Рекомендации для родителей «Математические сказки в познавательном развитии дошкольников»
статья
Актуализировать, конкретизировать и дополнить представления родителей о возможности использования сказки как средства личностного развития детей, совершенствовать знакомство детей с окружающей действительностью, через сказки включающие элементы математики.
- познакомить родителей с различными приёмами работы со сказкой, нацеленными на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста;
- формировать у родителей практические навыки работы со сказкой с детьми.
Детство человека тесно связано со сказками. В жизни ребёнка они имеют огромное значение. Это неисчерпаемый источник мудрости. Сказки развивают эмоциональную сферу, диалогическую речь. Учат находчивости, смекалке, сообразительности, добру, благородству, честности, состраданию, сочувствию. Сказки развивают память, воображение, логику, помогают победить страхи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomndatsii_matem_skazki_chebotova_m_v_-_kopiya.docx | 17.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей
«Математические сказки в познавательном развитии дошкольников»
Актуализировать, конкретизировать и дополнить представления родителей о возможности использования сказки как средства личностного развития детей, совершенствовать знакомство детей с окружающей действительностью, через сказки включающие элементы математики.
- познакомить родителей с различными приёмами работы со сказкой, нацеленными на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста;
- формировать у родителей практические навыки работы со сказкой с детьми.
Детство человека тесно связано со сказками. В жизни ребёнка они имеют огромное значение. Это неисчерпаемый источник мудрости. Сказки развивают эмоциональную сферу, диалогическую речь. Учат находчивости, смекалке, сообразительности, добру, благородству, честности, состраданию, сочувствию. Сказки развивают память, воображение, логику, помогают победить страхи.
Дети очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми, они в своих играх дома и в детском саду стараются подражать им. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые очень переживаются детьми. Сам сюжет сказки, сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность детей, каждый из них стремится вмешаться в ситуации и повлиять на них. Живой интерес, который возникает у ребенка, можно использовать для повышения эффективности обучения.
В ходе занятий по любой сказке можно изучать математику. Во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринужденно и легко. Математическая сказка или сказка с математическим содержанием - это сказка, персонажами которой могут быть цифры, геометрические формы, а также герои обычных сказок, животные, волшебные сущности и просто люди.
Народные и авторские сказки, которые малыш от многократных прочтений уже, наверное, знает наизусть – бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Судите сами.
“Теремок” помогает запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй– лягушка и т.д.), а и основы арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке, как образуются последующие числа. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица – стало четверо. Помогут ребенку пересчитать персонажей сказок красочные иллюстрации. А можно и разыграть сказку при помощи игрушек.
“Колобок” и “Репка «особенно хороши для освоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался Колобку третьим? А в “Репке” можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Дед. Кто самый маленький? Мышка. Имеет смысл и о порядке вспомнить. Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой?
“Три медведя” – это сказка раскрывающая несколько разделов ФЭМП: и медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), и соотнести мишек с соответствующими стульями и тарелками; закрепить понятия столько же сколько, поровну.
Чтение “Красной шапочки” дает возможность поговорить о понятиях “длинный” и “короткий”. Особенно, если нарисовать длинную и короткую дорожки на листе бумаги или выложить из кубиков на полу и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или проедет игрушечная машинка. А если сюжет домыслить, например, пересчитать пирожки в корзинке девочки или поделить их между храбрыми охотниками, то можно научить детей решать задачи.
Всем известная сказка о Волке, Козе и семерых козлятах тоже учит детей количественному счету и решению задач.
Еще одна очень полезная сказка для освоения счета – “Про козленка, который умел считать до 10”. Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывайте вместе с козленком героев сказки, и малыш легко запомнит количественный счет до 10 и уяснит образование последовательных чисел.
«Два жадных медвежонка» - эта сказка знакомит детей с понятиями поровну, столько же сколько, а также научит детей сравнивать предметы по величине и делить их на 2, 4 равные части.
Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик» учит детей порядковому счету — какое желание Жени исполнилось с помощью первого лепестка?.. Сколько лепестков осталось, если Женя оторвала один лепесток. Таким образом, ребенок учится решать простейшие арифметические задачи, усваивает обратный счет.
