«Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии геокешинг».
материал по физкультуре
Формирование пространственных представлений - это важная предпосылка для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления напрямую влияют на уровень его интеллектуального развития. Их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka.docx | 130.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическая культура
Тема: «Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии геокешинг».
Киселева Олеся Александровна, инструктор по физической культуре МБДОУ детского сада № 28 «Умка»
Сегодня перед педагогами стоит задача подготовить совершенно новое поколение: активное, думающее, любознательное, при этом не ограничивая свободу ребенка, давая ему возможность развиваться как индивидуальности.
В настоящее время педагоги ДОУ нуждаются в особых технологиях физического развития детей, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем.
Формирование пространственных представлений - это важная предпосылка для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления напрямую влияют на уровень его интеллектуального развития. Их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
Критерием результативности опыта является оценка уровня сформированности навыков ориентирования в пространстве у детей дошкольного возраста. Диагностическая методика была разработана автором опыта в соответствии с примерной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой[2] и включает в себя инструментарий, оценку результатов в виде процентов и уровней (высокий, средний, низкий).
Наблюдая за воспитанниками в процессе организованной совместной и самостоятельной деятельности отметила, что 10% детей не могут ориентироваться «на себя», ориентироваться «на внешние объекты», выделять различные стороны предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых. Примерно у 60% дошкольников не сформировано определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте, определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете. Также у 40% детей не сформировано определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, освоение и применение словесной системы по основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево и т.д., они не имеют достаточно опыта практического освоения окружающего пространства.
Полученные данные позволяют констатировать тот факт, что традиционное обучение не обеспечивает достаточного уровня сформированности у детей навыков ориентирования в пространстве. Следовательно, нужны такие технологии, которые активизируют данный процесс.
Жизнь требует от педагогов поиска новых методов и приемов в работе с дошкольниками. Педагог считает, что технология геокешинг позволит совершенствовать ориентировку в пространстве у старших дошкольников и сделать эти познания увлекательными, полезными, результативными.
В ходе применения технологии геокешинг осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка. Особенность технологии геокешинг в том, что каждый раз дети не знают, какое приключение их ждет, с чем им придется столкнуться, и какой маршрут преодолеть. В результате этого заинтересованность детей от игры к игре только возрастает, у них возникает желание заниматься физкультурой, стать сильнее, быть более ловкими, смелыми.
I
Актуальность.
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из приоритетов государственной политики в области воспитания является создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности[12]. Основным направлением в области физического воспитания является формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни. В рамках реализации ООП ДОУ одной из приоритетных задач является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формировании у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек.
Образовательная деятельность в формате геокешинг вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО, и становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Геокешинг, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым, игровым.
Проблема ориентировки в пространстве и формирование правильных представлений о пространстве является одной из актуальных в области педагогики, поскольку ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека. Актуальность темы обусловлена и тем, что дети дошкольного возраста большую часть времени проводят в замкнутом пространстве детского сада, поэтому пространственные представления детей на улице значительно ограничены. Геокешинг - это эффективный способ решения этой проблемы.
Данное направление становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка.
Все вышеизложенное позволяет выделить ряд противоречий:
- между требованием программы к развитию пространственных представлений у дошкольников и недостаточным методическим обеспечением по данному вопросу;
- между традиционным подходом к содержанию и организации педагогической деятельности по формированию ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста и потребностью внедрения методов развивающего обучения, наиболее адекватных современным целям образования;
- между объективной потребностью в ориентировке в пространстве у дошкольников и отсутствием системного подхода организации двигательной деятельности с детьми в ДОУ в данном направлении.
Ведущая методическая идея заключается в определении путей повышения эффективности процесса развития ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста через технологию геокешинг c привлечением родителей
I этап. Констатирующий
Выявление проблемы, возникновение идеи методической разработки, определение цели, задач и выбор методов и средств их решения, анализ литературы по проблеме, подбор диагностической методики, сбор информации, проведение диагностики.
II этап. Практический
Разработка и внедрение в занятия физической культуры технологии геокешинг с участием родителей
III этап. Аналитико-обобщающий.
Проведение итоговой диагностики. Обобщение результатов.
Диапазон разработки представлен системой занятий по физической культуре на открытом воздухе с детьми старшей и подготовительной к школе групп с применением технологии геокешинг.
Теоретическая база методической разработки.
В описании опыта были использованы понятия: «геокешинг», «ориентировка в пространстве».
«Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века»[13] понятие геокешинга трактует так: слово «геокешинг» (geocaching) происходит от греческого «geo» – Земля и английского «cache» – тайник. Геокешинг – своеобразная туристическая игра, уже завоевавшая толпы поклонников во всем мире. Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения.
«Образовательный геокешинг» - педагогическая технология, помогающая ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Суть технологии - организация игровой деятельности детей с наполнением ее познавательным, развивающим материалом.
В исследованиях В.К. Котырло была выявлена трудность в развитии у дошкольников пространственного восприятия. Она заключается в различении и обозначении отдельных протяженностей, что в свою очередь влияет на освоение детьми величины предметов[6].
Учеными доказано, что пространственные представления являются одной из важнейших составляющих общего развития человека. Поэтому уровень развития пространственных представлений может рассматриваться как показатель общего развития детей, в том числе при определении готовности ребенка к школе.
В основу педагогического опыта легли идеи доктора педагогических наук, профессора А.А. Столяра. Он писал: «Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами)»[11].
Б.Г. Ананьев в своих трудах излагает теорию механизмов восприятия пространства. С ее помощью можно объяснить ход развития пространственных представлений у детей и выявить возрастные характеристики восприятия пространства. В результате серии психолого-педагогических исследований автором было доказано, что нет ни одного вида детской деятельности в образовательном процессе, в котором умение ориентироваться в пространстве и развитое пространственное мышление не являлось бы важным условием достижения хороших результатов. Отражение пространства и времени человеком существует в двух основных формах, которые являются также и ступенями познания: чувственно-образной (непосредственной) и логически-понятийной (опосредованной)[1]. Только в результате накопления практического опыта возникают теоретические представления о пространстве и происходит развитие пространственного мышления.
В «Педагогическом энциклопедическом словаре»[9] дается понятие ориентировка в пространстве, под которой понимают процесс определения человеком своего местоположения при помощи какой-либо системы отсчета.
Вопросами формирования у детей пространственных представлений занимались такие известные педагоги-исследователи как А.М. Леушина[7], М. Фидлер, М.А. Габова[3], А.А. Столяр[11], Е.В. Сербина, О.М. Дьяченко, В.В. Данилова, Н.Я. Семаго[10], М.М. Семаго и другие.
Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования Р.К. Говорова, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела)[4]. Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений (А.А. Люблинская, А.Я. Колодная, Е.Ф. Рыбалко и др.). «Чем точнее слова определяют направление, - подчеркивает А.А. Люблинская, - тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребенка»[8].
Определить тему опыта, найти верный путь в работе с детьми по развитию ориентировки в пространстве автору помогли статьи О.А. Земцова «Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре»[5].
Вопросы эффективного использования образовательного геокешинга как педагогического средства развития дошкольников до настоящего времени не достаточно решены.
Таким образом, анализ теоретических аспектов проблемы доказывает, что развитие пространственных представлений необходимо, особенно у старших дошкольников в период их подготовки к школьному обучению. А для повышения эффективности при построении образовательного процесса по развитию пространственных представлений детей следует учитывать все закономерности развития, особенности восприятия и возрастные характеристики, выявленные исследователями в данном направлении.
Мнение педагогов О.А. Земцова, А.А. Столяра и актуальность проблемы побудили автора опыта к поиску заданий, которые будут способствовать развитию ориентировки в пространстве у дошкольников.
Новизна методической разработки заключается в создании системы планирования образовательной деятельности по физической культуре в ДОУ, направленной на развитие ориентировки в пространстве, с использованием технологии геокешинг, вовлечение родителей в процесс.
