«Конструктивная деятельность детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruktivnaya_deyatelnost_detey_rannego_vozrasta.docx | 16.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Конструктивная деятельность детей раннего возраста»
Конструирование –одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для малыша. Это создание разных конструкций и модулей из строительных материалов и детских конструкторов.
Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка.
В возрасте от 1 года до 3лет нервно – психическая сфера малыша находится на так называемом «сенсорном» этапе своего развития. Именно ранний дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления окружающем мире. Ребенок активно осваивает возможности собственного интеллекта: движения и действия маленького человека становится все более и более осознанными, стремительно совершенствуется качество восприятия, внимания, мышления. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме и величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными.
Конструктивная деятельность детей младшего дошкольного возраста проходит путь от игрового манипулирования и условного использования материала к функциональному его применению. Игры – занятия со строительным материалом не только интересны и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка. Игра способствует развитию его познавательного интереса, активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т. д).
Приобщение к конструктивной деятельности начинается с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструкторов, затем, отталкиваясь от возможностей ребенка и его интересов, предлагаются темы для построек и сооружений.
У детей второго года жизни начинают складываться представления о функциональном назначении строительных деталей, простейших предметах, которые можно из них соорудить, об игрушках, которыми можно обыграть постройки. Малыши овладевают элементарными действиями со строительными деталями. Они способны запоминать и узнавать детали и игрушки по наиболее характерным признакам и свойствам. В это время идет активное сенсорное развитие. Начинают формироваться способы решения практических задач, развивается практическое экспериментирование. Малыши много играют со строительными деталями, осваивая разные действия с ними. Игра формирует потребность в общении, которое требует собственной активной речи. А на основе речи начинают развиваться обобщение и символическая функция мышления.
Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры. Инициатором в этих играх остается взрослый. Дети продолжают знакомиться со свойствами и возможностями деталей, у них развиваются представления о цвете, форме, величине, пространственные ориентации. Малыши учатся создавать конструкции по образцу, используют слова для обозначения предметов и обобщения. У детей продолжают развиваться восприятие, память и другие познавательные процессы.
Основной формой обучения детей конструирования является организованная образовательная деятельность, в которой применяются различные методы и приемы работы: показ и анализ образца, объявление последовательности и способов выполнения постройки, создание проблемных ситуаций, требующих нахождения самостоятельного решения. Обязательно надо учить обыгрывать созданные постройки – это способствует повышению интереса детей к конструированию. Детей надо учить рассматривать образец. Взрослый продумывает вопросы для рассматривания с целью выделения существенных особенностей постройки в определенной последовательности. Необходимо сформулировать у детей обобщенные способы обследования предмета. Поэтому обследование предметов должно проводиться в следующей последовательности.
1. Целостное восприятие предмета с общей характеристикой.
2. Определеие общей формы предмета, выделение его основных частей, определение их формы и величины.
3. Выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга (сверху, снизу, выше, ниже).
4. Повторное восприятие предмета в целом с определением его общей характеристики.
Для начала рекомендуется предложить детям несложные постройки по показу: башня – два – три кубика, поставленные друг на друга, машина из кирпичика и кубика. Дети усваивают несложные действия, последовательность выполнения постройки, запоминают ее название, учатся видеть и узнавать детали, из которых она сделана. Когда дети будут справляться с такими задачами, следует увеличить количество кубиков до трех-четырех. Есть дети, сооружая башню, укладывают кубики друг на друга по образцу или самостоятельно, следует переходить к созданию другой постройки тоже по показу взрослого. Это конструкции, выполненные из кубиков и кирпичиков, кубики и призмы (машина, мебель, горка, лесенка). Когда дети учатся это строить, можно предложить сделать стул и стол, стул и кроватку.
Убедившись в том, что дети усвоили приемы конструирования, с помощью которых строили мебель, взрослый показывает новые –объединения деталей с помощью перекрытия. Деталь перекрытия, хотя и очень несложные, детям трудно, так как при этом требуются более точные движения и определенный уровень развития глазомера. Поэтому дети не могут сразу достичь хороших результатов. В дальнейшем постройки, у которых нужно делать перекрытия, замыкать пространство, усложняются: дети делают их из большего количества деталей, сочетают расположение их по вертикали и горизонтали. К таким постройкам относится домик куклы. Кроме этого, можно построить домик для животных.
Каждый ребенок уникален и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для развития конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку понять окружающий мир и свое место в этом мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по теме самообразования «Особенности развития конструктивной деятельности детей раннего возраста от двух до трех лет»
Тему для самообразования мы с Г.Н. Журавишкиной выбрали: «Особенности развития конструктивной деятельности детей раннего возраста от двух до трех лет», она совпадает с особенностью работы с детьми ран...
Программа саморазвития воспитателя II группы раннего возраста Шеиной Валентины Анатольевны на 2015-2016 год тема «Развитие конструктивной деятельности детей раннего возраста средствами игровых приемов»
Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и ст...
Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению с условиями развития конструктивной деятельности детей раннего возраста
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения пол...
Презентация "Использование нетрадиционных материалов в конструктивной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Данная презентация будет полезна как для педагогов, так и для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста....
Презентация "Конструктивная деятельность детей раннего возраста"
Коструктивная деятельность детей раннего возраста...
Конструктивная деятельность детей раннего возраста "Вагончик на колесах"
Формировать умения выбирать и называть предметы поцвету и форме....
Отчёт из опыта работы :«Развитие конструктивно-модельной деятельности детей раннего возраста»
На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педаго...