Развитие ориентации в пространстве у детей 6-7 лет посредством графического диктанта.
статья (подготовительная группа)

Рузалия Раильевна Сугумбаева

 

Среди навыков, необходимых для успешного освоения программы начальной школы, значительное место занимает умение ориентироваться в пространстве.

Дошкольный возраст – это главный этап в выработке приспособлений для развития пространственного мышления. Именно в этот период случается важнейшее развитие пространственных представлений и вариантов ориентировки детей на плоскости и в окружающем пространстве.

Что такое графический диктант - дидактические занятия, на которых нужно рисовать по клеточкам. Они не требуют от ребенка глубоких знаний, сильного напряжения ума.   Делать это несложно. Нужно только внимательно слушать педагога, проводить карандашом черточки влево, вправо, вверх или вниз. Развивая, моторику ребенок учится считать, ориентироваться в пространстве, оценивать себя.
Систематические занятия с предоставленными графическими диктантами формируют у дошкольников пространственное воображение, произвольное внимание, координацию движений, мелкую моторику пальцев рук, усидчивость.

Реализовывая предложенное в графических диктантах, дошкольник увеличивает кругозор, расширяет лексический запас, обучается ориентировке в пространстве, знакомится с разнообразными способами изображения предметов. Письмо под диктовку очень нравится ребятам, поскольку присутствует сюрпризный момент – дети не знают заранее, какой рисунок должен получиться.

Система графических диктантов построена по следующим принципам:

- строгая последовательность заданий с постепенно возрастающей сложностью;

- помимо письма под диктовку необходимо учить детей срисовывать эти картинки с образца, помогая определить начальную точку;

четкий временный регламент: 2 раза в неделю по 10-12 минут как часть занятия или как самостоятельное занятие во второй половине дня;

- учёт индивидуального уровня и темпа развития детей;

- графические диктанты даются детям только после того, как они

 достаточно усвоят графические умения, познакомятся с тетрадью в клетку, научатся ориентироваться на листе, сформируется умение фиксировать уголок клетки. Дети должны понимать словесную инструкцию взрослого, работать с опорой на зрительный образец, уметь организовывать свою самостоятельную деятельность.

Весь диктант заключается в рисовании коротеньких линий на обычном тетрадном листе в клеточку. Ребёнок учится ровно рисовать линию, писать под диктовку взрослого и считать.

Перед каждым диктантом с детьми нужно повторить, где право, где лево, где верх, где низ. Какая из рук является правой, а какая – левой. Дети повторяют, где у тетради правый край, где левый, где низ, где верх, представляют, как нужно считать клеточки.

 Когда ребенок нарисует рисунок, необходимо поговорить о том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графический диктант – это схематичное изображение предмета. Также нужно напомнить о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет.

Некоторые фигуры могут быть изображены в нескольких вариантах, простом и более сложном, что позволит педагогу дифференцированно подходить к каждому ребёнку. Дети с интересом занимаются подобным видом диктанта. Когда рука ребенка немного окрепнет, то графические рисунки в их исполнении становятся точнее, ровнее и аккуратнее. Тогда это приносит детям большое удовлетворение.

Графические диктанты могут быть дополнены ещё чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. Пальчиковую гимнастику необходимо делать вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за педагогом. В процессе занятия ребёнок отрабатывает правильную, чёткую, грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.

Главная задача – поддержать ребенка и показать ему в игровой форме усвоить необходимые для хорошей учебы навыки. Если у дошкольника что-то не особо получается, необходимо тихо разъяснить, как надо делать вернее.

При подведении итогов деятельности нельзя дошкольников уравнивать и противопоставлять друг с другом.

При правильной организации процесса работы у детей формируются внимание, глазомер, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление, воображение. Необходимо вместе с детьми обсуждать результаты и качество выполнения задания. Это будет приучать ребёнка к самооценке и самоконтролю, что является важным компонентом учебной деятельности и пригодится в школе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста с помощью графических диктантов

Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать...

Развитие ориентации в пространстве у дошкольников, актуальность.

Статья:  Развитие ориентации в пространстве у дошкольников, актуальность....

Развитие творческой ориентации в пространстве у детей 4-5 лет посредством музыкальных движений и игр. Тема: «В гостях у бабушки Наташи»

В гостях у бабушки НаташиЦель: развивать и формировать средствами музыки и ритмических  движений умение ориентироваться в пространстве.Задачи:Образовательные: ·...

«Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии геокешинг».

Формирование пространственных представлений - это важная предпосылка для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространс...

Развитие познавательной активности и тренировки мелкой моторики в процессе написания графического диктанта

Графические диктанты - это игра, способная увлечь и занять ребенка с большой пользой для него. В самом начале вы начинаете свою увлекательную игру на пустом листе в клеточку, и, выполняя нехитрые инст...

Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии геокешинг

quot;Образовательный геокешинг" - педагогическая технология, помогающая ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Суть технологии - организация игровой деятельности детей с наполнением ее...