Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: «Приемы и техники решения конфликтных ситуаций в детском коллективе»
материал по психологии
Выступление на ММО педагогов-психологов Тема «Приемы и техники решения конфликтных ситуаций в детском коллективе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_i_tehniki_resheniya_konfliktnyh_situatsiy_v_detskom_kollektive.docx | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия г. Троицка»
Выступление на ММО педагогов-психологов
Тема «Приемы и техники решения конфликтных ситуаций в детском коллективе»
Подготовил:
педагог-психолог
Данилов Е.Ю.
г. Москва, г. Троицк 2018 г.
Цель: Предоставление возможности педагогам, участникам занятий получить теоретические знания и практический опыт в разрешении конфликтов у дошкольников в группе детского сада.
Задачи:
- предоставить теоретическую информацию о конфликтах и их причинах;
- обучать способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации;
- помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности;
- способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению;
- развивать умения и навыки командного взаимодействия;
- использовать и применять в работе различные методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников для эмоционального благополучия в ДОУ.
Конфликт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
В общих чертах, конфликт – это столкновение или борьба, враждебное отношение. Конфликт определяется как - отсутствие согласия между детьми.
Конфликты между детьми – довольно частое явление, неизменный атрибут их взросления и эмоционального развития.
Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Из-за чего же возникают конфликты в детском коллективе? Существуют различные причины:
- Неприязнь детей друг к другу;
- Кто-то из детей пытается занять лидирующую позицию в группе;
- Не поделили игрушку;
- Соперничество;
- Разница в возрасте и др.
Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми:
- Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей;
- Выяснить причину конфликта;
- Постараться успокоить детей. Предложить детям обсудить вместе конфликтную ситуацию;
- Предложить детям варианты решения конфликта;
- Выслушать всех детей по очереди.
Так как воспитателю отводится роль наблюдателя, то главная его цель – целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт. Деятельность воспитателя должна быть направлена на достижение согласия сторон конфликта.
Для 5-7 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт. Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, неусидчивость, леность, лживость, слабоволие – часто служат причиной недовольства взрослых, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение. Основная задача педагога – это умение работать с детьми контролируя свои эмоции, так как дети очень часто копируют поведение взрослых и таким образом могут недовольства воспитателя каким - то ребенком спроецировать на свое негативное отношение к нему.
Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию с другими людьми, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого и договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).
Нужно учить детей объяснять друг другу, чего они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из сложившейся ситуации.
Очень важно чтобы воспитатель в решении конфликтных ситуаций владел техникой активного слушания - это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство.
Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке.
Выслушиваются обе стороны: если в данный момент слушается один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-нибудь образом дать понять другому участнику, что и он будет также внимательно выслушан.
Обсуждать нужно следующее:
• Что произошло? (сформулировать суть конфликта)
• Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)
• Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства)
• Как быть в этой ситуации? (найти решение)
Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.
Приёмы разрешения конфликтной ситуации:
- В решении проблем учитывать нужды каждого;
- Использовать творческий подход к решению проблемы:
- Превратить конфликтную ситуацию в проблемную, саму проблему - в возможность открыть для себя и для других нечто новое
- Развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению
- Оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка
- Высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;
- Нейтрализовать борьбу за власть
- Учить детей управлять эмоциями
- Формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта
- Вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.
Профилактика детских конфликтов
Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешить. Определяющим фактором в профилактике детских конфликтов является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направлено на приучение к определенным социальным нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектом в социальном становлении личности ребенка.
Методы и приемы не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.
Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками.
Навыки разрешения и предотвращения конфликта ребенок может приобрести, если воспитатель организует игры-тренинги, сюжетно-ролевые игры, интерактивные игры и упражнения, индивидуальные и групповые обсуждения проблемы. А также:
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них
- чтение и обсуждение художественных произведений
- просмотр и анализ фрагментов мультфильмов с последующим моделированием новых версий
- дискуссии
- использование игрушек и пособий
Пособие «Подушка - Мирилка»
Если дети не находят в чем-то согласия – «Мирилка» - подушечка приходит на помощь. Дети кладут свои ладошки на подушку и произносят заветные слова: "Мирись, мирись,
мирись и больше не дерись, а просто улыбнись".
Подушка-мирилка вызывает у детей большой интерес своим ярким цветом и наличием пайеток. Дети испытывают дополнительные тактильные ощущения от мягкой игрушки, успокаиваются и быстро забывают обиды.
Пособие «Коробка дружбы»
Развивает невербальные средства общения. Помогает сближению детей, стимулирует проявление внимания к сверстникам; тревожным, неуверенным, дает возможность сделать шаг к новым контактам.
Рекомендации воспитателю по разрешению конфликтных ситуаций:
1. Прервать конфликт
2. Избавиться от «зрителей»
3. Развести конфликтующих в разные стороны, устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока придут в себя.
4. Успокоить участников конфликта, подключить другого взрослого, специалиста, помощника воспитателя
5. Расспросить в индивидуальной беседе, что случилось
6. Оценить обстановку, выяснить, что произошло
7. Разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу; сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, должно ли последовать наказание, играет ли наказание какую-нибудь роль для ребенка, какие уроки он извлечет, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким-либо нежелательным осложнениям.
Литература:
1. Захаров А. И. предупреждение отклонений в поведении ребенка. 3 изд. Испр. (Психология ребенка). СПБ. : Союз, лениздат, 2000.
2. Лютова Е., Монина Г. Основы конфликтологии. Ижевск: изд-во УдГУ, 2000.
3. Семенака С. И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. 2-е изд. Испр. И доп. М: Инфра-М., 1999.
4. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. М. : Аркти, 2003. (развитие и воспитание дошкольника).
5. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М. : Юнити, 2000. — 545 с. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна — М. : Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 380 с. Валеев Г. Х.
6. КоломипскийЯ.Л., Жишевский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности// Вопросы психологии. -1990. -№2.- С.35-42.
7. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — М. : Просвещение, 1983. — 210 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Конфликтные ситуации в детском коллективе»
Консультация для родителей. Как научить ребенка не попадать в конфликтные ситуации....
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целе...
Консультация для педагогов "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ в детском коллективе с учетом специфики воспитанников"
Цель:•Предоставление возможности педагогам, участникам занятий получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения педагогических конфликтов с учетом специфики воспитанни...
Консультация для родителей по решению конфликтных ситуаций на детской площадке.
В раннем детстве каждая ситуация записывается в подсознание ребёнка и влияет на дальнейшее развитие его личности. Очень часто между детьми возникают конфликты из-за игрушек. Вмешател...
Выступление на ММО педагогов-психологов тема «Приемы и техники решения конфликтных ситуаций в детском коллективе»
Приёмы и техники решения конфликтных ситуаций в детском коллективе....
Стратегия поведения педагога-психолога в конфликтных ситуациях в детском саду
Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций в ДОУ...
Причины возникновения конфликтных ситуаций в детском коллективе
В общении друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но ...