Мастер класс для педагогов " Использование сюжетов сказки для познавательного развития дошкольников"
методическая разработка (старшая группа)
Приёмы обучения с использованием примеров сюжета сказок
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « МДОУ Детский сад № 144» г. Магнитогорск
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТА СКАЗКИ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Воспитатель: Бахмина М.И
2024 г
Целевая аудитория: педагоги дошкольных образовательных учреждений. Форма проведения: мастер-класс.
Цель: познакомить педагогов с опытом работы по использованию сюжетов сказки для познавательного развития дошкольников
Задачи:
1. Обогатить опыт коллег, желание совершенствовать свое мастерство.
2. Расширить знания педагогов о сказке, как средстве познавательного развития дошкольников.
3. Познакомить с методами работы с детьми с использованием сюжета сказки.
4. Привлечь педагогов к созданию проблемно-поисковых ситуаций по сказочному сюжету.
Предварительная работа: − изучение научно-методической литературы по данной тематике; создание презентации.
Ожидаемые результаты:
практическое освоение участниками мастер класса умений и навыков в рамках транслируемого опыта, активизация творческой деятельности участников, повышение уровня их профессиональной компетентности в сфере использования сюжетов сказки.
Ресурсное обеспечение: мультимедийное оборудование – проектор, экран, ноутбук, электронная презентация;
Программа мастер-класса:
1. Теоретическая.
2. Практическая.
3. Рефлексия.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите, пожалуйста, на экран, как вы думаете, что изображено на экране? Верно, это сказки! Свой мастер-класс мне хотелось бы начать с маленького четверостишия:
«И нельзя без сказки нам прожить коллеги
Ведь со сказкой проще верить в чудеса.
Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.
В маленькое сердце, дверцу распахнуть».
Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным.
На мой взгляд, рассматриваемая мною тема «Использование сюжета сказки для познавательного развития дошкольников» является интересным и актуальным. Вся наша жизнь – это одна большая и длинная сказка, которую человек пишет для себя сам. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка, которая учит доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
К.И. Чуковский писал, что цель сказочника, – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету.
В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Те уроки, которые дает сказка – уроки на всю жизнь, и для больших, и для маленьких.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому я решила уделить немного больше времени именно сказкам в развитии и воспитании детей.
Применяя сказки в своей работе с дошкольниками, я наблюдаю положительное влияние на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес к обучению. Одна и та же сказка может быть использована, как для детей младшего, так и старшего возраста с усложнением используемого материала. В работе со сказкой я использую следующие технологии: − элементы ТРИЗ; − моделирование; мнемотаблицы,− блоки Дьенеша; − палочки кюизинера; счётные палочки.
Хочется отметить, что цель использования сказок заключается в том, что следует изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей темы он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка. Сегодня на мастер-классе я познакомлю вас, как можно использовать сюжет сказки в образовательной деятельности.
Практическая часть:
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам отправиться в увлекательные путешествие.
- Психологическая эмоциональная игра «Скажи ласковое слово».
Каждое новое дело нужно начинать с хорошим настроением, для этого я сначала предлагаю улыбнуться и пожелать друг другу радостного настроения. Попробуйте и вы, пожалуйста, повернитесь к соседу справа, улыбнитесь и скажите ему доброе слово. А теперь повернитесь к соседу слева и также улыбнитесь и скажите доброе слово. Вот видите, настроение немного поднялось. И пусть радость сопровождает вас весь день! Используя этот прием, у детей формируются положительные чувства и эмоции, а также развивается сплочённость группы. А ещё мы вспоминаем ориентирование в пространстве и такие понятия как «справа» и «слева».
А догадаться по какой сказке мы будем путешествовать, помогут вам подсказки. Тут используется метод моделирования. Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Используем Мнемотабицу. Вы догадались, о какой сказке пойдёт речь?
- Дидактическая игра круги Эйлера «Животные» .
Посмотрите, пожалуйста, на экран перед вами круги Эйлера. Обобщите – о ком говорится в сказке? (Ответ.) А какие это животные дикие или домашние? (Ответ) Скажите, лягушку можно отнести к этим животным. (Ответ.) Почему? (Ответ.) Совершенно верно! Эта игра помогает уточнить и закрепить обобщающие понятия у детей, упражнять в подборе однородных членов предложения.
3. Дидактическое упражнение
« Кто лишний?». Посмотрите коллеги и ответьте, кто лишний? Каких героев нет в нашей сказке.
4. Можно провести игру на определение линии развития объекта «Кем был – Кем стал». Это было маленьким, а стало большим. Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем. Можно использовать схему развития, например лягушки. «Что сначало, что потом» - Расскажите схему развития лягушки
5.Игра «Поможем мышке метелку сделать».
Сказка начинается… Мышка, серая Норушка вышла в поле погулять. Видит мышка теремок. Вошла мышка в теремок. Стала жить поживать. Решила мышка убраться в тереме, да веник не нашла. Поможем мышке веник сделать.
