Семинар практикум для воспитателей " Ребенок дома"
материал по обж на тему

Степанова Ольга Васильевна

Цели: сохранение жизни и здоровья детей ,оставшихся  дома одни, формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка.

Задачи: обозначить возможные опасности для ребенка дошкольного возраста, который остался дома один; определить роль родителей в формировании навыков безопасного поведения детей.

Ход мероприятия.

В известной с детства истории кроха сын консультировался у папы по вопросам вечных ценностей. А где берут информацию современные дети, в том числе о том, как вести себя в критических ситуациях? Статистика говорит, что в 40% случаев в качестве консультантов выступают сверстники, в 30% случаев старшие друзья и по 15 % приходится на родителей и педагогов.
Наука выживания сложна и огромна как сама человеческая жизнь. С чего начать? Для детей в возрасте 4-8 лет лучше всего подходит обучение на уровне рефлексов, где основной задачей родителей является формирование локальных рефлексов: нападают - бью, кричу, убегаю, красный свет- стою, незнакомый человек - молчу, прохожу мимо, смотрю в другую сторону, незнакомый дядя гладил, предлагал конфеты - рассказываю маме и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_praktikum_rebenok_doma.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар -практикум для воспитателей

                     «Ребенок дома»

Подготовила: Степанова О.В.

Цели: сохранение жизни и здоровья детей ,оставшихся  дома одни, формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка.

Задачи: обозначить возможные опасности для ребенка дошкольного возраста, который остался дома один; определить роль родителей в формировании навыков безопасного поведения детей.

Ход мероприятия.

В известной с детства истории кроха сын консультировался у папы по вопросам вечных ценностей. А где берут информацию современные дети, в том числе о том, как вести себя в критических ситуациях? Статистика говорит, что в 40% случаев в качестве консультантов выступают сверстники, в 30% случаев старшие друзья и по 15 % приходится на родителей и педагогов.
Наука выживания сложна и огромна как сама человеческая жизнь. С чего начать? Для детей в возрасте 4-8 лет лучше всего подходит обучение на уровне рефлексов, где основной задачей родителей является формирование локальных рефлексов: нападают - бью, кричу, убегаю, красный свет- стою, незнакомый человек - молчу, прохожу мимо, смотрю в другую сторону, незнакомый дядя гладил, предлагал конфеты - рассказываю маме и т.д.

 Многие родители очень бурно спорят, с какого же возраста ребенка можно оставлять дома одного. Однозначно ответить на этот вопрос практически невозможно. Кто-то без каких- либо проблем оставляет надолго одного двухлетнего малыша, а кто-то и восьмилетнего ребенка не может оставить без присмотра даже на минуту.

Более того, в некоторых странах оставление ребенка дома одного может привести к изъятию малыша из семьи органами социальной опеки. Так, например, в большинстве стран Европы нельзя оставлять ребенка дома одного до тех пор, пока ему не исполнится двенадцать лет, а в некоторых штатах Америки – до четырнадцати лет. Конечно же, это некие крайности, да и законы Российской федерации ничего не говорят на этот счет, однако в том случае, если кто – либо из родственников или соседей донесет до органов опеки, что маленький ребенок часто остается один дома, проблем избежать будет достаточно сложно.

Детские психологи говорят о том, что наиболее оптимальный возраст, в котором ребенка уже можно начинать оставлять одного дома – это пять лет. Примерно в этом возрасте дети уже прекрасно понимают, что такое «нельзя» и осознают, почему нельзя делать то или другое. Кроме того, именно в этом возрасте ребенок становится способным целиком и полностью осознавать все то, что вы ему объясняете, выполнять все ваши указания, пользоваться телефоном.

Однако самой собой разумеется, что пятилетний возраст – это примерный ориентир. Очень многое зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка – характера, навыков, его темперамента. Заботливые и внимательные родители смогут определить это самое время. Однако, разумеется, не стоит оставлять одного дома ребенка младше пяти лет, каким бы самостоятельным он не казался – впечатление может оказаться обманчивым, а ребенок – растеряться в какой – либо внештатной ситуации.

