Семинар - практикум "Волшебная гимнастика для дома и детского сада"
консультация (младшая группа)

Кадыкова Оксана Викторовна

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, понимаешь что главные и единственные помощники в этой работе - родители! Кто как не они, понимания и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы, становятся самими главными союзниками и помогают ребенку достичь цели. Именно для них  мы проводим индивидуальные встречи, собрания, семинары- практикумы, тренинги. Сегодня мы поговорим не просто о артикуляционной гимнастике, а о "Волшебной гимнастике" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_kadykova.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Волшебная гимнастика для дома и детского сада»

Подготовила: Кадыкова Оксана Викторовна учитель-логопед первой категории

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, понимаешь что главные и единственные помощники в этой работе - родители! Кто как не они, понимания и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы, становятся самими главными союзниками и помогают ребенку достичь цели. Именно для них мы проводим индивидуальные встречи, собрания, семинары- практикумы, тренинги.

На нашем семинаре-практикуме, «Волшебная гимнастика для дома и детского сада» мы с вами подробно ознакомимся с волшебной гимнастикой.

Форма проведения: семинар-практикум.

Задачи:

1. Активизировать знания родителей о значимости логопедических игр в домашних условиях;

2. Помочь родителям овладеть специальной артикуляционной гимнастикой, подобранной для своего ребёнка с учётом особенностей его артикуляционного аппарата;

3. Сформировать представление о разнообразии артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями и правильной их организации в домашних условиях;

Ожидаемые результаты:

- Овладение родителями специальной артикуляционной гимнастикой.

- Использование родителями артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями в домашних условиях

Информационно - техническое обеспечение:

- интерактивная доска с перечнем проблем;

- буклеты правил артикуляционной гимнастики и выполнения артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями

Материалы и оборудование:

зеркала, шарики, веревочки, ложки, ватные шарики, чупа-чупс по количеству участников, цветочки красного, синего, зеленого цвета

Логика проведения:

Приветствие

Логопед: Здравствуйте, уважаемые родите! Мы рады приветствовать вас на нашей совместной игре, логопедическом семинаре, который поможет вам, организовать совместную деятельность с ребенком дома, познакомит с различными «умными» и интересными играми. Ведь научиться чему-либо гораздо проще, если учиться весело и интересно. ! Предлагаю всем вам представиться – назвать своё имя, отчество. Затем охарактеризуйте себя, подобрав слова на первые буквы своего имени  и отчества.

Задание 1

Логопед: Очень приятно познакомиться с вами! Сегодня мы с вами коснёмся темы формировании звуков, так как принято судить первично о речи ребёнка по его звукопроизношению.

Как вы думаете, как формируются звуки у детей? (Родители отвечают)

Бытует мнение, что речь формируется самостоятельно, без вмешательства взрослых. Кто так считает, поднимите руки? Как формируются звуки?

Предположения родителей

Логопед: В действительности же невмешательство в процесс влечёт за собой отставание в речевом развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Вы любите своего ребёнка? Хотите, чтобы он добился в жизни успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно. Предлагаю стать для вашего ребёнка «домашним логопедом» и совместными усилиями помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением.

Какие вы можете назвать органы речи?

Ответы родителей.

Логопед: Чтобы ребёнок правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо управлять своими органами речи. Для этого существует артикуляционная гимнастика - это специальные упражнения для губ, щёк, языка, уздечки. Гимнастика для рук и ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы, что бы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем тренировать язык, он и так «без костей?» Оказывается язык – это главная мышца речи и для неё, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Конечная цель гимнастики, чтобы звук «родился».

Задание 1

Логопед: А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети.

Логопед читает стихотворение, родители рассматривают свои органы артикуляции в зеркало и выполняют действия по тексту.

Не устала ты пока.

Покажи,моя рука:

Это — правая щека,

Это — левая щека.

Ты сильна, а не слаба,

Здравствуй, верхняя губа,

Здравствуй, нижняя губа,

Ты не меньше мне люба!

Есть у губ одна черта —

В них улыбка заперта:

Вправо — правый угол рта,

Влево — левый угол рта.

Подбородок тянем вниз,

Чтобы с челюстью отвис.

Там — к прогулкам не привык — Робко прячется язык.