Характеристика условий, в которых возможна реализация данной разработки. Материалы опыта могут быть использованы при организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях, семье.
II
Технология разработки
Целью педагогической деятельности в данном направлении является развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «геокешинг.»
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
- организация развивающей предметно-пространственной среды по формированию устойчивой мотивации и потребности детей в совершенствовании физических качеств и ориентировки в пространстве;
- подбор оборудования для проведения занятий с использованием технологии геокешинг;
- разработка сценариев занятий физической культурой с применением технологии геокешинг
- Консультация для родителей по теме «Геокешинг»
- разработка системы проведения занятий по развитию двигательной активности совместно с родителями;
- формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков здорового образа жизни, использования элементов здоровьеориентированных технологий;
- развитие мотивации у детей, через работу с родителями, совершенствование физических качеств через реализацию тематического планирования занятий;
- стимулирование двигательной деятельности посредством технологии геокешинг.
Маршрутная игра в стиле геокешинг – это всегда двигательная активность, мотивация на здоровый образ жизни, радостное общение, положительные эмоции, удивление, восторг, что и является важнейшим фактором оздоровления, условием для здоровьесбережения и соответствует основным требованиям ФГОС ДО.
В процессе работы использовалась интеграция области «физическое развитие» в другие образовательные области: Социвльно-коммуникативное развтите, познавательное развитие, речевое развитие, художественно –эстетическое.
Для осуществления цели и задач развития ориентировки в пространстве старших дошкольников было разработано тематическое планирование на основе технологии геокешинг, где отражены методы и приемы технологии геокешинг, которые используются при реализации тем (Приложение 1).
План разработан в соответствии с календарно-тематическим планированием ДОО.
Занятие с использованием технологии геокешинг проводилось один раз в неделю на улице в соответствии с расписанием.
В плане отражено 9 тем: «Мой город», «Золотая осень», «Безопасность», «Дружба», «Я и моя семья», «Зима», «Новый год у ворот», «Вокруг света», «Братья наши меньшие», «Неделя мужества», «Культура и традиции», «Весна», «Книга - друг человека», «Земля – наш дом», «В здоровом теле – здоровый дух», «Наша Родина Россия», «Как прекрасен этот мир». Для каждого занятия определены задачи по ориентировке в пространстве и раскрыты методы и приемы технологии геокешинг, которые применялись во время образовательной деятельности.
Так, при работе по теме «Мой город» инструктор по физической культуре предлагает изучить карту микрорайона и найти в обозначенном месте клад, пройдя определенные испытания.
Методика организации геокешинга с детьми дошкольного возраста вызывает огромный познавательный интерес у детей, они расширяют свои знания и кругозор. Работать в команде с взрослыми.
Но прежде чем вводить эту технологию, педагог направил свою деятельность на формирование основных представлений о пространственной ориентации.
Основное внимание в старшем дошкольном возрасте уделяляется ориентировке «от себя». Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении «от себя». Следующая задача, которая ставилась педагогом - ориентировка на внешних объектах («на любых предметах», «на человеке»). Пространственная ориентировка на любых объектах предметного окружения стала возможной, так как была усвоена пространственная ориентировка на собственном теле. Ребенок мысленно переносил ее на другие объекты (выделял различные их стороны — переднюю, заднюю, боковые, верхнюю и нижнюю) и на другого человека (вверху — голова, а внизу — ноги; впереди — лицо, сзади—спина; одна рука—справа, другая—слева). На основе полученных знаний дети познакомились с пространственными направлениями «направо — налево».
Особое внимание с детьми старшего возраста нужно обращать на освоение пространственного словаря, т.к. словарь пространственных терминов ребенка служит показателем его знаний об этих отношениях. Это первое условие, способствовавшее установлению полного соответствия между «пространственным образом» и словом, его обозначающим. Вторым условием была необходимость обобщать единичные, разрозненные восприятия детей о пространственных отношениях. Для этого выполнялись упражнения на распознавание детьми не только различных пространственных ориентировок, но и идентичных. Третьим условием было научить детей сравнивать парнопротивоположные пространственные отношения и направления: «впереди — сзади», «справа — слева», «над — под», «перед — за», «посередине — с краю», «вверху – внизу». Прием сравнения помог ускорить процесс различения детьми сходных пространственных ситуаций и их обозначений.
В подготовительной группе педагогом уделялось внимание закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега. Педагог для точного обозначения направления движения употреблял в речи наречия и предлоги: правый верхний угол, левый верхний угол, центр зала, правый нижний угол, левый нижний угол, вперед, назад, налево (слева), направо (справа), прямо, рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др.
В ходе работы с дошкольниками для инструктора по физической культуре важно было научить детей, действуя по указанию, различать направления движений, развить быстроту и четкость реакции на звуковой сигнал. С этой целью были использованы игры «Мы весёлые ребята», «Караси и щука», «Ловишки», «Жмурки с колокольчиком», «Пустое место», «Чья колонна скорее построится?» (Приложение 2).
Немаловажное значение в работе педагога имело обучение детей дошкольного возраста умению определять положение предмета по отношению к другому предмету, а также свое положение среди окружающих предметов; умение ориентироваться от другого предмета основывается на умении ориентироваться на самом себе. Дети должны мысленно представить себя в положении предмета. В связи с этим сначала были введены упражнения в определении направления положения предметов от самого себя при повороте на 90 и 180°. Далее педагог развивал умения детей определять стороны тела друг друга, куклы, мишки. С детьми проводились следующие игры: «Прятки», «Что изменилось?», «Найди и промолчи!» (Приложение 2). Навыки, закрепленные в играх, помогают дошкольникам правильно, осознанно и уверенно выполнять задания в ходе занятия с применением технологии геокешинг.
Отличительной особенностью технологии геокешинг в группе или на участке детского сада с детьми дошкольного возраста является использование карт и схем.
Наиболее сложными, задания, связанные с «чтением» графических изображений пространственных отношений и их моделированием детьми в виде рисунка, чертежа, плана, схемы и т.д. Такие упражнения выполнялись на занятиях и в самостоятельной деятельности в игровой форме, например: «Разведчик, найди спрятанный пакет, пользуясь картой»; «Путешествие на игрушечном автомобиле» и т.д. Дети осваивали условные знаки для обозначения предметов (геометрические фигуры), пространственных направлений (линии, стрелки) и т.д. От использования готовых схем педагог постепенно подводил детей к самостоятельному их составлению. При этом схематическое изображение соотносится с реальной пространственной ситуацией. На основе словесного описания, используя предметные и пространственные ориентиры, дети учились составлять планы-схемы пути из детского сада домой, в библиотеку, в ближайший магазин, школу и т.д. Практически проделывая путь в план-схему вносили уточнения, дополнения и т.д. Данные умения закреплялись с помощью игр и упражнений: «Помоги найти домик», «Я гуляю по городу», «Проводи друга в библиотеку» и другие (Приложение 1).
Автор опыта в применении технологии геокешинг с детьми старшего дошкольного возраста и родителями, выделил 4 этапа, которые характеризуются принципом от простого к сложному:
1 этап - предварительный. Изготавливался макет группы, детского сада, участка ДОУ или другого объекта (находящегося на территории за территорией учреждения). Также на этом этапе с детьми проводились игры по ориентированию, умению работать с макетом, картой-схемой, определять на них местоположение различных объектов, консультация для родителей на тему: «Геокешинг».
2 этап - подготовительный. На этом этапе разрабатывается сценарий, технологические карты, подбираются задачи для каждого задания и готовятся все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти клад. Сценарий игры предусматривает решение следующих задач:
- уметь читать карту-схему,
- научить определять свое местонахождение на карте-схеме;
- выделять предметы, которые могут служить ориентиром;
- двигаться и выполнять задание по маршруту, нанесенному на карту-схему;
- самостоятельно выбирать или находить место тайника;
- отмечать на карте местонахождения тайника.