Так, например, наверняка все взрослые люди слышали о таких трагических случаях, когда дети погибали из-за того, что не могли принять правильное решение, например, при пожаре, вместо того, чтобы покинуть жилое помещение, забивались в шкафы или под кровати, из-за чего просто-напросто задыхаются.

В такой ситуации, да и не только в ней, ребенку может пригодиться умение пронзительно кричать, К сожалению, современные дети вырастают в постоянном требовании тишины. "Не шуми", "угомонись", "помолчи", - слышит ребенок постоянно от взрослых. Такой подход формирует у детей комплекс тишины. В критической ситуации он может не крикнуть из-за нервного спазма. Необходимо научить, именно научить ребенка правильно кричать. Кричать надо на полном выдохе (это поможет снять нервный спазм, если он возник). При крике нельзя опускать голову к земле ( это уменьшает зону слышимости). При крике нужна активная артикуляция губами, иначе слова не будут понятны. Можно поиграть на прогулке или дома с детьми в такую кричалку. Если вы поучаствуете в ней вместе с ними, это пойдет на пользу и занятиям, и вашим с ними отношениям. Излишняя серьезность взрослых очень часто является барьером между ними и детьми. Дети также очень четко реагируют на заигрывание с ними , на всякие "угу-гусеньки" и попытки взрослых перейти на их язык, что получается в большинстве случаев крайне не умело и только ухудшает взаимопонимание. Фантазия, искренний интерес самих взрослых к таким играм, это и есть все, что необходимо, чтобы ребенок захотел узнать что-то новенькое из сферы безопасности.

Вывод:

-Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного поведения.

- Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома.

- В-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к тому ,что он может остаться один дома,  встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Уже с дошкольного возраста надо учить ребенка правильному поведению в чрезвычайной ситуации.

Важно научить понимать собственное поведение. Как вы это понимаете? (если реб-к сможет объяснить, как он вел себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что он при этом чувствовал, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так.)

-Верно, такие дети помогают нам , взрослым, лучше понять их, а значит снимают многие проблемы и неприятности.

2. Общение взрослого на равных. (Вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему)

Ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Положительный пример взрослых. (Нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила, если мы сами не всегда ему следуем.) например, сложно объяснить ребенку, что надо переходить улицу на зеленый свет светофора, если родители сами этого не делают.

Взаимопонимание между взрослыми: педагогами и родителями, мамой и папой, т.к. разные требования могут вызвать растерянность, обиду или даже агрессию.

Похвала. Следует чаще хвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов.

Рефлексия

-Что вам понравилось на семинаре? Что нового и полезного вы узнали для себя?

Подведение итогов.

В заключение хочется сказать: Итак, на ваш взгляд, ребенок готов к тому, чтобы остаться дома одному? Однако не стоит делать это спонтанно, не подготовив ребенка к этому заранее. И будьте готовы к тому, что эта подготовка займет достаточно большое количество времени. Однако не стоит расстраиваться – помните о том, что подобная масштабная подготовка будет только первое время, а когда ребенок привыкнет оставаться один дома, это превратится в нечто само собой разумеющееся. И это целиком и полностью лежит на наших плечах и эту информацию мы должны донести до наших родителей

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум для воспитателей групп раннего развития "Ум ребенка на кончиках его пальцев"

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в процессе конструирования"...

Семинар-практикум для воспитателей и младших воспитателей ДОУ "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду" Акимова Ю.М. МАДОУ "Детский сад №26"

Семинар-практикум "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду" направлен на повышение профессионального мастерства воспитателей и младших воспитателей дошкольного учреждения, работающих с де...

Семинар – практикум для воспитателей Тема: «Русские народные игры -средство приобщения ребенка к традициям русского народа».

Цель: Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как - средству приобщения ребенка  к  традициям русского народа».Задачи:1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими ...

Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Профилактика неуспешности ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Кинезиологические упражнения, как средство развития основных психических процессов»

Вниманию педагогов предложены упражнения для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, развивают моторику, речь, способству...

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при  автоматизации и дифференциации звуков, образовании...

Семинар- практикум для воспитателей "Растим здорового ребенка"

Цель: Формирование у детей привычки здорового образа жизни.Задачи:·         Познакомить воспитателей с разными видами гимнастики;·...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...