Нёбо вместо потолка

Есть во рту у языка.

А когда открылся рот, Язычок пошёл вперёд.

Задание 2

Логопед: А теперь мы с вами освоим эту «волшебную гимнастику», гимнастику зарядку, без которой звуки не появятся.

На стенде который я сделала для вас дети распределены по подгруппам нарушенных звуков: группа «ласточка» л и ль, группа «солнышко» с сь з зь ц, группа «шоколадки» ш щ ж ч и группа «рыбки» р и рь.

Родители по подгруппам детей выходят и садятся на стульчики для выполнения артикуляционной гимнастики.

Логопед: Предлагаю сесть на эти стульчики родителям подгруппы «солнышко».Для образования свистящих звуков характерно: губы в улыбке, зубы сближены, кончик язычка за нижними зубами. Воздушная струя холодная. Выполним упражнения для образования этих звуков «улыбка»«хоботок»«заборчик»«лопатка»«чистим зубки»«самомассаж язычка».

Приглашаю родителей подгруппы «шоколадка»

Для шипящих звуков характерно губы выдвинуты вперёд и напоминают «бублик», язычок напоминает чашечку и поднят за верхние зубки, воздушная струя горячая. Упражнения «бублик»«трубочка»«лопатка»«чашечка»«фокус» или «парашютик»«вкусное варенье».

Приглашаю родителей подгруппы «ласточка».

Уклады звуков такие; ротик открыт, язычок за верхними зубами в форме седла. Упражнения «лопатка»«индюк»«накажем язычок»«иголочка»«лопатка-иголочка».

И подгруппа «рыбки»:

Звуки самые трудные требуют сильного языка и достаточно сильной воздушной струи воздуха. Упражнения «чашечка»«дятел»«лошадка»«барабанщик»«фокус».

Молодцы!

(Родители делятся впечатлениями).

Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.

Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями, демонстрирует правильное выполнение. Родители перед зеркалами повторяют упражнения самостоятельно.

Задание 4

Упражнения с шариком. Автор данной методики С. В. Коновалова

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо -влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Крутить шарик лакательными движениями языка.

5. Язык - "Чашечка", цель - поймать шарик в "Чашечку".

6. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

7. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

8. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Обязательно во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой.

Упражнения с ложкой.

1. Язык - "Лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

2. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

3. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

4. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

5. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

6. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

7. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Логопед: Напомню вам о главных правилах таких гимнастик. Предлагаю каждому из вас памятки правил артикуляционной гимнастики и выполнения артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями.

Родители получают буклеты

Задание 4

Логопед: Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем. Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд. Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.

Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно

5-10 раз.

После выполнения задания логопед просит родителей поделиться впечатлениями

Логопед: В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку.

Рефлексия

Логопед: Наша встреча подходит к завершению. Подведём итоги.

Родителям предлагается оценить информацию, полученную на семинаре-практикуме одним из трех цветочков красного, синего, зеленого цвета.

Красный цветочек – «считаю полученную информацию полезной»;

синий цветочек – «считаю информацию недостаточно полезной»;

зеленый цветочек – «мне на семинаре-практикуме было не интересно».

Логопед: Спасибо за внимание и помощь. И мы очень надеемся на вашу помощь и в дальнейшем! Желаем успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей средней группы детского сада. Тема. Особенности семейного воспитания.

Цель. Просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка....

Консультация и проведение открытого показа утренней гимнастики для малоопытных воспитателей детского сада. На тему: «Роль музыки на утренней гимнастике»

В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека, физическое развитие ребёнка дошкольного возраста занимает особое место. Одной из самых важных составляющих успеха физического разв...

Мастер-класс «ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА»

Родительское собрание в дистанционном формате, с применением нетрадиционных форм Мастер-класс "Гимнастика для мозга в детском саду и дома"Знакомство родителей с кинезиологической гимнас...

Семинар - практикум для родителей "Здоровьсбережение в детском саду и дома"

Познакомить родителей с факторами, способствующие укреплению и сохранинию здоровья дошкольноков в домашних условиях и в условиях детского сада....

Конспект семинара-практикума для родителей в старшей логопедической группе «Волшебная гимнастика для дома и детского сада».

Задачи:1.            активизировать знания родителей о значимости логопедических игр в домашних условиях;2....