Рекомендации по работе педагога в адаптационный период в ДОУ с детьми раннего возраста и родителями
статья (младшая группа)

Почти в каждой семье, где родился маленький человечек, рано или поздно возникает вопрос о поступлении малыша в детский сад. И тут же у родителей возникает другой вопрос: как помочь малышу адаптироваться в детском саду среди новых лиц, как помочь настроиться на общение не в домашней обстановке? С теми же вопросами сталкиваются и педагоги дошкольного образовательного учреждения: как помочь ребенку адаптироваться в новых для него жизненных условиях? Как помочь родителям справиться с волнениями и страхами, которые возникают в связи с поступлением их крохи в детский сад? Ведь от спокойствия и положительного настроя родителей во многом зависит и успешность адаптации малыша. Период привыкания детей к ДОУ – неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по работе педагога в адаптационный период в ДОУ с детьми раннего возраста и родителями

Почти в каждой семье, где родился маленький человечек, рано или поздно возникает вопрос о поступлении малыша в детский сад. И тут же у родителей возникает другой вопрос: как помочь малышу адаптироваться в детском саду среди новых лиц, как помочь настроиться на общение не в домашней обстановке? С теми же вопросами сталкиваются и педагоги дошкольного образовательного учреждения: как помочь ребенку адаптироваться в новых для него жизненных условиях? Как помочь родителям справиться с волнениями и страхами, которые возникают в связи с поступлением их крохи в детский сад? Ведь от спокойствия и положительного настроя родителей во многом зависит и успешность адаптации малыша. Период привыкания детей к ДОУ – неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

В работе каждого педагога дошкольного учреждения есть свои особенности взаимодействия с детьми разного возрастного периода и их родителями. Из личного многолетнего опыта могу сказать, что очень важным периодом для всех участников является начало посещения ребенком детского сада! Адаптация к ДОУ ребенком раннего возраста и более старшего возраста значительно отличается.

Адаптационный период затрагивает не только ребенка и его родителей, но и педагогов! Очень важным в этот период является для педагога - психологическая и информационно-методическая подготовка. Это 50 процентов успешного периода адаптации! Когда педагог впервые сталкивается с трудностями и проблемами, связанными с адаптацией детей раннего возраста к ДОУ, то не всегда может сориентироваться и справиться с ситуацией, что очень влияет на успешность и длительность адаптационного периода для всех участников этого процесса. Хочу поделиться рекомендациями для педагогов из своего опыта работы. Разделим всю работу в данный период на 3 временных промежутка (до адаптации, во время адаптации, после адаптации) и на три «сектора» - педагог, дети, родители детей!

Первый период адаптации (до адаптации) – это когда работа педагога направлена на подготовку анкет для родителей, документации для педагога, группового помещения, развивающих центров в группе, подбор специальных игр для детей в адаптационный период и др.

Второй период (во время адаптации) – самый продуктивный период для всех участников адаптации! Это когда происходит первое знакомство и постепенная адаптация детей к условиям ДОУ. И от того, как прошла подготовка к адаптации, будет зависеть успешность и продолжительность этого периода. Очень важным моментом является работа с родителями (памятки, рекомендации, беседы, консультации по адаптации ребенка к ДОУ, сбор информации о ребенке). Для положительного и благоприятного взаимодействия с детьми очень нужно постараться и выявлять, что интересно для каждого ребенка (игры, игрушки и др.). В этот период ведутся листы адаптации детей, где ежедневно отмечаются особенности поведения и взаимодействия с взрослым каждого ребенка. Очень важно для педагога знать особенности, что происходит с ребенком во время адаптационного периода к ДОУ, и как взаимодействовать с детьми и реагировать на различные ситуации (плач ребенка, обижает других детей, кусается, не идет на контакт и др.). От продуктивных действии и внимания педагога к каждому участнику адаптации (дети, родители, педагог) зависит успешность и благоприятное протекание всего адаптационного процесса! А особенно к себе педагог должен очень быть внимателен и заботлив в этот период! Как себя чувствует человек, какое настроение у него, все это окружающие чувствуют!

Третий период (после адаптации). На данном этапе подводятся итоги, делаются выводы проведенной работы в адаптационный период. Проводится анкетирование, беседы, родительские собрание, консультации с родителями для получения «обратной связи» о том, как для родителей прошла адаптация ребенка к ДОУ. Для себя педагог отмечает, что получилось, а над чем можно еще поработать и усовершенствовать для более успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование интеграции в образовательной деятельности с детьми раннего возраста как средство развития творческих способностей».

Интеграция- одна из важнейших и перспективных направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение несколько учебных предметов в один. Таким образ...

Перспективное планирование адаптационного периода в группе кратковременного пребывания ранний возраст

Перспективное планирование адаптационного периода в группе кратковременного пребывания ранний возраст (2-3 лет), сентябрь 2021...

Памятка для педагогов, родителей детей раннего возраста в адаптационный период Тема «Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период к ДОУ»

Адаптация-это жизненный процесс. Каждый человек его переживает по разному,кто-то весело и с интересом,а кто-то со слезами на глазах и со страхом....

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Игры с "кинетическим" песком с детьми раннего возраста"

На мастер-классе дётся небольшой экскурс в историю создания "кинетического"  песка и песка "космического". А также приведена подборка игр, которые можно провести с малышами св...

"Путешествие в страну здоровья" досуг с детьми раннего возраста и родителей

Досуг проводится совместно с родителями на "День матери" с целью Формировать установление эмоционального контакта мамы с ребенком, посредством физических упражнений и подвижных игр.Обог...

Как организовать работу педагога в адаптационный период?

На ситуацию привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированность его опыта общения, а также степень родительской опеки....