3 этап - игровой. На данном этапе с детьми и родителями рассматривалась карта-схема маршрута к тайнику, дети давали ответы на вопросы, связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, делались фотоснимки обнаруженного места. Способ поиска клада - это поиск по загадкам, по приметам, по схеме. Кладом может быть не предмет, а, например, слово.
В ходе игровой технологии геокешинг дети не только активно двигались, развивали ориентировку в пространстве, совершенствовали свои физические навыки и умения, но и развивались умственно. Участвуя на таких занятиях как: «Заколдованный лес», «Загадки Снежной Королевы», «Поиски сундучка с сюрпризом» (Приложение 1), дети самовыражались, узнавали новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учились правилам безопасного поведения.
Такие занятия как: «Мы собираемся в поход», «Чудо-юдо-град» (Приложение 1), позволили вынести обучение за пределы детского сада. Это лучший способ закреплять умения детей ориентироваться в пространстве нашего города. Ведь клад можно найти не только в земле, но и во всем многообразии нашего окружающего мира. Но что самое главное, воспитанники получат радость от общения со сверстниками, малышами и взрослыми.
4 этап - презентационный. На этом этапе дети и родители представляют результат, обобщали полученные знания, оформляли их в конечный продукт.
Реализация вышеперечисленных этапов позволит провести обучение детей в виде игры, сделало этот процесс интересным, творческим и значимым для участников. Данная технология поддерживает детскую инициативу, так как педагог предлагал дошкольникам самостоятельно выбрать пути решения проблемы, учитывает их желания.
Использование технологии геокэшинг способствовало:
• умению детей сосредотачиваться и мыслить самостоятельно;
• развитию внимания, стремлению к новым знаниям;
• познавать, запоминать новое, ориентироваться в необычных ситуациях, пополнять запас пространственных представлений в игровой форме;
• включению стеснительных детей в игру с огромным желанием, ребята прилагали все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре;
- умению читать схемы, карты;
- формированию физических качеств.
Эти результаты доказали, что именно играя непринужденно, можно логически думать, анализировать, совершенствовать пространственные представления и развивать физические качества.
Данная игровая технология предусматривает постоянное изменение предметно-пространственной среды, ее мобильность, корректировку, подготовку и изготовление атрибутов для игры совместно с детьми.
Реализуя технологию геокешинг, при проведении занятий по физическому развитию на открытом воздухе используется природный материал: веточки, камешки, листочки. Все это предоставляет ребенку наибольшие возможности для проявления творчества, фантазии.
Используя технологию геокешинга, педагог стремился к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к познанию и совершенствованию двигательной деятельности детей на основе формирования потребности в движениях, содействие гармоничному физическому развитию. Родителям предоставляется опыт в проведении мероприятия которые они могут организовать в семье или с друзьями.
В процессе активного внедрения технологии геокешинг ребенок дошкольного возраста приобрел способность осуществлять экспериментирование: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, разрешать ситуацию, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы, делать выводы, фиксировать этапы действий.
III
Результативность
Критерием результативности опыта является оценка уровня сформированности навыков ориентирования в пространстве у детей дошкольного возраста. Диагностическая методика была разработана автором опыта в соответствии с примерной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой[2] и включает в себя инструментарий, оценку результатов в виде процентов и уровней (высокий, средний, низкий).
Диагностируются следующие параметры: ориентировка на себе (части тела), ориентировка относительно себя, ориентировка относительно предмета (другого человека), ориентировка по схеме.
1. Ориентировка на себе.
Выявляется знание частей тела и их пространственного расположения (вверху-внизу, спереди-сзади, правая-левая). В качестве материала используется либо собственное тело ребенка, либо кукла. Ребенок должен найти и показать части тела по словесной инструкции педагога, проговаривая пространственное положение частей тела. Примерные задания: «Покажи голову, нос…», «Что у тебя одно? Что у тебя по два?», «Где у тебя находится живот?», «Что у куклы сзади?», «Возьми карандаш в правую руку» и т.д.;
2. Ориентировка относительно себя.
Выявляется знание понятий вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево, вперед направо, вперед налево, назад направо, назад налево, впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно себя. В качестве материала используются флажок и игрушки. Ребенок выполняет задания по словесной инструкции педагога: «Покажи флажком вперед, направо,…», «Пройди направо, повернись и пройди назад,…», «Назови все игрушки, которые стоят впереди, справа от тебя…» и т.д.;
3. Ориентировка относительно предмета.
Выявляется знание понятий впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета или другого человека. В качестве материала используется набор мелких игрушек или предметы реального пространства. Ребенок выполняет действия с игрушками по словесной инструкции педагога, словесно обозначает пространственные отношения: «Поставь зайчика справа от елки, за елку, перед домиком,…», «Что находится слева от…?», «Расскажи, где находится шкаф».
4. Ориентировка по схеме.
Выявляется умение соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой. В качестве материала используется схема игровой площадки, строения, соответствующий набор геометрических фигур. Ребенок моделирует простейшие пространственные отношения из строительного материала, геометрических фигур, словесно обозначает местоположение. Примерные задания: «Какие строения нарисованы на схеме? Расскажи, где они находятся. Расставь значки на фланелеграфе так же, как они расположены на схеме», «Составь из геометрических фигур свою схему площадки. Чем она отличается от моей схемы?»
Предпосылкой для достижения положительной динамики решения данной проблемы являлись контроль и наблюдение за дошкольниками в разных формах деятельности: организованной образовательной деятельности, индивидуальной, свободной.
Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики сформированности навыков ориентирования в пространстве оптимальна. Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности использования данной технологии для активизации способностей детей дошкольного возраста ориентироваться в пространстве.
Педагогом были представлены материалы из опыта работы на мероприятиях различного уровня:
Список литературы
1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – Москва: Просвещение, 1964. – 304 с.
2. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 304с.
3. Габова, М.А. Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет: практическое пособие / М.А. Габова. – Москва: АРКТИ, 2010. – 136 с.
4. Говорова, Р. К вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольников // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников. Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI / Р. Говорова. – СПБ, 1994. – 237с.
5. Земцова, О.А. Вправо – влево, вверх – вниз: Ориентируемся в пространстве / О.А. Земцова – М.: Махаон, 2005. – 16с.
6. Котырло, В.К. Дудкевич, Т.В. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников / В.К. Котырло, Т.В. Дудкевич – Киев.: Радяньска школа, 1971. – 200с.
7. Леушина, А.М. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина – М.: Просвещение, 1974. – 368с.
8. Люблинская, А. А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей / А.А. Люблинская // Психология дошкольника: хрестоматия. – Москва: Просвещение, 2000. – С. 90-107.
9. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - 3-е изд., стер. - Москва : Большая российская энциклопедия, 2009. - 527 с. : ил., портр.; 27 см. - (Золотой фонд. Энциклопедический словарь).; Указ.
Культура. Наука. Просвещение.
10. Семаго, Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: методическое пособие и комплект демонстрационных материалов / Н.Я. Семаго. – Москва: Айрис-пресс, 2007. – 112 с.: ил.
11. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А.А. Столяр – М.: Просвещение, 2000. – 303с.
12. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» / Москва 2015 г.
13. Шагалова, Е.Н. Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века: ок.1500 слов / Е.Н. .Шагалова. – М:. АСТ : Астрель, 2012. -766, [2] c.
Приложение
Приложение 1 – календарно-тематическое планирование в старшем дошкольном возрасте.
Приложение 2 – подвижные игры на развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников.
