Рекомендации для родителей «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»
консультация
Рекомендации для родителей
«МЕЛКАЯ МОТОРИКА В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И.Кант
Ребенок только родился – и уже осуществляет хватательные движения, т. е. сжимает и разжимает кулачки.
Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley_melkaya_motorika_v_psihofizicheskom_razvitii_doshkolnikov.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей
«МЕЛКАЯ МОТОРИКА В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И.Кант
Ребенок только родился – и уже осуществляет хватательные движения, т. е. сжимает и разжимает кулачки. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике физического воспитания изменилась традиционная последовательность обучения основным видам жизненно необходимых движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазанье, бросание, ловля, метание), которые осваивает ребенок. Это хватание, бросание, ловля, метание, затем ползание и лазанье и только потом – ходьба и бег, прыжки.
С рождения и до трех месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения – схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным предметам, касается игрушки.
С 4-7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения – он захватывает мягкие игрушки, бусы. С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает её, перекладывает. С 7 мес. Взрослый играет с ребенком в «ладушки», помогает собирать пирамидку, игрушки, гнезда, матрешку, складывать кубики.
Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, приговаривая при этом пестушки и потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.
Сорока-ворона кашу варила,
кашу варила, деток кормила,
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала.
Ты в лес не ходил,
Ты дров не рубил,
Ты кашу не варил.
Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют её развитие на 3-4 недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.
Комплексы пальчиковой гимнастики применяются логопедами для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты (психологи, муз. руководители, инструктор по физ-ре_ и воспитатели.
Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, разделили их на группы и определили назначение.
1 ИГРЫ – МАНИПУЛЯЦИИ
«Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнить самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. С
2 СЮЖЕТННЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«Пальчики здороваются»-подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно появляются пальцы.
«Грабли» -ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
«Елка»- ладони от себя, пальцы в замок (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.
3 ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В СОЧЕТАНИИ СО ЗВУКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, т-д, г-к и т.д.
4 ПАЛЬЧИКОВЫЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (ГИМНАСТИКА МОЗГА)
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
«Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Кулак, ребро, ладонь»- последовательно менять три положения: сжать в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо-нос»- левой рукой взяться за кончик носа, правой -за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«СИММЕТРИЧНЫЕ РИСУНКИ»- рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки( начинать лучше с круглого предмета: яблока, арбуза и т.д. главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
«ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ВОСЬМЕРКА»-нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза -сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
5 ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В СОЧЕТАНИИ С САМОМАССАЖЕМ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от перифирии к центру).
«ПОМОЕМ РУКИ ПОД ГОРЯЧЕЙ СТРУЁЙ ВОДЫ- движения как при мытье рук.
«НАДЕВАЕМ ПЕРЧАТКИ»-большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«ЗАСОЛКА КАПУСТЫ»-движения ребром ладони правой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«СОГРЕЕМ РУКИ»- движения как при растирании рук.
«МОЛОТОЧЕК»- фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
«ГУСИ ЩИПЛЮТ ТРАВУ»- пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
6 «ТЕАТР В РУКЕ».
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
«БАБОЧКА»- сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения (трепетание пальцев).
«СКАЗКА» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.
«РЫБКИ»-кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб.»Сначала они плавали порознь, а потом решили , что вместе веселее».
«ОСЬМИНОЖКИ»-правая рука осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы - пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга. Замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики речи, основных психических процессов, а также коммуникативности.
К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»
Способы развития мелкой моторики, речи, основных психических процессов в различных видах детской деятельности....
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников «Рука - это вышедший наружу мозг человека».И. Кант Ребенок только родился...
Мелкая моторика в психофизическом развития дошкольников. Из опыта работы воспитателей логопедической группы.
Речевое развитие происходит в процесси познания ребенком окружаещего мира, что возможно только в совместной деятельности пдагогического коллектива, родителей и ребенка....
Описание опыта работы по теме: «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».
В данной работе представлены этапы работы по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста....
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников
Ребенок только родился - и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике...
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников
Консультативный материал для воспитателей и родителей...
Консультация для родителей на тему: «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»
Консультация для родителей на тему:«Мелкая моторикав психофизическом развитии дошкольников»Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной...