Семинар-практикум "Развитие связной речи дома и в детском саду"
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 33»
(МБДОУ «Детский сад № 33»)
подготовила: воспитатель Русакова М.А.
Семинар-практикум для родителей
«Развитие связной речи детей 6-7 лет в детском саду и дома»
Материалы и оборудование: экран и мультимедиа проектор; бейджи трех цветов на каждого родителя; 3 стола; на столах искусственные цветы в вазах тех же цветов, что и бейджи у родителей; музыкальный центр; аудиозаписи со спокойной и веселой музыкой; полочка с новыми игрушками; листы с заданиями для каждой команды; ручки; иллюстрации к картинам «Грачи прилетели» Саврасова А. К. и «Три богатыря» Васнецова В. М. ; листы бумаги и цветные фломастеры.
Ход семинара – практикума
1 .Приветствие
При входе в зал родители получают цветной бейдж и садятся за столы, на которых в вазах цветы такого же цвета.
- Добрый вечер, уважаемые родители, уважаемые гости! Я снова рада видеть всех вас вместе. Двери родительского клуба вновь открылись для вас.
«Давайте поздороваемся! » - так называется приветствие - игра, которая поможет вам снять напряжение, скованность, и стать друг другу чуть ближе.
Звучит музыка. Родители спокойно передвигаются по залу. Как только музыка заканчивается, родители пожимают руку стоящему рядом родителю и произносят слова приветствия.
2. «Мозговой штурм»
- Вот мы и поздоровались! Обратите внимание на экран.
- Наверное, вы уже догадались, чему посвящен наш сегодняшний семинар-практикум Верно, тема семинара - практикума «Развитие связной речи детей 5-б лет в детском саду и дома».Цели семинара - практикума каждый из вас сформирует сам для себя, используя слова «узнать - научиться», но после небольшого «мозгового штурма».
1. Что такое связная речь?
2. Нужно ли ее развивать в детях 5-6 лет и зачем?
3. Чему нужно учить детей 5-6 лет, чтобы развить его связную речь?
4. Как нужно учить детей 5-6 лет, чтобы развить его связную речь?
- Итак, озвучьте, пожалуйста, ваши личные цели работы на семинаре - практикуме. Постараемся их достичь!
З. Мини-лекция «Что такое связная речь, ее виды»
Точного определения связной речи нет. Я предлагаю обратиться к понятию Львова: Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
- Какие важные характеристики связной речи мы можем выделить из определения?
- Каково назначение связной речи?
Связная речь не существует сама по себе, она есть результат сложения других сторон речи: звуковая культура речи, грамматически правильная речь, словарь, без них связная речь бедна и неправильна.
Связная речь - это деятельность; у каждой деятельности есть продукт.
- Что является продуктом связной речи? (высказывание, рассказ) .
Связная речь выражается в 2 формах: устной и письменной, и та и другая могут быть выражены в форме диалога и монолога.
Диалог - разговор двух и более людей, монолог - высказывание одного человека.
- Скажите, для детей 5-6 лет, какая форма речи необходима больше всего? Почему?
По мнению педагогов и психологов именно монологическая устная речь является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Следовательно, необходимо развивать целенаправленно связную речь. В каких видах деятельности? (пересказ, рассказывание) .
- Что такое пересказ? С пересказом все понятно, остановимся более подробно на рассказывании. Оно может опираться на разные психические процессы: по памяти, по восприятию, по воображению.
Итогом рассказывания является рассказ.
- Какой вид рассказывания наиболее простой? Наиболее сложный?
- От каких условий зависит развитие связной речи?
4. Практикум «Когда моя семья со мной»
Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, ее благополучие. Поэтому предлагаю по очереди заглядывать в «шкатулку педагогических идей» и находить решение следующей проблемы: «Какому виду рассказа можно научить ребенка в предлагаемой ситуации? »
Родители передают друг другу шкатулку, достают из нее и озвучивают записанные на листках ситуации, высказывают свое мнение.
5. Мини-лекция «Обучение детей рассказыванию в детском саду»
Детей 5-б лет учат связно рассказывать на занятиях по развитию речи, вне занятий коллективно и индивидуально. Показателями связной речи являются:
-понятность
-последовательность
-логичность
-точность
-плавность
-связность
выразительность
В соответствии с этими показателями детей:
1. Учат понимать тему рассказа или картины, раскрывать ее в рассказе, давать название картине, заголовок рассказу;
2. Учат соблюдать структуру рассказа, понимать, о чем говорится в каждой части рассказа; составлять план-схему, план-рисунок рассказ;
3. Учат использовать разные средства связи между предложениями, между частями рассказа;
4. Учат плавно рассказывать, без пауз;
5. Учат использовать интонацию и выразительные средства языка (красивые слова). Например, снег мягкий и пушистый, как вата, укутывает (олицетворение) белым покрывалом (метафора) все вокруг.
Детей учат составлять разные по способу высказывания рассказы.
Описание
1 часть = название предмета (например, стол) ;
2 часть = перечисление его свойств, качеств, действий (например, он деревянный, с металлическими ножками, небольшой) ;
3 часть = оценка предмета или отношение к нему (например, мне он нравится, он старый) .
Повествование - это развитие сюжета во времени и логической последовательности.
Жесткая структура рассказа:
1 часть - с чего все началось;
2 часть - развитие событий;
3 часть - чем закончилось.
Рассуждение - раскрытие причинно-следственных связей.
1 часть - тезис;
2 часть - доказательство;
3 часть - вывод.
Контаминация - смешанный тип рассказа.
В старшей группе уже достаточно хорошо умеют составлять описания; большой упор на обучение повествованию; рассуждение пока только в зачаточном виде.
Чтобы научиться составлять повествовательный рассказ, нужно знать:
1. Разные способы зачина. У вас на столах листочки с заданиями.
Прочитайте и выполните задание 1;
2. Разные средства связи предложений между частями и между предложениями. Прочитайте и выполните задание 2.
6. Игровой практикум
В доказательство того, что наши дети хорошо владеют описанием. Я предлагаю позвать их к нам в гости и поиграть с ними. Согласны?
Звучит музыка, в зал входят дети.
- Ребята, поздоровайтесь с вашими родителями и с нашими гостями.
- Присаживайтесь. Я предлагаю вам научить ваших родителей играть в игры-описания. Согласны?
1 игра «3агадки»
Вы по очереди будете загадывать загадки об овощах и фруктах каждой группе родителей. За каждую правильно загаданную загадку и правильную отгадку вы будете получать конфеты, которые съедите в группе.
Запомните правила: не перебивать, не выкрикивать, слушать внимательно.
Дети загадывают родителям загадки-описания собственного сочинения. Родители отгадывают их.
-Молодцы!
2 игра «Радио»
Сегодня диктором на радио будет. .. Выходи сюда и объявляй! А вы, уважаемые родители, должны отгадать о ком идет речь! За каждого правильно отгаданного человека,
громкие аплодисменты!
Дети описывают кого-нибудь из ребят группы. Родители угадывают детей.
Молодцы!
3 игра «Магазин игрушек»На полочке стоят новые игрушки. Родители будут «продавать» вам, ребята, игрушку не называя ее, а описывая. «Я продам тебе игрушку, которая. .. » Если ребенок отгадал, должен заплатить за нее вежливым словом и комплиментом. «Купленными» игрушками вы, ребята, можете дружно вместе поиграть в группе. Поблагодарите взрослых за то, что они с вами поиграли. А теперь отправляйтесь в группу играть новыми игрушками.
Дети под музыку уходят из зала.
-Скажите, для какого вида рассказывания подходят эти игры? (описание)
7. Практическое упражнение «Учимся составлять рассказ по картинке»
- Пришла пора проверить, что вы запомнили.
Цели следующего упражнения закрепить полученные представления о развитии связной речи; выделить задания, которые способствуют развитию речи.
- Сейчас вы станете детьми, а я буду учить вас составлению рассказа по картинке. Можно составить описание, а можно повествование.
Описание - вы зритель перед картиной:
1 часть - название автора;
2 часть - перечисление всех героев, их положение в пространстве, одежда, их действия.
3 часть - отношение к картинке.
Повествование - вы герой картины или прохожий внутри картины. Вам нужно придумывать, что было сначала, до этого момента (1 часть) ; затем рассказать, как разворачивались действия в картине (2 часть) ; чем все закончилось (нет на картине, 3 часть) .
Итак, сейчас вы дети, а я ваш воспитатель:
-Рассмотрите картинку внимательно. Ответьте на вопросы.
-Что вы видите на картине?
-О чем эта картина?
-Как ее можно назвать?
-Давайте придумаем рассказ по этой картине.
-Сколько частей должно быть в рассказе? (3).
-Назовите их.
-О чем можно рассказать в первой части?
-О чем во второй части?
-О чем в третьей?
-Нарисуйте план-схему, план из рисунков к рассказу:
-Запишите свой рассказ на листе.
-Что было трудно? Почему?
8. Игра «Прямой эфир»
Представьте, что вас пригласили на ТВ вести программу «Обучаем на дому». Дайте рекомендации по развитию связной речи 5-6 лет дома. Время вашего эфира 2 минуты.
Родители по одному от группы по желанию берут микрофон – кеглю и дают устные рекомендации по развитию связной речи.
9. Обратная связь (с мячом)
- Достигли ли вы целей, которые ставили вначале семинара? Почему?
- Что понравилось? Что нет?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе детского сада «Пересказ сказки «Хитрый козел»
Тезисы,програмное содержание,материалы для занятия,конспект....
Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада на тему "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"
Структура занятия:1. Организационный момент2. Чтение сказки "У страха глаза велики"3. Беседа по содержанию произведения4. ФИЗМИНУТКА «Звериная зарядка»5. Игра "Какой? Какая?"6. Повторн...
Конспект занятия по формированию связной речи в средней группе детского сада для детей с ТНР.
В коспекте представлены материалы по совершенствованию лексико-грамматической стороны языка и формированию связной речи у детей средней логопедической группы....
Правильная речь ребенка дома и в детском саду.
Почему необходимо, обращать внимание на речь ребенка не только педагогам детского сада, но и родителям. Как развивается речь ребенка в дошкольном возрасте....
Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе детского сада
В данной разработке представлены 2 конспета НОД по лексическим темам: "Осень( овощи и фрукты)" и "Цветы".Они предназначены для учителей-логопедов ДОУ,работающих в группах ком...
Конспект проведения занятия по развитию связной речи в средней группе детского сада
Учить составлять сюжетный рассказ с элементами творчества, исходя из предложенного набора плоскостных изображений...
Консультация для педагогов и родителей "Как развивать речь ребенка-дошкольника дома и в детском саду"
В детском саду у многих детей ещё слабо развита речь. Как исправить эту ситуацию? Делюсь подборкой упражнений для решения этой проблемы. Буду рада, если ими воспользуются педагоги ДОУ и начально...