быть крупными.
Можете также предоставить в распоряжение малыша разнообразные трафареты, пусть ребенок учится плотно прикладывать к бумаге трафарет и с помощью губки прокрашивать изображения.
Замечательное место для рисования пальчиками — это ванная комната. И сама ванна, и кафельные стены, и зеркало могут стать прекрасным «холстом» для юного художника. На кафеле, стенах ванной и зеркале можно рисовать детской зубной пастой, кремом для бритья. Можно использовать в ванной гуашь или акварель, которые легко смываются водой.
Не менее полезны для малыша игры с пластилином. Нанесите на картонную основу простой рисунок и покажите малышу, как, размазывая по картону маленькие кусочки пластилина, его закрасить. Работа получается очень декоративной.
Рисуем, как взрослые
После 2 лет малышам уже не столь интересны «продуктовые» художества, поскольку палитра красок бедна, рисунки получаются не слишком выразительными. Обычно в этом возрасте ваш малыш начинает применять для рисования кисточки, карандаши и яркие фломастеры. Ребенок уже умеет фантазировать, переходит от изображения «каляк-маляк» к рисованию предметов, пусть пока условных, но уже вполне узнаваемых. Начиная с 2 лет ребенку можно предоставить гуашь, акварель. Малышам в этом возрасте больше всего нравятся фломастеры, ведь с их помощью получаются очень яркие картины, а нажим на бумагу практически не нужен. Постепенно вы можете показать малышу, как работать гуашью. Слегка разведите гуашь водой, покажите ребенку, как набирать краску из баночки и снимать лишнюю краску о край баночки, как смешивать разные краски на листе. Кисточку лучше всего использовать плоскую, из натуральной щетины. Жесткой кистью ребенку работать гораздо удобнее.
Увлекают малышей и всевозможные раскраски. Рисунки, предназначенные для раскрашивания карандашами или фломастерами, должны быть небольшими: ведь у малыша может не хватить сил и терпения закрасить большую поверхность.
Рисуем... себя
Найдите большой лист бумаги и попросите ребенка улечься на него. Обведите контуры малыша. На этом ваша часть работы завершена. Предложите ребенку сделать автопортрет в натуральную величину. Пусть малыш, поглядывая в зеркало, раскрасит себя, нарисует себе волосы, лицо, одежду.
Автопортрет
Предложите малышу поиграть в художника и нарисовать свой портрет. Дайте ребенку небьющееся зеркало, краски и покажите, как на зеркале рисовать себя, обводя отражение.
Змейка
Возьмите лист бумаги в клетку. Очертите квадрат размером 7 на 7 клеток. Две соседние стороны квадрата должны быть одного цвета, другие — иного. На игровом поле поставьте точки двух цветов в произвольных местах. Попросите малыша соединить точки между собой, проводя линии только по клеточкам. Нельзя проводить линии по диагонали клеточки, нельзя, чтобы линии пересекались. Малыш может надолго увлечься такой игрой. А после покажите ему, как можно рисовать из клеточек разные фигурки.
Дорожки
Нарисуйте два домика напротив друг друга, между ними проведите дорожку. На первоначальном этапе дорожка должна быть достаточно широкой и ровной. Малышу предложите провести фломастером или карандашом по дорожке. Можете нарисовать несколько дорожек, волнистых или изгибистых. Постепенно ваши дорожки могут становиться все более узкими. Такая игра поможет ребенку овладеть навыками рисования и письма.
Можете попросить малыша соединить нарисованные на бумаге бусинки, дорисовать у лесенки ступеньки, к цветочкам провести стебельки и пр.
Гоночная трасса
В эту игру может играть и один ребенок, и несколько малышей. Она способствует развитию мелкой моторики, логики. На листе бумаги в клеточку нарисуйте извилистую дорожку, которая будет гоночной трассой. Попросите ребенка прочертить по трассе фломастером, не заходя за края.
Режем, режем, вырезаем
После 2 лет малыша можно учить вырезать из бумаги различные фигурки. Используйте для этого специальные детские ножницы с закругленными концами.
Начните с простых фигур: круга, квадрата, треугольника, постепенно переходя к более сложным. Вырезанные ребенком фигуры вместе с ним приклейте на картон, составив предварительно картинки.
Такие занятия развиваю мелкую моторику, вырабатывают аккуратность.
Одень куклу
Вырежьте маленькую фигурку человека из плотного картона. Нарисуйте или наклейте вырезанное из журнала лицо. Из такой же плотной бумаги сделайте образцы одежды для куклы и предложите малышу обвести их на цветной бумаге и вырезать. Таким образом, кукла получит богатый гардероб. Если малыша заинтересовала такая игра, он может вырезать одежду из белой бумаги и раскрашивать ее самостоятельно.
Дорисуй-ка
Схематично изобразите дом (прямоугольник, на нем — треугольник). Попросите малыша дорисовать картинку. При желании ребенок может дорисовать не только дом, но и деревья вокруг, дорожки и многое другое. А может быть, он захочет изобразить будку, в которой живет собачка? Или ребятишек, играющих в мячик?
Рисунки свечкой
Детям 3 — 5 лет можно показать интересный фокус. Заранее нарисуйте на альбомном листе домик, бабочку, елочку и пр. с помощью обыкновенной свечки. Покажите малышу «пустой» лист бумаги, а потом попросите раскрасить его. Как по волшебству, на бумаге появится картинка. Объясните малышу секрет фокуса, пусть он самостоятельно рисует свечкой и раскрашивает.
Восковые фантазии
С помощью воска можно создавать и другие необычные рисунки. Возьмите лист картона, равномерно покройте его с помощью ребенка толстым слоем воска (водите свечкой по листу несколько минут). После этого покройте лист в воском темной гуашью (синей, черной, фиолетовой). Затем покажите ребенку, как с помощью тонкой палочки прорисовывать линии на воске. Так можно сделать необычные и красивые поделки. Эта игра в рисование для детей от 4 лет, так как малыши могут пораниться палочкой.
Вы можете предложить ребенку всевозможные игры на интеллектуальное развитие. С помощью игр, представленных ниже, можно развивать память, внимание, воображение и мышление малышей. Посредством игры дети приобретают новые знания и умения, развивают различные способности. Игры, ориентированные на интеллектуальное развитие ребенка, можно условно подразделить на следующие группы:
- игры, которые направлены на развитие восприятия. Благодаря таким играм ребенок учится анализировать предметы по форме, цвету и величине. Малыша нужно научить ориентироваться в основных цветах спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также различать их оттенки. Ориентированы подобные игры также на знание основных геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Малыш в игре учится подбирать предметы вышеперечисленных форм по образцу или по названию. И наконец, познание величины предмета выражается в расположении одинаковых предметов различной величины по возрастанию и убыванию;
- игры, направленные на развитие внимания. С их помощью малыш учится сосредоточиваться на той или иной деятельности;
- игры, направленные на развитие памяти. Они помогают ребенку запоминать предметы и действия, тренируя его память и готовя малыша к более взрослой жизни.
К развивающим играм относят и игры на развитие речи. Основное средство развития речи малыша 2 — 3-летнего возраста — это его общение со взрослыми. Общаться с ребенком вы можете, не отрываясь от домашних хлопот, С более маленькими детьми можно общаться «в фоновом режиме», комментируя свои действия. При этом вы будете знакомить ребенка с реальным миром вещей, событий и явлений. Для развития речи малышей важно читать им книги, понятные для детей того или иного возраста.
Во многие из подобных игр малыш может играть самостоятельно или с вашим участием.
Катаем предметы
Посредством этой игры малыш знакомится с формой предмета. Соорудите горку из подручных материалов или просто предложите малышу докатить фигурку до выстроенных на полу или столе ворот. Среди фигурок, которыми будет пользоваться ребенок, должны быть шарик и кубик. Поначалу вашему малышу будет безразлично, какую фигурку катить. Но постепенно он поймет, что шарик катится быстрее. Обратите внимание ребенка на острые углы, мешающие катиться кубику. Поучите малыша рисовать шарик и кубик (круг и квадрат) на бумаге.
Одежда для кукол
Эта игра позволяет сформировать у ребенка понятия большое-малое. Предложите малышу одеть кукол. Для этого дайте ему большую и маленькую кукол и два комплекта одежды. Поставленную задачу ребенок должен решить самостоятельно. Сначала малыш может распределить вещи неправильно. В этом случае обратите его внимание на то, что одежда велика для маленькой куклы (мала для большой), и пусть подумает еще. Для того чтобы усложнить задачу, дайте ребенку три куклы разных размеров.
Строитель башни
Эта игра позволяет выработать у малыша понятия устойчивости и неустойчивости. Для нее потребуются кубики разных размеров. Малыш должен убедиться на собственном опыте, что для устойчивости башни внизу необходимо расположить самый большой кубик, то есть выстроить кубики по мере их уменьшения.
Воздушные шарики
Эта игра способствует ориентированию ребенка в мире цвета. Малыш научится подбирать одинаковые цвета. Для подготовки к игре наклейте на картонную основу узкие полоски разных цветов (лучше всего использовать основные цвета спектра). Из бумаги тех же цветов вырежьте круги или овалы. Объясните малышу, что полоски — это ниточки, а круги — шарики. Шарики оторвались от ниточек, и их необходимо «привязать» на место. Покажите, как это сделать. После чего дайте ребенку возможность самостоятельно действовать.
Сравнение
Играть в эту игру вы можете, занимаясь своими делами и периодически поправляя ребенка, если он был неточен. Поставьте перед малышом две игрушки и предложите ему сказать, чем они похожи, а потом — чем отличаются. Например, мышка и тигренок похожи тем, что у них есть ушки, глазки, лапки, хвостики, они пушистые. Отличаются они тем, что тигренок большой, а мышка маленькая, тигренок рыжий в полосочку, а мышка — серая и пр. Таким образом ваш малыш может сравнивать любые пары игрушек. Для того чтобы усложнить игру, поставьте перед малышом более похожие игрушки (разные машинки, разные мячики или кубики).
Что лишнее?
Для этой игры вам потребуются карточки с изображением различных предметов. Разложите перед малышом три карточки с предметами из одной смысловой группы, одну — из другой и попросите ребенка найти лишнюю картинку. Картинки могут изображать фрукты, овощи, диких и домашних животных, посуду, книжки и пр.
По порядку
Для этой игры вам потребуются рисунки, связанные тематически. Например, на одной картинке изображено семечко растения, на второй — росток, на следующей — цветок или дерево, а на последней — плод. Положите карточки перед малышом в произвольном порядке и попросите его определить, что произошло раньше, а что — позже. Пусть ребенок правильно разложит рисунки.
Что может быть...?
Посредством такой игры малыши учатся обобщать свойства предметов, сравнивать их. Также с помощью этой игры ребенку проще освоить значение таких понятий, как ширина, высота и длина. Сначала вы задаете вопросы, а ваш малыш на них отвечает. Потом малыш задает вопросы вам. Например, вопросы могут быть следующими.
Что может быть высоким?
Что может быть длинным?
Что может быть коротким?
Что может быть широким?
Что может быть узким?
Что может быть круглым?
Что может быть квадратным?
Что может быть треугольным?
Что может быть черным?
Что может быть белым?
Что может быть мягким?
Что может быть пушистым?
Что может быть зеленым?
Что может быть холодным?
Что может быть теплым?
Отыщи такой же
Эта игра ориентирована на развитие внимания ребенка. Предложите ребенку выбрать из 4—5 мячиков (домиков, кубиков и пр.) такой же, как образец. Чтобы усложнить игру, увеличьте количество похожих предметов.
Ошибки
Эта игра ориентирована на развитие внимания ребенка. Для нее вам потребуется нарисовать картинку, на которой специально изображено несколько ошибок. Например, если летним днем на лесной полянке играют дети, изобразите одного ребенка в зимней одежде, нарисуйте снеговика и пр. Содержание картинки и допущенные ошибки должны быть понятны вашему ребенку. Пусть он найдет ваши неточности.
Вместо рисования можете вместе с малышом склеить несколько коллажей, вырезав детали из разных старых журналов. После чего предложите малышу найти неправильности.
Играем в магазин
Эта игра ориентирована на развитие памяти малыша. Предложите ребенку сходить в «магазин» (комнату с игрушками) и принести оттуда 1—2 предмета. Постепенно количество предметов увеличивают до 4 — 5. Попросите у ребенка, например, мячик и кубик. Постепенно можете предлагать ему и более сложные задания: принести маленького зайчика, большого мишку и рыжую белочку.
Кто кем будет?
Эта игра удобна тем, что в нее можно играть вдвоем с малышом, занимаясь своими делами. Задавайте друг другу вопросы. При этом обязательно следите, чтобы ребенок правильно отвечал. Примерный список вопросов вы можете расширить на свое усмотрение.
Кем будет яйцо? (Птенцом, змеей, черепахой.)
Кем будет цыпленок? (Курочкой, петухом.)
Кем будет мальчик? (Мужчиной.)
Кем будет девочка? (Женщиной.)
Кем будет жеребенок? (Лошадью.)
Чем будет вода зимой? (Льдом.)
Чем будет семечко? (Цветком, деревом.)
Чем будет мука? (Пирогом, блинчиками.)
Проведите также обратную игру «Кто кем был?». Играть в нее следует по тому же принципу.
Кто что любит?
Для этой игры вам потребуются картинки с изображениями животных и еды для них. Разложите перед малышом картинки с изображением животных, отдельно положите картинки с едой. Предложите ребенку «накормить» всех зверей.
Одним словом
Назовите малышу слова одной группы и попросите сказать, каким словом их можно обозначить. Например: ворона, сорока, голубь, воробей — птица; морковь, картофель, капуста, редиса — овощи, Маша, Ваня, Света — дети.