Приложение1
Тематическое планирование в старшем дошкольном возрасте на основе методической разработки геокешинг
Месяц | Тема | Задачи по формированию ориентировки в пространстве | Период | Методы и приемы технологии геокешинг |
Сентябрь | Мой город (с родителями) | «Мы собираемся в поход» 1 . Упражнять в умении переходить с бега на ходьбу. 2. Упражнять в сохранении равновесия и правильной осанки при ходьбе по повышенной опоре. 3. Развивать точность движений при переброске мяча. 4. Повторить прыжки на двух ногах с продвижением в указанном направлении. 5. Упражнять детей в ориентировке в пространстве по слуховому восприятию, построении в круг, хороводных движениях; в беге в различных направлениях, в построении парами. 6. Развивать умение действовать по сигналу, внимание. 7. Создать положительное психо-эмоциональное настроение. 8. Формировать навыки безопасного поведения за территорией детского сада. | 1 неделя | Работа с картой микрорайона ; нахождение по карте клада. |
«Чудо-юдо-град» 1. Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении. 2. Развивать координацию движений в прыжках с доставанием до предмета. 3. Повторить лазанье под шнур, не задевая его. 4. Упражнять детей в ходьбе и беге между предметами. 5. Упражнять в прокатывании обручей друг другу. 6. Развивать внимание и быстроту движений. 7. Развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ, умение согласовывать движения со словами. 8. Воспитывать выдержку, внимание, способствовать развитию самостоятельности. | 2 неделя | Работа с картой городского парка аттракционов; поиск «сундучка с сюрпризом» | ||
Урожайная | «Похищенный урожай» 1. Упражнять детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов. 2. Развивать ловкость в упражнениях с мячом (отбивание правой и левой рукой). 3. Развивать координацию движений в задании на равновесие. 4. Упражнять детей в ориентировке в пространстве. 5. Упражнять в чередовании ходьбы и бега. 6. Развивать быстроту и точность движений при передаче мяча. 7. Развивать ловкость в ходьбе между предметами. 8. Упражнять в ходьбе, беге, прыжках на двух ногах. 9. Развивать у детей положительные эмоции от игр, совместной деятельности. 10. Укреплять опорно-двигательный аппарат. 11. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни, укреплению своего здоровья, активным играм. | 3 неделя | Работа с картой огорода на территории детского сада; прохождение преград (испытаний); поиск по карте урожая. | |
«Поможем яблоньке найти свои плоды» 1. Упражнять в чередовании ходьбы и бега по сигналу. 2. Упражнять в равновесии при ходьбе по повышенной площади опоры с выполнением заданий. 3. Повторить упражнения в прыжках и с мячом (отбивание правой и левой рукой ). 4. Упражнять детей в ориентировке в пространстве. 5. Развивать у детей умение вместе выполнять основные движения: ходьбу, бег в разном темпе с изменением направления движения, прыжки на двух ногах (вперед, назад). 6. Развивать физические качества, восприятие и ощущение. 7. Формировать навык правильной осанки. 8. Формировать навыки безопасного поведения в подвижной игре, воспитывать интерес к двигательным действиям. | 4 неделя | Работа с картой территории детского сада; прохождение преград (испытаний); поиск по карте «потерянных яблочек». | ||
Октябрь | Золотая осень | «Грибы зовут на помощь» 1. Закреплять навыки ходьбы и бега в разных направлениях. 2. Упражнять в сохранении равновесия на повышенной опоре и прыжках. 3. Упражнять детей в беге с преодолением препятствий. 4. Развивать ловкость в упражнениях с мячом (ведение правой или левой рукой). 5. Развивать пространственную ориентировку. 6. Закреплять знания об игре в городки (близко, далеко, вправо, влево). 7. Развивать внимания, памяти, воображения и творческую активность. 8. Воспитывать интерес к русским народным играм; воспитывать самостоятельность при выполнении упражнений. | 1 неделя | Работа с картой территории детского сада; прохождение преград (испытаний); поиск по карте сундучка с грибочками |
«В поисках волшебного дерева» 1.Упражнять детей в ходьбе с изменением направления движения по сигналу. 2. Отрабатывать навык приземления на полусогнутые ноги в прыжках с высоты (ориентироваться в пространстве). 3. Развивать координацию движений в упражнениях с мячом. 4. Повторить бег в среднем темпе (продолжительность до 1,5 минуты). 5. Развивать точность броска. 6. Развивать внимание, память, воображение, речевое творчество. 7. Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. | 2 неделя | Работа с картой «тропа здоровья» на территории детского сада; прохождение преград (испытаний); поиск по карте клада. | ||
Безопасность | «В поисках «биты» 1. Упражнять детей в ходьбе с высоким подниманием колен. 2. Повторить упражнения в ведении мяча (правая, левая рука). 3. Упражнять в ориентировке в пространстве. 4. Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры. 5. Закреплять навык ходьбы с изменением направления движения. 6. Закреплять умение действовать по сигналу. 7. Закреплять знания об игре в городки, ее значении для укрепления здоровья, развития физических качеств. 8. Развивать воображение и творческую активность, внимание. | 3 неделя | Работа с картой на территории спортивной площадки; прохождение преград (испытаний); поиск по карте городошной биты. | |
«Тайна пяти ключей» 1.Закреплять навык ходьбы со сменой темпа движения. 2. Упражнять в беге врассыпную, развивать ориентировку в пространстве. 3. Повторить упражнение на равновесие при ходьбе по повышенной опоре. 4. Закреплять знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу, ориентироваться в чрезвычайной ситуации. 5. Упражнять в прыжках и переброске мяча. 6. Развивать общение и взаимодействие детей со сверстниками, интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию. 7. Укреплять ОДА, развивать мелкую и крупную моторику. | 4 неделя | Работа с картой на территории детского сада; прохождение преград (испытаний); поиск по карте тайника. | ||
Ноябрь | Дружба | «Освободим царевну» 1.Закреплять навык ходьбы и бега по кругу (вправо, влево). 2. Упражнять в ходьбе по канату (или толстому шнуру). 3. Упражнять в энергичном отталкивании в прыжках через шнур. 4. Закреплять навык ходьбы, перешагивая через предметы. 5. Повторить игровое упражнение с прыжками. 6. Совершенствовать технику метания в цель (правая, левая). 7. Развивать глазомер, ориентировку в пространстве. 8. Воспитывать дружелюбное отношение к своим товарищам. 9. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь. | 1 неделя | Работа с картой на территории спортивной площадки; прохождение преград (испытаний); поиск по карте клада с пазлами. |
«Дружба крепкая» 1. Способствовать развитию умения ориентироваться на листе бумаги. 3. Упражнять в бросании мяча друг другу. 4. Закреплять навыки бега с преодолением препятствий. 5. Повторить игровые упражнения в прыжках с мячом. 6. Совершенствовать технику метания разными способами. 7. Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве, внимание. 8. Упражнять детей в ходьбе с изменением направления движения. | 2 неделя | Работа над картой; прохождение преград (испытаний); поиск места для закладки клада. | ||
Я и моя семья | «Всей семьей на старт» 1. Упражнять в ходьбе и беге «змейкой» между предметами. 2. Повторить ведение мяча с продвижением вперед (правая, левая рука). 3. Упражнять в лазанье под бревно, в равновесии. 4.Упражнять в ходьбе с изменением темпа движения, с высоким подниманием колен. 5. Способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи. 6. Создавать у детей и родителей радостное настроение, воспитывать внимательность, 7. Развивать глазомер, координацию движений, мелку моторику. 9. Воспитывать потребность в физической активности. | 3 неделя | Работа с картой на территории спортивной площадки; прохождение преград (испытаний); поиск по карте клада. | |
«Поиски сундучка с сюрпризом» 1. Закреплять навык ходьбы и бега между предметами. 2. Развивая координацию движений и ловкость. 3. Разучить в лазаньи на гимнастическую стенку. 4. Повторить упражнения в прыжках и на равновесие. 5. Повторить ходьбу и бег с изменением направления движения (до ориентира). 6. Повторить прыжки на правой и левой ноге, огибая предметы. 7. Упражнять в выполнении заданий с мячом (правая, левая рука). 8. Развивать ориентировку в пространстве, ловкость. 9. Создание психо-эмоционального комфорта. 10. Воспитывать чувство товарищества, уверенности, создавать у детей и родителей радостное настроение, воспитывать внимательность и взаимовыручку. | 4 неделя | Работа с картой на территории детского сада; прохождение преград (испытаний); поиск по карте сундучка с сюрпризом. | ||