Родителям, предлагаю разработанный материал по развитию элементарных математических представлений на основе русской народной сказке «Колобок» (для примера). Работая со сказкой, обратите внимание, какие математические знания вы сообщите ребёнку до четырёх лет.
Задачи к сказке «Колобок».
• Научите выделять из группы предметов один предмет и составлять из отдельных предметов группу предметов, которую ребёнок будет называть, словом много.
• сравнивать предметы по одному признаку по величине большой маленький на примере колобков.
• Научите называть и находить предметы круглой и квадратной формы.
• Обратите внимание, что каждое задание в сказке будет соприкасаться с наблюдением, с игрой, с беседой, с упражнением.
Практическое задание «Работа со сказкой».
Спросите у ребёнка какая у него любимая сказка. Допустим, у вашего малыша любимая сказка «Колобок».
Предложите малышу, отправится в гости к сказке, а вот в какую пусть ваш малыш отгадает сам.
1. Загадка.
2. Прочитайте ребёнку сказку «Колобок», с показом иллюстраций.
- Кого колобок повстречал на своём пути первым?
- С кем ещё встретился колобок в лесу?
- Кто съел колобка?
- Сколько животных повстречал на своём пути колобок? (Много)
3. Продолжая беседу по сказке, используйте вопросы с математическим содержанием.
а). Какой колобок? На, что он похож? На какую фигуру похож колобок?
б). Найдите вместе с ребёнком у себя дома предметы круглой формы похожие, на колобок.
4. Предложите малышу пластилин.
Слепите с ним колобка закрепите понятие, что колобок круглый умеет кататься и имеет форму шара. Можно предложить картинку с предметами круглой формы, среди которых находится предмет имеющий форму квадрата.
Вопросы по картинке:
- Какие предметы похожи на колобок?
- Какой предмет на картинки лишний и почему?
- Сколько предметов на картинке? (Много).
- Если малыш устал, проведите с ним пальчиковую игру
7.Предложите ребёнку поиграть с колобком. Расставить колобков на картинке по величине. От большого к маленькому или наоборот от маленького к большому.
8. Дайте ребёнку возможность подумать. Как помочь колобку спастись от лисы. Пусть малыш выскажет все свои версии. А затем спрячьте колобка от лисы, например в домик. Всегда оценивайте ребёнка в виде словесной похвалы, в виде наклейки. Например, за спасения колобка.
Также математическое содержание может обозначать какое-то правило действия героев сказки. При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно, т.е. развитие происходит непринужденно. Слушая интересные сказки, дошкольник одновременно включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений. Таким образом, сказка - это источник проявления всех чувств ребенка. Использование сказки в процессе обучения позволяет нам найти путь в сферу эмоций ребёнка, что стимулирует его умственную деятельность, развивает наблюдательность, память, интерес к предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль народной сказки в познавательном развитии дошкольников
Из опыта работы "Роль народной сказки в познавательном развитии дошкольников"...
Использование сказки для познавательного развития дошкольников. (Из опыта работы)
Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с р...
Рекомендация для родителей: Новый шаг в познавательном развитии дошкольника 5-6 лет
Желание перейти на новый уровень в познавательной активности у детей, как правило, наступает после 4 лет. Именно в это время они стараются извлечь максимум пользы из накопленных ранее сведе...
Рекомендации для родителей «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»
Рекомендации для родителей «МЕЛКАЯ МОТОРИКА В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ» «Рука – это вышедший наружу мозг человека» И...
Мастер-класс. Логико-математические игры в познавательном развитии дошкольников
Мастер – класс «Логико-математические игры в познавательном развитии дошкольников»Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе актив...
Рекомендация для родителей "Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников"
Читайте детям стихи. Пусть ухо ихприучается к гармонии русского слова, а сердце преисполнится чувством изящного.пусть поэзия действует на них как музыка.В. Г. Белинский...
Консультация для родителей: "Значение конструирования в познавательном развитии дошкольников"
Консультация для родителей "Значение конструирования в познавательном развитии дошкольков"...
- Мне нравится (2)