Назови слова
В эту игру вы можете играть с ребенком, параллельно занимаясь делами по дому.
Предложите малышу назвать как можно слов, обозначающих какое-либо понятие. Например, пусть ребенок перечислит всех известных ему птиц, зверей, пусть назовет фрукты и овощи и пр.
Наоборот
Предложите малышу поиграть в эту игру. Объясните, что вы называете слово, а ребенок должен сказать наоборот, например: высокий — низкий, верх — низ.
Что где находится?
Эта игра способствует развитию внимания, расширению кругозора ребенка и увеличению познавательной активности. Предложите ребенку хлопать в ладоши, если он услышит слово на заданную тему, например «птицы». После этого произносите ряд слов: клюв, перья, синица, одежда, когти. Если ваш малыш ошибется, игру можно начинать сначала. Постепенно задачу можно усложнить: предложите ребенку топать ножкой, если он услышит название птицы, и хлопать в ладоши, если будет произнесено название зверя.
Найди перемены
Перед началом игры подготовьте различные мелкие предметы и разложите их на столе. Позовите ребенка и предложите ему посмотреть на предметы в течение 1 мин и запомнить их расположение. Когда ребенок отвернется, поменяйте предметы местами. После этого ваш малыш должен сказать, что изменилось. В такую игру вы можете играть, занимаясь домашними делами: вместо мелких предметов используйте овощи и фрукты, посуду и салфетки на кухне, а на туалетном столике задействуйте флаконы с духами и кремами.
Докрась
Для развития внимания можете предложить малышу и такое упражнение. Дайте малышу картинку с изображенным на ней предметом, раскрашенным наполовину. Вторую половину пусть ребенок докрасит сам.
Складываем узоры
Для проведения такой игры вам потребуются разнообразные фигуры. Составьте из маленьких игрушек какой-либо узор или дорожку. Попросите своего малыша посмотреть на узор, после чего пусть ребенок отвернется, а вы измените расположение сначала одной фигурки (потом — двух, трех и более). После этого пусть ваш малыш поворачивается и восстанавливает первоначальный вид узора. Эта игра способствует развитию внимания и памяти.
Чтобы усложнить задачу, уберите со стола узор и предложите малышу восстановить его самостоятельно.
Играем в обезьянок
Эта игра способствует развитию памяти, внимания, координации движений.
Вам потребуются кубики одного или нескольких цветов. На глазах у ребенка сложите конструкцию из кубиков. Малыш должен скопировать конструкцию и, по возможности, все ваши движения. Прикройте сложенную конструкцию тканью и предложите малышу восстановить ее по памяти, после чего сравнить с образцом.
Определи на ощупь
Возьмите большую коробку из картона, положите в нее разные игрушки, посуду и любые другие предметы. Сверху накройте коробку платком. Попросите ребенка на ощупь определить, что лежит в коробке. Пусть малыш, озвучив свою догадку, вытащит предмет из коробки и убедится в том, насколько верно он угадал. Такая игра способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений ребенка и знакомит малыша с окружающим миром.
В очереди
Такая игра тоже способствует развитию памяти и внимания ребенка. Предложите ему условия игры: вместе с игрушками или карточками-картинками ребенок сидит в очереди, например, к парикмахеру или зубному врачу. Попросите малыша отвернуться и уберите какой-нибудь предмет. Потом спросите: «А кто убежал из очереди?» Или поменяйте игрушки местами и спросите у малыша, кто перепутал очередь. Также вы можете переворачивать карточки и интересоваться у ребенка, где находилась та или иная картинка.
Играем в цифры
Эта игра для ребенка, который знает достаточно большое количество цифр. Напишите вразнобой цифры от 1 до 5. Положите перед малышом табличку и предложите ему как можно быстрее назвать все цифры в правильном порядке и показать их. Можно усложнить задачу: написать вразнобой цифры от 1 до 10, а несколько пропустить, оставив пустое место. Пусть малыш обнаружит недостающие цифры.
Что ты слышал?
Эта игра способствует развитию слухового внимания. Благодаря ей ваш малыш научится сосредоточиваться на звуке, чтобы слушать и понимать речь независимо от ее громкости. Вам потребуются различные игрушки. Шепотом окликните малыша с расстояния 2 — 3 м. Шепотом же давайте ему простые задания, такие как «Подними машинку», «Принеси куклу» и пр.
Где звенит?
Задача этой игры заключается в умении определять направление звука. Также подобные развлечения учат вашего малыша ориентироваться в пространстве, развивают слуховое внимание.
Для того чтобы поиграть в такую игру, вам потребуется колокольчик. Перемещаясь по квартире, звоните в колокольчик и предлагайте малышу догадаться, из какой комнаты доносился звук, из какого места помещения. Когда ребенок привыкнет к звуку колокольчика, можете завязать ему глаза и звонить с какой-либо стороны от него. Пусть малыш догадается, откуда звонил колокольчик.
Что это шумит?
Задача этой игры заключается в развитии слухового внимания малыша. Вам потребуются различные предметы, которые производят характерные звуки, такие как ложка, колокольчик, кастрюля, стеклянный стакан, барабан, бумага, книжка. Называйте предметы, привлекая внимание малыша к издаваемым ими звукам. После чего попросите ребенка воспроизвести эти звуки с помощью предметов. Постепенно количество предметов можно увеличивать.
Телефонные беседы
Малыш может разговаривать по телефону, даже если толком не умеет говорить. Такое занятие само по себе стимулирует речевую активность ребенка, поскольку малыш не может видеть собеседника, показать что-либо с использованием жестов. Поначалу пусть взрослый, с которым беседует ребенок, задает ему простые вопросы, на которые малыш ответит «да» или «нет». Постепенно можно приступать и к более сложным разговорам.
Каким бывает?
Игру начните словами «Твердым бывает пол, а еще дерево, а еще твердым может быть...» и попросите ребенка продолжить предложение. Если малыш не справится с заданием, закончите фразу сами и предложите ребенку подобную фразу с другим признаком. Поинтересуйтесь у ребенка, может ли, например, плюшевый мишка быть одновременно большим и маленьким, мягким и жестким.
Еще вы можете задавать ребенку самые разные вопросы:
Что бывает острым?
Что бывает жидким?
Что бывает горячим?
Что бывает круглым?
Что бывает длинным?
Что бывает пушистым?
Что бывает квадратным?
Что бывает розовым?
Что бывает белым?
Что бывает прыгучим?
Что бывает мокрым?
Можете предложить ребенку побывать на вашем месте. Пусть малыш задает вам подобные вопросы, а вы будете на них отвечать. Иногда допускайте ошибки, это поможет вам понять, насколько увлечен игрой ребенок, насколько он внимателен.
Сначала и потом
Эта игра ориентирована на знакомство малыша с такими понятиями, как «сначала» и «потом». Обучить малыша различать эти понятия можно на конкретных предметах. Допустим, вы накрываете на стол. Комментируйте свои действия: «Сначала мы ставим тарелочки, будем есть суп. Потом мы поставим чашечки, будем пить чай». Когда ребенок освоится с новыми для него понятиями, предложите ему продолжать фразы, такие как:
Сначала ты просыпаешься, а потом...
Сначала наливают чай, а потом...
Сначала курочка откладывает яичко, а потом...
Разумеется, чем младше ваш ребенок, тем проще и понятнее должны быть фразы, которые ему требуется закончить.
Можете также «запутаться», произнести неправильные фразы, и пусть малыш вас исправит. Например: «Сначала у кошечки рождается котенок, а потом из котенка вырастает большая собака».
Вопросы, вопросы...
Задавайте малышу как можно больше вопросов, интересуясь его впечатлениями, проблемами, прошедшими событиями, мнением по поводу того или иного явления или предмета. Пусть малыш каждый вечер рассказывает вам о том, что произошло у него задень, что он видел и во что играл, что ему понравилось, а что не очень. Ребенку при этом нужно помогать наводящими вопросами.
Когда ребенок увлечен игрой с игрушками, интересуйтесь у него целью игры, спрашивайте, что будет дальше и пр.
Что с чем можно делать?
Спросите у малыша, что можно делать мячиком, с водой, с кастрюлькой или шкафом. Если ребенок затрудняется, помогите ему: «Воду можно пить. Водой можно умываться, в ней можно плавать, купаться» или «Мячик можно катать, ронять, отбивать ногой, бросать».
Когда ребенок освоится с игрой, поменяйтесь с ним местами: пусть малыш начинает фразу, а взрослый продолжает.
Аналогично строится и такая игра. Начните одну из приведенных ниже фраз и предложите малышу закончить их:
Солнышко светит, сияет, греет, а еще...
Чайник свистит, кипит...
Автобус едет, гудит, светит...
Дождь — идет...
Собачка — бегает, ходит, лает, спит...
Предложите малышу найти общее действие для двух живых существ, которых вы назовете. Например, собачка и кошечка могут бегать, прыгать, спать, есть, пить; лягушка и зайчик прыгают; муха и птица летают; снег и дождик падают на землю; лед и снег тают.
Предложите малышу подумать, что светит (солнышко, фонарь, лампа, фара, свеча и пр.), что едет (велосипед, самокат, поезд, машина), что тает (снег, лед, мороженое).
Что у нас есть?