Декабрь | Зима | «Загадки Снежной Королевы» 1. Упражнять в беге врассыпную. 2. Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе в усложненной ситуации (боком приставным шагом (направо, налево), с перешагиванием). 4. Повторить ходьбу в колонне по одному с остановкой посигналу. 5. Упражнять детей в продолжительном беге (продолжительность до 1,5 минуты). 6. Повторить упражнения в равновесии, в прыжках с продвижением вперед. 7. Закреплять приобретенные ранее умения и навыки в играх с клюшкой и шайбой. 8. Учить детей умению регулировать свою двигательную активность, чередуя интенсивные движения с менее интенсивными. 9. Развивать ориентировку в пространстве. 10. Воспитывать общую культуру поведения, желание играть в совместные игры, содействовать накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми, прививать детям любовь к спорту и физкультуре, интерес к зимним видам спорта. | 1 неделя | Работа с картой на территории спортивной площадки; прохождение преград (испытаний); поиск по карте тайника Снежной Королевы. |
«В поисках снеговика» 1. Упражнять детей в ходьбе с изменением темпа движения, с ускорением и замедлением. 2. Развивать ориентировку в пространстве. 3. Упражнять детей в ходьбе в колонне по одному с выполнением заданий по сигналу (вперед, кругом, направо, налево). 4. Повторить игровые упражнения на равновесие. 5. Повторить упражнение в прыжках. 6. Продолжать учить действиям с клюшкой и шайбой. 7. Развивать глазомер, быстроту, выносливость, взаимодействие и взаимопонимание. 8. Приобщать детей к здоровому образу жизни. 9. Побуждать детей к самостоятельной организации игр, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение радоваться успехам других. | 2 неделя | Работа с картой на территории спортивной площадки; прохождение преград (испытаний); поиск по карте «волшебного сугроба». | ||
Новый год у ворот | «Новогодние украшения» 1. Повторить ходьбу с изменением темпа движения с ускорением и замедлением. 2. Упражнять в подбрасывании снежков (вверх). 3. Развивать ловкость и глазомер. 4. Развивать ориентировку в пространстве. 5. Упражнять детей в ходьбе и беге в колонне по одному (вперед, направо, налево, кругом). 6. Повторить задания с мячом, упражнения в прыжках, на равновесие. 7. Упражнять в умении вести шайбу разными способами: стоя на месте, по кругу, вправо, влево, вокруг предмета. 8. Развивать скоростно-силовые качества, внимание, мышление. 9. Укреплять опорно-двигательный аппарат. 10. Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, формировать навыки коммуникативного взаимодействия в играх с элементами спорта. | 3 неделя | Работа с картой на территории детского сада; прохождение преград (испытаний); поиск по карте сундучка с украшениями для елочки. | |
«Сказочное путешествие» 1. Повторить ходьбу и бег по кругу с поворотом в другую сторону. 2. Развивать ориентировку в пространстве. 3. Повторить упражнение в прыжках и на равновесие. 4. Упражнять детей в ходьбе между постройками из снега. 5. Разучить игровое задание «Точный пас». 6. Развивать ловкость и глазомер при метании снежков на дальность. | 4 неделя | Работа с картой на территории ДК Комсомолец; прохождение преград (испытаний); поиск по карте тайника. | ||
Январь | Вокруг света | «Заколдованный лес» 1. Повторить ходьбу и бег по кругу (вправо, влево). 2. Повторить ходьбу и бег врассыпную с остановкой по сигналу. 3. Развивать ориентировку в пространстве. 4. Повторить прыжки на двух ногах через препятствие. 5. Упражнять в ходьбе в колонне по одному. 6. Упражнять в беге между предметами. 7. Повторить игровые упражнения с прыжками, скольжение по дорожке. 8. Провести подвижную игру «Два Мороза». 9. Совершенствовать технику катания на санках. 10. Побуждать к проявлению активности при организации самостоятельной двигательной деятельности, создать атмосферу радости, обогащения знаниями, умениями и навыками при выполнении различных заданий на санках. | 2 неделя | Работа с картой на территории парка; прохождение преград (испытаний); поиск по карте сундучка с загадками. |
«» 1. Упражнять в ходьбе и беге с дополнительным заданием. 2. Развивать ловкость и глазомер в упражнениях с мячом (метание правая, левая рука). 3. Повторить лазанье под шнур. 4. Упражнять детей в ходьбе между снежками. 5. Разучить ведение шайбы клюшкой с одной стороны площадки на другую. 6. Повторить катание друг друга на санках. 7. Развивать ловкость, смелость, быстроту, скоростьреакции в процессе игр и игровых упражнений с санками. 8. Развивать инициативность, активность, самостоятельность, умение сотрудничать, помогать друг другу. 9. Приобщать к здоровому образу жизни. 10. Воспитывать желание проявлять волю при преодолении трудностей, самостоятельность в решении двигательных задач. | 3 неделя | |||
Братья наши меньшие | «В поисках зверей» 1. Повторить ходьбу и бег с изменением направления движения. 2. Развивать ориентировку в пространстве. 3. Повторить упражнения на сохранение равновесия и в прыжках. 4. Повторить ходьбу между постройками из снега. 5. Упражнять в скольжении по ледяной дорожке. 6. Разучить игру «По местам!». 7. Способствовать совершенствованию навыка катания на санках с отталкиванием ногами. 8. Формировать умения и навыки самостоятельно применять ранее изученные игровые упражнения с санками. 9. Развивать интерес у детей к занятиям физической культурой, любознательность, воображение, творческую активность. 10. Формировать позитивные установки в различных видах двигательной деятельности. 11. Развивать положительные эмоции и дружелюбие, умение общаться со сверстниками, учить взаимопониманию и сопереживанию. | 4 неделя | ||
Февраль | Неделя мужества | 1. Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе по повышенной опоре с выполнением дополнительного задания. 2. Закреплять навык энергичного отталкивания от пола в прыжках (вперед). 3. Повторить упражнения в бросании снежка, развивая ловкость и глазомер (правая, левая рука). 4. Упражнять детей в ходьбе и беге с выполнением заданий по сигналу. 5. Повторить игровое задание с клюшкой и шайбой. 6. Повторить игровое задание с прыжками в заданном направлении. 7. Развивать ориентировку в пространстве. 8. Приобщать детей к здоровому образу жизни. 9. Формировать у детей положительного отношения к прогулкам на воздухе, выполнению самостоятельных двигательных действий с лыжами, развивать интерес детей к зимним видам спорта. | 1 неделя | |
1. Упражнять в ходьбе и беге с выполнением упражнений для рук (вперед, вверх, в стороны). 2. Развивать ориентировку в пространстве. 3. Упражнять в переброске мяча (двумя руками). 4. Повторить лазанье под шнур. 5. Повторить ходьбу между постройками из снега. 6. Упражнять в скольжении по ледяной дорожке. 7. Повторить игру «По местам!». 8. Совершенствовать умения и навыки в ходьбе на лыжах. 9. Развивать умение действовать сообща, воспитывать общую культуру поведения, желание играть в совместные игры, содействовать накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками, воспитывать любовь к спорту, чувство товарищества. | 2 неделя | |||
Культура и традиции | «Путешествие в музей» 1. Повторить ходьбу со сменой темпа движения. 2. Упражнять в попеременном подпрыгивании на правой и левой ноге. 3. Повторить упражнения на сохранение равновесия при ходьбе на повышенной опоре с выполнением дополнительного задания. 4. Упражнять детей в ходьбе и беге с выполнением заданий. 5. Развивать умение действовать согласованно. 6. Развивать способность к решению проблемных ситуаций, развивать воображение и творческую активность. 7. Способствовать развитию умения менять движение по сигналу. 8. Формировать у детей потребность в регулярных занятиях физической культурой. 10. Прививать детям любовь к спорту и физкультуре, интерес к зимним видам спорта. | 3 неделя | Работа с картой микрорайона поиск музея. | |
«Где живут книги» 1. Упражнять в ходьбе в колонне по одному с выполнением заданий на внимание. 2. Повторить упражнения на равновесие и прыжки (вперед). 3. Упражнять в ходьбе и беге с выполнением заданий. 4. Упражнять в задании с прыжками (вперед, назад). 5. Повторить игровое задание с метанием снежков (правая, левая рука). | 4 неделя | Работа с картой микрорайона; поиск библиотеки. | ||