(Здесь используем палочки Кюизенера или счётные палочки.) . Выполните задание.
- Д/и «Теремок» Прибежала лягушка, и проситься в терем. Тук-тук.
Я лягушка. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!
Это я – мышка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся. Ответы: У нас разный окрас, разное питание, и т.д. Эта игра тренирует аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем нахождения различий у объектов живого мира
- Дидактическая игра «Расскажи о яблоке»
Зайка по лесу гулял да яблок он набрал. А кто расскажет о яблоке, какое оно? По цвету? (Ответ.) По форме? (Ответ.) По размеру? (Ответ.) Какой вкус у яблок? (Ответ.) Запах? (Ответ.) Какое оно на ощупь? (Ответ.) Как можно использовать яблоко? (Ответ.)
Данная игра направлена на развитие умения составлять рассказ по структуре с опорой на мнемотаблицы. Коллеги, расскажите мне про яблоко.
- Д/и «Хорошо-плохо»
Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Прибежала лиса. Тук-тук. Это я, лиса. Пустите меня к себе! Пустим, если скажешь, Лиса – это хорошо. Почему? Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.
Лиса – это плохо. Почему? Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков…
- Игра «Теремок»
Постучался волк. Тук-тук..
Это я, волк. Пустите меня к себе! Пустим, если скажешь, чем ты волк, похож на лису. Ответы: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова, 2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т. д. Игра направлена на сравнение систем похожести у объектов живого мира.
- Игра « Помоги герою».
Построим теремок, используем блоки Дьёнеша, с использованием палочек кюизенера или счётных палочек).
Медведь подошел к теремку. Тук-тук. Это я, медведь. Пустите меня к себе! Пустим, если скажешь, что можно сделать чтобы ты теремок не сломал? (ответы). Используем Технологию ТРИЗ. Теория решения изобреательных задач. ( Придумываем, решаем, изобретаем, раскрываем творческий потенциал, решаем проблемы). Главное научить ребёнка думать нестандартно, находить собственные решения, равивать смекалку. Порассуждаем, коллеги, как бы вы ответили?Предложить построить теремок вместе с героем сказки (использовать блоки Дьёнеша, палочки кюизенера или счётные палочки), теремок такой, в каком бы ты, хотел жить, мы пустим тебя. Постройте мне теремок, уважаемые коллеги.
11.Используем приём моделирования « Заселим зверей в теремок» использовать условные обозначения геометрческие фигуры. Расскажите, кого, и куда вы заселите. Закрепляем знание геометрических фигур, ориентацию в прстранстве ( верхний левый, правый нижний и т. д)
12. Предложить детям сделать животных из сказки, использовать блоки Дьёнеша (лисичка, мишка). Постройте мне по образцу, или по памяти коллеги, детям даём задание согласно возрасту.
13. Дидактическое упражнение «Назови героев сказки, начиная с самого большого по росту и размеру, или наоборот начни с самого маленького». Используем по сказке физкультурные минутки, гимнастику для глаз. Давайте отдохнём, вместе проведём физ. Минутку и гмнастику для глаз.
А тут и сказочке конец, каждый был здесь молодец!
13. Психологическая эмоциональная игра «Аплодисменты».
Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение. Сегодня вы активно работали, так давайте наградим себя аплодисментами. А я вас хочу поблагодарить всех за поддержку, за терпенье, за улыбки, за веселье.
Этот прием снимает психоэмоциональное напряжения группы, закрепляет сплоченность всей группы.
Спасибо за сотрудничество, всем творческих успехов.
Таким образом, можно сделать вывод, что, непосредственная образовательная деятельность, построенная на сказочном сюжете, очень широко влияет на развитие личности ребенка, помогает эффективно решать задачи обучения и воспитания, развивать внимание, память, логическое мышление. А также воспитывать важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии дошкольников».
Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии дошкольников»...
Мастер – класса для педагогов. Использование "Игровизора" в интеллектуально - творческом развитии дошкольников
Мастер-класс для педагого в использовании развивающего пособия В.Воскобовича "Игровизор"...
Мастер - класс для педагогов «Использование камней Марблс в познавательном развитии дошкольников» - 2020г.
Мастер - класс для педагогов на тему «Использование камней Марблс в познавательном развитии дошкольников» - 2020г.Цель: раскрытие эффективности использования камней Марблс в познават...
Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Цель мастер-класса: расширить представления педагогов об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков у дошкольников.Задачи мастер-класса:- передача прямого...
Мастер-класс для педагогов "Использование приёмов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников"
мастер-класс для педагогов "Использование приёмов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников"...
Мастер – класс для педагогов : «Использование сенсорных игр для познавательного развития ребенка»
Сенсорное развитие детей младшего возраста – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их величине, цвете, форме, положении в пространстве,...
Мастер класс для педагогов "Использование сенсорных игр для познавательного развития ребенка"
Сенсорное развитие детей младшего возраста - это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их величине, цвете, форме, положении в пространстве, вкусе, зап...