Сначала предложите малышу прогуляться по квартире. Задавайте ему вопросы:
Что у нас есть на кухне?
Что у нас есть в прихожей?
Где у нас стоит телевизор?
Где у нас лежат кастрюли?
Затем предложите малышу совершить воображаемое путешествие. Скажите ему: «Мы идем в лес гулять». И задавайте вопросы.
Что растет в лесу?
Кто сидит на ветке?
Кто ползает в траве?
Кто прыгает с травинки на травинку?
Кто сидит в дупле?
Где сидит бабочка?
Что там, внутри?
Вы называете место или предмет, а ваш малыш в ответ должен назвать что-либо или кого-либо, находящегося внутри предмета, на этом месте. Например, можете задействовать такие пары слов: дом — стул, шкаф — куртка, холодильник — молоко, стол — книжка, кастрюля — каша, дупло — белка, улей — пчелки, автобус — пассажиры, больница — врачи.
Больше-меньше
Поставьте ребенку следующую задачу: вы называете что-либо или кого-либо, а малыш должен назвать животное или предмет, больший по размеру, чем названный. Например, слон — дом; мышка — собака; карандаш — кастрюля; телевизор — диван. Также можете играть в игру «наоборот»: вы называете больший предмет, малыш должен назвать что-либо, что будет меньше названного.
Один и не один
С помощью этого задания ребенок учится понятию множества. Для примера произнесите несколько пар типа мышь — мыши, а потом предложите ребенку вам помочь. Например, стул — стулья, кастрюля — кастрюли, морковка — морковки, яблоко — яблоки, кошка — кошки, дом — дома и пр. После того как ваш малыш начнет уверенно справляться с заданием, начните называть слова в более быстром темпе.
Для этих игр вы можете подобрать слова произвольно, ориентируясь на окружающие вас предметы, а можете придерживаться одной темы: называть все, что растет в лесу, или что есть в магазине. В этом случае объясните, что если вы назвали предмет, которого в том или ином месте быть не может, малыш не продолжает за вами и не называет этот предмет во множественном числе.
Уменьшаем и увеличиваем
Предложите малышу сделать называемый вами объект маленьким, например дом — домик, стул — стульчик, книга — книжка. Можете играть и наоборот: вы называете слово с уменьшительным суффиксом, а ваш малыш произносит слово без него.
Можно изменить игру. Предложите ему ласкова назвать животное и пр. Например, заяц — зайчик, слон — слоник. Ребенок может использовать названия детенышей животных. Например, вместо «заяц — зайчик» сказать «заяц — зайчонок» и пр.
Подобным образом поиграйте, используя «увеличивающие» суффиксы: дом — домище, волк — волчище и пр.
Одним словом
Предложите малышу такую игру. Вы описываете что-либо, а ребенок называет описанный предмет одним словом. Например: «Вечерняя еда — ужин» и пр. Потом предложите малышу поменяться ролями. Если у ребенка поначалу не получится создать описание, обязательно помогите ему.
В подобную игру можно поиграть и с описаниями. Предложите малышу одним словом описать предмет. Например, вы говорите «чашка для чая», а малыш должен сказать «чайная» и пр.
Как узнать...
Спрашивайте у ребенка, как он может узнать что-либо. Эта игра способствует интеллектуальному и речевому развитию малыша, помогает ему лучше ориентироваться в окружающем мире. Вы можете задавать следующие вопросы:
Как можно узнать, тепло ли на улице? (Посмотреть на градусник за окном.)
Как можно узнать, высохла ли кофта? (Потрогать.)
Как можно узнать, сладкий ли компот? (Попробовать.)
Как можно узнать, пишет ручка или нет? (Попробовать писать.)
Как можно узнать, крепко ли завязан шнурок? (Потянуть.)
Как можно узнать, есть ли вода в чашке? (Посмотреть.)
Как можно узнать, есть ли игрушка в закрытой коробке? (Потрясти.)
Как можно узнать, есть ли кто-нибудь дома? (Позвонить в дверь или по телефону.)
Как можно узнать, работает ли телевизор? (Включить.)
Как можно узнать, одинаковой ли длины полоски нарисованы? (Измерить линейкой.)
Как можно узнать, интересная ли книжка? (Прочитать.)
Как можно узнать, мягкий ли хлеб? (Потрогать.)
Как можно узнать, любит ли кошка кашу? (Дать кошке ее попробовать.)
Как сказать по-другому и наоборот
Эта игра подготовит разум вашего малыша к восприятию синонимов и антонимов. Игра построена на примерах. Скажите малышу, что есть слова, означающие одно и то же. Например: блестеть — сиять; враг — противник; жесткий — твердый; печальный — грустный; сердиться — злиться; смелый — храбрый.
Пока вы произносите одно из подобных слов, пусть малыш подумает, как то же самое назвать другим словом. А потом скажите ребенку, что существуют и слова, означающие противоположные понятия. Например: белый — черный; говорить — молчать; горький — сладкий; добро — зло; друг — враг; жара — холод; закрывать — открывать; здоровый — больной; ложиться — вставать; смеяться — плакать.
Предложите малышу самостоятельно подобрать к словам антонимы. Пусть ваш ребенок тоже придумает вам задание, которое вы будете выполнять.
Найди лишнее
Эта игра давно известна. Вы называете четыре слова, а ваш малыш должен выбрать лишнее — слово, которое имеет другое значение. В такую игру гораздо проще играть, если использовать картинки. На слух ваш малыш может не сразу сориентироваться. Ведь ему придется хорошо запомнить все слова, понять, что не вписывается в общий ряд. Для начала играйте в эту игру по более простому сценарию.
Назовите малышу признак, по которому следует выбрать лишнее слово. Например, предметы, с помощью которых можно есть: ложка, вилка, тарелка, телефон. Малыш сразу же поймет, что телефон вряд ли поможет в приеме пищи, и даст вам верный ответ.
Тренируясь с ребенком, попытайтесь предлагать ему разнообразные признаки, объединяющие слова (назначение предметов, цвет, размеры, материал, мягкость-жесткость, прозрачность-непрозрачность, тепло- элод и пр.). Можете называть животных, объединяя их по признаку места обитания, способа передвижения, пищевых пристрастии и пр.
Усложняя игру, перечисляйте три слова, из которых одно — лишнее. Но при этом не называйте признака, которым они объединены, и пусть ваш малыш догадается самостоятельно. Например: туфли, сапоги, стол.
Продолжи рассказ
В эту игру можно играть без отрыва от домашних дел. Подключите свою фантазию и предложите малышу закончить предложения. Например:
Принцесса неожиданно проснулась, потому что...
Ворона не смогла позавтракать с утра, ей пришлось...
Развиваем фонематический слух
Предложите малышу хлопать в ладоши, когда они услышат слово с заданным звуком, и перечисляйте разные слова. Произнесите несколько слов с общим звуком и поинтересуйтесь у малыша, какой он.
Предложите малышу несколько заданий на сообразительность. Например, подобрать слово, которое начинается на последний звук слова СТУЛ; вспомнить название птицы, в котором есть последний звук слова СЫР; подобрать слово, первый звук которого К, а последний А; назвать предметы, расположенные в комнате, с заданным звуком.
В такую же игру можно играть, используя различные картинки.
Пошутим-пошутим
Прочитайте малышу строчки из известного им стихотворения, заменяя в словах буквы. Ребенок должен на слух найти ошибки и исправить их. Например, такие строчки:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в ГРЕЧКУ мячик.
Тихо, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Можете поиграть так с самыми разными стихотворными строчками. Ваш малыш при этом будет тренировать фонематический слух.
Учим буквы
В современное время детей начинают обучать читать практически с пеленок. Мы не настаиваем на том, чтобы вы следовали новейшим методикам. Но в возрасте 2 — 4 лет ребенка лучше готовить к восприятию букв.
Ваш малыш уже умеет сравнивать предметы, находить похожие. Подготовьте лист ватмана, напишите на нем разные буквы. Буквы должны повторяться. Пусть ваш малыш соединит похожие буквы линиями. Чтобы усложнить задачу, рисуйте буквы фломастерами разных цветов. То же самое вы можете проделать и с цифрами.
Постепенно задачу можно усложнить. Если ребенок начал учить алфавит и счет, предложите ему соединить буквы в алфавитном порядке, а цифры — в порядке возрастания. Такое задание способствует тренировке мышления и памяти, а также помогает вашему малышу запоминать буквы и цифры.
Игры с лентами
Развивающие игры с лентами — это не только развлечение для вашего малыша. Они способствуют обучению через подражание, учат ребенка действовать одновременно обеими руками, отрабатывать новые движения и развивать фантазию. Благодаря таким играм ваш малыш становится более ловким, учится манипулировать самыми разными предметами. Конечно, сначала вам придется показать ребенку, как действовать.
Изготовьте ленты из цветной бумаги длиной до 40 см. Возьмите несколько бумажных лент разных цветов в руку. Подойдите к ребенку и начните играть с лентой таким образом, чтобы она в ваших руках извивалась. Ваш малыш заинтересуется и захочет к вам присоединиться. Предложите ему выбрать одну из лент и покажите, каким образом он может держать и двигать ленту. Когда малыш научится управлять бумажной лентой, покажите ему, как «рисовать» лентой в воздухе различные фигуры. Можете предложить ребенку заниматься с лентами разных цветов, действовать одновременно двумя руками, двигаться под музыку.