Март | Весна | «Краденое солнышко» 1. Упражнять детей в ходьбе и беге между предметами. 2. Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе по повышенной опоре с дополнительным заданием. 3. Повторить задание в прыжках, эстафету с мячом. 4. Развивать ориентировку в пространстве. 5. Познакомить детей с народными играми Белгородчины. 6. Развивать ловкость, быстроту, выносливость. 7. Формировать навык правильной осанки. 8. Воспитывать патриотизм и любовь к своему краю. | 1 неделя | Работа с картой спортивной площадки; поиск «солнышка» |
«Весна-Красна» 1. Упражнять детей в ходьбе в колонне по одному с изменением направления движения. 2. Упражнять в беге врассыпную. 3. Повторить упражнение в прыжках. 4.Упражнять детей в беге. 5. Развивать ловкость в заданиях с мячом (правая, левая рука). 6. Приобщать детей к народному творчеству. 7. Развивать воображение, смекалку. 8. Развивать ориентировку в пространстве. 9. Воспитывать интерес и любовь к русским народным играм, уважение друг к другу. | 2 неделя | Работа с картой участка детского сада; поиск «сундучка с сюрпризом» | ||
Книга - друг человека | «В поисках коллекции сказок» 1. Повторить ходьбу с выполнением заданий. 2. Упражнять в метании мешочков в горизонтальную цель (правая, левая рука). 3. Развивать ориентировку в пространстве. 4. Упражнять детей в беге на скорость. 5. Повторить игровые упражнения с прыжками. 6. Упражнять в выполнении различных видов движений, через игровые задания. 7. Обогащать двигательный опыт детей народными подвижными играми. 8. Развивать познавательную деятельность. 9. Создать психо-эмоциональный комфорт. 10. Воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры. | 3 неделя | Работа с картой микрорайона; поиск библиотеки. | |
«В поисках энциклопедии» 1. Повторить ходьбу и бег с выполнением задания. 2. Упражнять в лазании на гимнастическую стенку с переходом на другой пролет (вправо, влево). 3. Повторить упражнения на равновесие и прыжки. 4.Повторить упражнения с бегом в заданном направлении. 5. Повторить упражнения в прыжках. 6. Продолжать знакомить детей с Белгородскими народными играми; приобщать к народному творчеству. 7. Развивать ловкость, быстроту, выносливость. 8. Укреплять опорно-двигательный аппарат. 9. Формировать дружеские взаимоотношения. | 4 неделя | Работа с картой участка детского сада; поиск тайника. | ||
Апрель | Земля - наш дом | «Космическое путешествие» 1. Повторить игровое упражнение в ходьбе и беге. 2. Повторить упражнения на равновесие. 3. Повторить упражнение в прыжках, с мячом (правая, левая рука). 4. Повторить игровое упражнение с бегом. 5. Развивать ориентировку в пространстве. 6. Совершенствовать действия с мячом (передача в парах, бросок в цель (правая, левая рука). 7. Способствовать развитию меткости, координационных способностей, мелкой моторике. 8. Воспитывать желание играть в паре, команде. | 1 неделя | Работа с картой участка детского сада; поиск «сундучка с сюрпризом» |
«В поисках мяча» 1. Повторить упражнения в ходьбе и беге. 2. Упражнять детей в прыжках в длину с разбега. 3. Упражнять в перебрасывании мяча друг другу (правая, левая рука). 4. Повторить игровое задание с ходьбой и бегом. 5. Развивать ориентировку в пространстве. 6. Вызвать у детей интерес к играм с мячом; совершенствовать действия с мячом (бросок и ловля, отбивание одной рукой). 7. Способствовать развитию ловкости, быстроты, координационных способностей, выносливости, развитию интереса к народным играм России. 8. Воспитывать желание играть в команде. | 2 неделя | Работа с картой спортивной площадки детского сада; поиск «мяча». | ||
В здоровом теле – здоровый дух | «Страна неболейка» 1. Упражнять детей в ходьбе в колонне по одному со сменой направления движения. 2. Упражнять в построении в пары (колонна по два). 3. Упражнять в метании мешочков на дальность (правая, левая рука), в равновесии. 4. Повторить бег на скорость. 5. Совершенствовать технику владения мячом во взаимодействии с другими игроками (правая, левая рука). 6. Учить ориентироваться на игровом пространстве. 7. Укреплять опорно-двигательный аппарат. 8. Формировать потребность и желание играть с мячом, воспитывать коллективизм, чувства взаимопомощи и поддержки. | 3 неделя | Работа с картой участка детского сада; поиск «сундучка с витаминами» | |
«В поисках здоровья» 1. Повторить ходьбу и бег с выполнением заданий. 2. Повторить упражнения в равновесии, в прыжках и с мячом (правая, левая рука). 3. Повторить игровое упражнение с ходьбой и бегом. 4. Развивать ориентировку в пространстве. 5. Совершенствовать действия с малым мячом (подбрасывание вверх одной рукой, ловля двумя руками, бросок о землю одной рукой, поймать двумя руками). 6. Способствовать развитию меткости, ловкости в играх с малым мячом. 7. Способствовать развитию положительных эмоций в играх с мячом. 8. Формировать потребность и желание играть с мячами. | 4 неделя | Работа с картой участка детского сада; поиск «сундучка с сюрпризом» | ||
Май | Наша Родина - Россия | «Вокруг света» 1. Повторить упражнения в ходьбе и беге. 2. Развивать ориентировку в пространстве. 3. Упражнять детей в продолжительном беге, развивая выносливость. 4. Закрепить действия с воланом и ракеткой, разучить способ подачи волана ракеткой, упражняясь в свободном передвижении по площадке (вперед-вверх). 5. Развивать умение точно, энергично и выразительно выполнять физические упражнения, осуществлять самоконтроль, самооценку. 6. Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью, способность к саморегуляции в двигательной сфере, чувство коллективизма, сопереживание. | 1 неделя | Работа с картой микрорайона; поиск тайника. |
«Игры Белгородчины» 1. Упражнять детей в ходьбе и беге со сменой темпа движения и направления. 2. Упражнять в прыжках в длину с места. 3. Упражнять детей ходьбе и беге с выполнением заданий. 4. Формировать у детей осознанную потребность в двигательной активности, продолжать учить играть через сетку, свободно передвигаясь по площадке; используя разнообразные удары ракеткой (справа, слева, сверху, снизу) в зависимости от игровой ситуации. 5. Развивать ориентировку в пространстве. 6. Способствовать развитию глазомера, координации движений, согласованности движений, развивать творчество и инициативу. 7. Формировать интерес к спортивной игре, воспитывать дружеские отношении. | 2 неделя | Работа с картой участка детского сада; поиск «воланчика» | ||
Как прекрасен этот мир | «Разноцветная игра» 1. Упражнять детей в ходьбе и беге в колонне по одному, по кругу (вправо, влево). 2. Упражнять в ходьбе и беге врассыпную. 3. Упражнять в метании мешочков на дальность (правая, левая рука), в прыжках (вперед), в равновесии. 4.Развивать ориентировку в пространстве. 5. Развивать и закреплять двигательные умения и знания правил в спортивных играх и спортивных упражнениях; развивать умение точно, энергично и выразительно выполнять физические упражнения, осуществлять самоконтроль, самооценку, контроль и оценку движений других детей. 6. Развивать творчество и инициативу. | 3 неделя | Работа с картой участка детского сада; Поиск места для закладки тайника. | |
«Поход на полянку» 1. Упражнять в ходьбе и беге с выполнением заданий по сигналу. 2. Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе по повышенной опоре, в прыжках. 3. Повторить игровые упражнения с ходьбой и бегом. 4. Упражнять в заданиях с мячом (правая, левая рука). 5. Продолжать учить играть через сетку, свободно передвигаясь по площадке; используя разнообразные удары ракеткой (справа, слева, сверху, снизу) в зависимости от игровой ситуации. 6. Способствовать развитию глазомера, координации движений, согласованности движений. 7. Развивать ориентировку в пространстве. 8. Развивать способности действовать совместно друг с другом, умение добивать результата, согласовывая свои действия в соответствии с правилами. | 4 неделя | Работа с картой участка детского сада; поиск «сундучка с сюрпризом» |
Приложение 2
Подвижные игры на развитие ориентировки в пространстве
«Мы весёлые ребята» Цель: учить детей действовать по сигналу, перебегать с одной стороны площадки на другую быстро с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве. Ход игры: Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проводится вторая черта. В центре площадки находится ловишка. Игроки хором произносят: «Мы весёлые ребята, Любим бегать и скакать, Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три, лови!» После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка их ловит. Тот, кого ловишка успеет осалить, прежде чем тот пересечёт черту, считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку. 2 вариант. Дети идут по кругу и проговаривают текст.ловишка в центре. Разбегаются разными видами бега. | «Мышеловка» Цель: учить детей бегать под сцепленными руками в круг и из круга, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве. Ход игры: Игроки делятся на две неравные группы, меньшая группа образует круг – мышеловку, остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки идут по кругу и говорят: «Ах, как мыши надоели, развелось их просто страсть. Всё погрызли, всё поели, Всюду лезут вот напасть. Берегитесь же плутовки, Доберёмся мы до вас. Вот поставим мышеловки, Переловим всех зараз!» По окончании слов, дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу воспитателя «хлоп!» - дети, стоявшие в кругу опускают руки и приседают – мышеловка захлопнута. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными, они становятся в круг. |
«Карусель» Цель: учить детей ходить и бегать с ускорением и замедлением темпа по кругу в соответствии с текстом. Развивать умение двигаться по кругу по часовой стрелке и в противоположном направлении. Ход игры: Дети образуют круг, держась за шнур, правой рукой и идут по кругу сначала медленно, потом быстрее и переходят на бег. Движения выполняются в соответствии с текстом, произносимым текстом: «Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели, а потом кругом, кругом, всё бегом, бегом, бегом!» после того как дети пробегут 2-3 круга, воспитатель останавливает их и подаёт сигнал к изменению направления движения. Игроки поворачиваются кругом и перехватив шнур другой рукой, продолжают выполнять ходьбу и бег. Затем воспитатель вместе с детьми произносит; «Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра!» Движение карусели постепенно замедляется. При словах «Вот и кончилась игра!»дети останавливаются, кладут на землю шнур и расходятся по всей площадке. 2 вариант. Дети держатся за руки, идут по кругу в одном направлении, затем в другом. | «Ловишки - перебежки» Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую с увёртыванием, формировать умение действовать по сигналу. Развивать быстроту, ловкость. Ход игры: Дети стоят за чертой на одной стороне площадки. На второй стороне также проведена черта. Сбоку стоит ловишка. На слова воспитателя: «Раз, два, три – беги!»-дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка их ловит. После 2-3 перебежек ловишку выбирают из самых ловких и быстрых детей, которые небыли пойманы. 2 вариант. Дети перебегают разными видами бега. |
«Караси и щука» Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, по сигналу прятаться за камешки, приседая на корточки. Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве. Ход игры: Один ребёнок выбирается щукой, остальные делятся на две группы. Одна из них образует круг – это камешки, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за пределами круга. По сигналу воспитателя – щука – она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат занять место за кем нибудьиз играющих и присесть за камешки. Пойманные караси уходят за круг и подсчитываются. Игра повторяется с другой щукой. 2 вариант караси плавают не только в кругу но и между камней, щука находится в стороне. Можно выбрать две щуки. | «Хитрая лиса» Цель: учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу, ориентироваться на площадке. Развивать ловкость, быстроту. Ход игры: Игроки стоят по кругу, на расстоянии одного шага один от другого. Воспитатель просить всех закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг – за спинами детей и дотрагивается до одного из детей, который и становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает открыть глаза и внимательно посмотреть кто из них лиса - не выдаст ли она себя чем-нибудь. Игроки три раза спрашивают с небольшими промежутками – сначала тихо, затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» при этом все смотрят друг на друга. Когда все игроки, в том числе и лиса в третий раз произнесут – хитрая лиса, где ты? Хитрая лиса выпрыгивает в центр круга, поднимает руку вверх и говорит- «Я здесь!» все игроки разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные, отходят в сторону. Игра повторяется. 2 вариант. Можно выбрать 2-4 лисы, и бегать по площадке разными видами бега. |
«Бездомный заяц» Цель: учить детей бегать быстро, стараясь занять домик. Развивать внимание, быстроту реакции на сигнал. Ход игры: Выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные зайцы чертят себе кружочки и каждый встаёт в свой. Бездомный заяц убегает от охотника, он может спастись от охотника, забежав в любой кружок, тогда стоявший в кружке заяц должен сейчас же убегать, потому что он теперь бездомный заяц и охотник будет его ловить. Как только охотник осалил зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником. 2 вариант. Дети образуют круг, взявшись за руки по 3-4 ребёнка, а в центре такого круга стоят зайцы. 3 вариант Дети стоят в кругах нарисованных на земле по сигналу воспитателя зайцы меняются домиками – перебегают из одного в другой, а охотник занимает любой освободившийся домик, кто остался без домика становится охотником. | «Сделай фигуру» Цель: учить детей бегать врассыпную по залу, участку. Приучать менять движение по сигналу, развивать равновесие, умение сохранять неподвижную прозу. Ход игры: По сигналу воспитателя все дети разбегаются по залу. На следующий сигнал (удар в бубен) все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры получились интереснее, наиболее удачными. 2 вариант. Можно выбрать водящего, который будет определять, чья фигура интереснее сложнее, тех, кто каждый раз придумывает новые фигуры. |
«Уголки» Цель: учить детей перебегать с места на место быстро, незаметно для ведущего. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве. Ход игры: Дети становятся возле деревьев или в кружочках, начерченных на земле. Один из играющих оставшийся в середине, подходит к кому – либо и говори, Мышка, мышка продай мне свой уголок». Та отказывается. Водящий идёт с теми же словами к другому. В это время остальные дети меняются местами, а водящий в середине старается занять место одного из перебегающих. Если это ему удастся, оставшийся без уголка становится на середину. 2 вариант. Если водящему долго не удаётся занять место, воспитатель говорит: «Кошка!» все дети одновременно меняются местами, водящий успевает занять уголок. Нельзя долго стоять в своём уголке. | «Затейники» Цель: учить детей ходить по кругу, взявшись за руки вправо, влево. Повторять движения за водящим. Развивать внимание, память, творчество. Ход игры: Выбирается водящий – затейник, который встает в центр круга, образованный детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят: «Ровным кругом друг за другом мы идём за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе Сделаем вот так…» Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение и все должны его повторить. Игра повторяется с другим затейником. |
«Гуси - лебеди» Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую, чтобы не запятнали. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту. Ход игры: На одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси, на противоположной стороне зала стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором живёт волк, остальное место луг. Выбираются дети на роль волка, пастуха, остальные дети изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся и летают. Пастух: гуси, гуси! Гуси: останавливаются и отвечают хором: га-га-га. Пастух: есть хотите! Гуси: да, да, да! Пастух: так летите же домой. Гуси: нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой, зубы точат, съесть нас хочет. Пастух: так летите, как хотите только крылья берегите! Гуси, расправив крылья летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается поймать гусей. Затем после 2-3 перебежек выбирается новый пастух и волк. | «Ловишки» (с ленточками) Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление. Ход игры: Дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке.ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг». После подсчета пойманных, игра повторяется. 2 вариант Чертится, круг в центре стоит ловишка. По сигналу «Раз, два, три лови» дети перебегают круг, а ловишка пытается схватить ленту. |