Катаем шарик
Эта игра способствует развитию пространственного ориентирования ребенка. Поставьте дощечку под углом к плоскости стола. На некотором расстоянии от импровизированной горки проведите черту. Дайте малышу шарик и попросите его спустить с горки таким образом, чтобы шарик остановился у черты. Такая задача увлечет вашего малыша на достаточно длительное время.
Паровоз
Эта игра ориентирована на развитие логического мышления ребенка. В ней поначалу вам придется принимать непосредственное участие. Также вы можете объяснить малышу правила и впоследствии проверять, насколько верно он их понял.
Для игры вам потребуется десять картинок одинакового размера. Все картинки должны быть разными. Каждая картинка — это отдельный вагончик. Прежде чем приступить к игре, объясните ребенку, что паровозик необходимо не просто собрать. Поезд должен быть составлен из вагончиков в определенной последовательности. Ведь у настоящего поезда вагончики соединяются между собой, чтобы на ходу не отцепиться. Вагончики-рисунки тоже нужно скрепить. А делается это следующим образом. Например, ребенок положил картинку с чашкой. Следующим должен идти вагончик с ложкой, потому что и чашка, и ложка — это посуда. Потом поставьте картинку, например, с книжкой. Следующей пойдет вагончик с тетрадкой, потому что оба изображенных предмета сделаны из одинакового материала — бумаги. Когда ваш ребенок поймет принцип, пусть займется составлением поезда. Справившись с заданием, он должен будет объяснить вам, почему составил поезд таким образом, а не иначе.
В такую игру постепенно можно добавлять новые рисунки самых разных тематик.
Запомни
В эту игру ребенок может играть с вами или с друзьями. Попросите ребенка повторять за вами движения. Для начала пусть это будут простые движения: например, вы вытираете тарелку, а малыш должен жестами изобразить то же самое. Подметаете — ребенок делает вид, что тоже подметает пол. Постепенно задачу можно усложнять. Например, расставьте на столе несколько чашек в произвольном порядке и проведите между ними запутанную дорожку, попросив ребенка внимательно за вами наблюдать. Потом попросите малыша повторить «пройденный путь». Такая игра способствует развитию памяти ребенка.
Половинки
Для этой игры на бумаге в клетку нарисуйте какое-либо несложное изображение. Это может быть елочка, например. Только не целиком, а половину. Попросите малыша дорисовать картинку, ориентируясь на клетки.
Постепенно вы можете усложнять задачу. Нарисуйте более сложное изображение по клеточкам, раскрасьте его в разные цвета. Пусть малыш дорисует вторую половинку. Ребенку можно сказать, что художник успел нарисовать только одну часть рисунка. И малышу придется закончить картину художника. Только вторая половина картинки должна быть точно такой же, как и первая.
Найди общее
Для такой игры вам потребуются картинки с изображением различных предметов: посуды, игрушек, музыкальных инструментов, растений и пр. Попросите ребенка рассмотреть рисунки и разложить их по группам по смыслу. Поначалу такое задание может показаться сложным вашему ребенку. Но постепенно, когда малыш начнет с легкостью справляться с поставленной задачей, можете ее усложнять. Добавьте картинки с новыми предметами.
Игра в словосочетания
Предложите ребенку такую игру. Вы называете любое существительное, а ваш ребенок должен быстро добавить глагол, подходящий по смыслу. Например, «кот мяукает», «снег вдет», «гром гремит», «листья шуршат». Эта игра способствует развитию внимания, памяти и логических связей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"
Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской а...
Семинар- практикум для родителей: « Играем дома»
Семинар- практикум для родителей: « Играем дома» позволит педагогу в доступной и интересной форме познакомить родителей со способами организации развивающей среды для ребенка дома. Состоит из двух осн...
Семинар – практикум для родителей «Играйте вместе с детьми!»
Цель семинара - дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие коммуникативных способностей у детей, привлечь внимание родителей к детской игре как деятельн...
Семинар практикум для воспитателей " Ребенок дома"
Цели: сохранение жизни и здоровья детей ,оставшихся дома одни, формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка.Задачи: обозначить возможные опасности для ребенка ...
Семинар-практикум Вкусная Артикуляционная гимнастика дома.
Семинар-практикум Вкусная Артикуляционная гимнастика дома....
Семинар - практикум "Волшебная гимнастика для дома и детского сада"
Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, понимаешь что главные и единственные помощники в этой работе - родители! Кто как не они, понимания и осознавая важность всей коррекционно-развивающей рабо...