«Коршун и наседка» Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость. Ход игры: В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. «Наседка» вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна. 2 вариант. Если детей много можно играть двумя группами. | «Встречные перебежки» Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую в быстром темпе. Развивать внимание, быстроту движений. Ход игры: Две группы детей с равным количеством играющих становятся на противоположных сторонах площадки за лин7ичями в шеренги. (расстояние между детьми в шеренге не менее 1метра). У каждой группы детей на руках ленточки своего цвета – синие, жёлтые. По сигналу воспитателя: «Синие»!» - дети с синими лентами бегут на противоположную сторону, стоящие напротив протягивают вперёд ладоши и ждут, когда бегущие прикоснуться к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на другую сторону, поворачивается и поднимает руку вверх. 2 вариант. Можно добавить ещё два цвета – красный, зелёный. |
«Пустое место» Цель: учить детей быстро бегать наперегонки в противоположные стороны. Развивать быстроту реакции, внимание. Ход игры: Играющие становятся вкруг, положив руки на пояс, - получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит вне круга и говорит: «Вокруг домика хожу, и в окошечки гляжу, к одному я подойду, и тихонько постучу». После слов постучу, водящий останавливается, заглядывает в окошко и говорит: тук, тук, тук. Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришёл?» водящий называет своё имя. Стоящий в кругу спрашивает: «Зачем пришёл?» водящий отвечает: «Бежим вперегонки» – и оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остаётся в кругу, опоздавший становится водящим, и игра продолжается. 2 вариант. Водящий просто ходит за кругом и кладёт руку на плечо кому-нибудь, с ним и бегут в разные направления, стараясь занять пустое место. | «Ловишки» Цель: учить бегать по площадке врассыпную с увёртыванием. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту движений. Ход игры: Дети находятся на площадке, ловишка стоит на середине площадки. По сигналу – раз, два, три – лови! – все дети разбегаются по площадке, увёртываясь от ловишки. Тот кого ловишказапятнал отходит в сторону. 2 вариант. Ловишка не может ловить того кто успел присесть. 3 вариант. Нельзя ловить того кто успел остановиться и встать на одну ногу. 4 вариант. Ловишка должен осалить убегающих мячом. |
«Парный бег» Цель: учить детей бегать в парах, не расцепляя рук, огибать предметы. Развивать ловкость, внимание. Ход игры: Дети стоят в колоннах парами на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки поставлены предметы (кегли, кубы и т.д.), по числу звеньев. По сигналу воспитателя первые пары детей взявшись за руки, бегут до предметов огибают их и возвращаются в конец своей колонны. По следующему сигналу бегут вторые пары. Пара разъединившая руки, считается проигравшей. 2 вариант. Бежать с захлёстом голени. Бег между предметами змейкой до ориентира. | «Краски» Цель: учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега. Ход игры: Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: -Тук! Тук! -Кто там? -Покупатель. -Зачем пришёл? - За краской. -За какой? -За голубой. Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее задание, например: скачи на одной ножке по красной дорожке. 2 вариант. Разговор повторяется, если покупатель угадал краску продавец говорит сколько стоит и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой ладони. С последним хлопком ребёнок изображавший краску убегает, а покупатель догоняет его и, поймав, отводит в условленное место. |
«Кто сделает меньше прыжков» Цель: учить детей прыгать в длину, делая сильный взмах руками, отталкиваясь и приземляясь на обе ноги. Развивать силу толчка, укреплять мышцы ног. Ход игры: На площадке обозначают две линии на расстоянии 5-6 метров. Несколько детей встают к первой линии и по сигналу прыгают до второй линии, стараясь достичь её за меньшее число прыжков. Ноги слегка расставить и приземляться мягко на обе ноги. 2 вариант. Увеличить дистанцию до 10м. (это в среднем 8-10 прыжков) | «С кочки на кочку» Цель: учить детей перебираться с одной стороны площадки на другую прыжками с кочки на кочку на двух или одной ноге. Развивать силу толчка, умение сохранять равновесие на кочке, ловкость. Ход игры: На земле чертят две линии – два берега, между которыми болото. Играющие, распределяются парами на одном и другом берегу. Воспитатель чертит на болоте кочки плоские кольца) на разном расстоянии друг от друга: 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90см. двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку отталкиваясь двумя ногами или одной, не становясь между кочками, стараясь перебраться на берег. Тот, кто оступился, остаётся в болоте. Выходит следующая пара. Когда все выполнят задание, воспитатель назначает, кому выводить детей из болота. Тот подаёт увязшему ребёнку руку и показывает прыжками путь выхода из - болота. 2 вариант. Соревнование: «Кто быстрее переберётся через болото». |
«Пожарные на учении» Цель: учить детей лазить по гимнастической стенке удобным способом, не пропуская реек и не спрыгивая. Развивать согласованную работу рук и ног, быстроту, ловкость. Ход игры: Дети строятся в 3-4 колонны лицом к гимнастической стенке – это пожарные. На каждом пролёте на одинаковой высоте подвешиваются колокольчики. По сигналу воспитателя – удар в бубен или слова «Марш!» дети, стоящие в колонне первыми бегут к стенке взбираются по ней, звонят в колокольчик, спускаются вниз, затем возвращаются к своей колонне и встают в её конец. Воспитатель отмечает тех, кто быстрее всех выполнит задание. Затем по сигналу бегут вторые, стоящие в колонне. Следить за тем, чтобы дети не пропускали реек, не спрыгивали. | «Медведи и пчёлы» Цель: учить детей лазить по гимнастической стенке, взбираться на скамейки, кубы без помощи рук, спрыгивать на носки, на полусогнутые ноги, бегать врассыпную. Развивать ловкость, смелость, быстроту. Ход игры: Дети делятся на две равные группы, одна – пчёлы, другая – медведи. На гимнастической стенке, скамейке, кубах находится улей, на другой стороне – луг, в стороне берлога медведей, по условному сигналу пчёлы вылетают из улья, жужжат и летят на луг за мёдом. Как только пчёлы улетят на луг за мёдом, медведи выбегают из берлоги, забираются в улей и лакомятся мёдом. Воспитатель подаёт сигнал: «Медведи!» пчёлы летят к ульям, стараясь ужалить медведей, те убегают в берлогу, ужаленные медведи пропускают одну игру. После 2-3 повторений дети меняются ролями. Следить, чтобы с гимнаст.стенки нужно слезать не спрыгивая, не пропуская реек. Со скамеек спрыгивать на носки полусогнутые ноги. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития ориентировки в пространстве (для детей старшего дошкольного возраста)
Представлены игры для старших дошкольников по разным разделам "Ориентировки в пространстве"...
Игры для развития ориентировки в пространстве (для детей старшего дошкольного возраста)
Представлены игры для старших дошкольников по разным разделам "Ориентировки в пространстве"...
Игры по развитию ориентировки в пространстве для детей старшего дошкольного возраста
Материал был использован для выступления на педсовете...
Мастер-класс для воспитателей "Использование дидактических игр и упражнений в работе по развитию ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: актуализировать и расширить представления педагогов о планировании работы по развитию у старших дошкольников навыков ориентировки в пространстве, в практической деятельности попытаться составить...
Консультация для педагогов на тему «Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов на тему «Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста» Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироватьс...
Консультация для педагогов на тему «Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов на тему «Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста»...
Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии геокешинг
quot;Образовательный геокешинг" - педагогическая технология, помогающая ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Суть технологии - организация игровой деятельности детей с наполнением ее...
- Мне нравится (1)