Основные знания, умения и навыки дошкольника 5 лет
консультация (средняя группа)
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ ДОШКОЛЬНИКА 5 ЛЕТ
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Важнейшим этапом в жизни малыша является пятилетие. Именно в это время ребенок начинает более активно готовиться к школе – недаром данный период носит название старшего дошкольного возраста. Каждый малыш индивидуален, но есть определенный перечень того, что должен уметь делать и хорошо знать ребенок в 5 лет, чтобы соответствовать нормам.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ
Дошкольник 5 лет, как установили психологи, очень восприимчив к обучению, поэтому сейчас самое время не только передать ему какую-то конкретную информацию, но и развить любознательность, стремление учиться, желание знакомиться с новыми сведениями. Это очень пригодится ему во взрослой жизни. В этом возрасте дети с удовольствием пересказывают сказки или истории, услышанные от родителей, иногда добавляя что-то свое, у них постепенно улучшается память и мышление:
- ребенок должен запоминать до 10 картинок;
- одновременно удерживать в поле зрения около 10 предметов;
- находить между ними отличия;
- выявлять лишний предмет из ряда и пояснять, почему именно он является лишним.
- Логика выходит на новый уровень – теперь ребенку не составит труда закончить предложение: если Маша выше Пети, то Петя… (ниже Маши).
Для развития мышления стоит задавать малышу вопросы по только что рассказанному, используя слова «почему», «отчего», – это заставит дошкольника самостоятельно размышлять. Достигший 5 лет ребенок пока не может делать одновременно несколько дел, не в состоянии запомнить длинную смысловую цепочку, поэтому не стоит перегружать его. Все задания лучше разбивать на небольшие блоки, выполнение которых по очереди, с одной стороны, поможет ребенку развить навыки и умения, а с другой – не вызовет переутомления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
navyki_doshkolnika_5_let.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ ДОШКОЛЬНИКА 5 ЛЕТ
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Важнейшим этапом в жизни малыша является пятилетие. Именно в это время ребенок начинает более активно готовиться к школе – недаром данный период носит название старшего дошкольного возраста. Каждый малыш индивидуален, но есть определенный перечень того, что должен уметь делать и хорошо знать ребенок в 5 лет, чтобы соответствовать нормам.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ
Дошкольник 5 лет, как установили психологи, очень восприимчив к обучению, поэтому сейчас самое время не только передать ему какую-то конкретную информацию, но и развить любознательность, стремление учиться, желание знакомиться с новыми сведениями. Это очень пригодится ему во взрослой жизни. В этом возрасте дети с удовольствием пересказывают сказки или истории, услышанные от родителей, иногда добавляя что-то свое, у них постепенно улучшается память и мышление:
- ребенок должен запоминать до 10 картинок;
- одновременно удерживать в поле зрения около 10 предметов;
- находить между ними отличия;
- выявлять лишний предмет из ряда и пояснять, почему именно он является лишним.
- Логика выходит на новый уровень – теперь ребенку не составит труда закончить предложение: если Маша выше Пети, то Петя… (ниже Маши).
Для развития мышления стоит задавать малышу вопросы по только что рассказанному, используя слова «почему», «отчего», – это заставит дошкольника самостоятельно размышлять. Достигший 5 лет ребенок пока не может делать одновременно несколько дел, не в состоянии запомнить длинную смысловую цепочку, поэтому не стоит перегружать его. Все задания лучше разбивать на небольшие блоки, выполнение которых по очереди, с одной стороны, поможет ребенку развить навыки и умения, а с другой – не вызовет переутомления.
У малышей продолжает формироваться самооценка, поэтому, чтобы ребенок не вырос закомплексованным и неуверенным в себе, следует почаще его хвалить, иногда закрывая глаза на промахи. Но и переусердствовать нельзя, в противном случае сформируется самоуверенный эгоист, убежденный в своей постоянной правоте. В диапазоне 5-7 лет завершается формирование характера.
РЕЧЬ
Ребенок в 5 лет должен уметь составлять развернутые предложения, помогающие ему донести мысль до собеседника, использовать не только конкретную лексику, но и абстрактные слова.
Особенности речевого развития следующие:
минимальный словарный запас – 2500 слов;
все звуки произносятся правильно;
ребенок в состоянии подробно рассказать о себе: описать прожитый день, передать, чем именно он занимался, получал ли от этого удовольствие. В итоге должен получиться связный рассказ из 5-6 предложений, объединенных между собой единой тематикой.
О нормальном развитии памяти свидетельствует способность ребенка выучить несложный стишок из 2-3 четверостиший, пересказать в подробностях услышанную сказку. Пятилетки способны объяснять своими словами содержание простых пословиц («Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).
МЕЛКАЯ МОТОРИКА
В развитии ребенка 5 лет особое значение играет мелкая моторика, ведь именно сейчас ведется активная подготовка к школе. Какими же навыками должен обладать малыш?
- Лепить из пластилина.
- Вырезать ножницами (не просто по прямой линии, но и по кругу).
- Правильно держать в руках кисточку, ручку, пользоваться ими.
- Писать цифры, буквы. Регулировать силу нажима на карандаш.
- Раскрашивать и заштриховывать картинки, не выезжая за контур.
- Рисовать иллюстрации с сюжетом.
- Завязывать и развязывать шнурки.
- Складывать пазлы.
- Собирать фигурки из конструктора.
Все движения пальцами и кистями становятся более ловкими, четкими, скоординированными.
Какими знаниями должен обладать ребенок?
- Уметь называть свою фамилию и имя.
- Знать свой адрес (начиная со страны и города) и дату рождения.
- Помнить фамилию и имена родителей полностью, знать, где они работают.
К этому возрасту у детей уже образуется определенный круг общения, появляются настоящие друзья (те дети, которых он выбрал самостоятельно, которые ему интересны, а не навязаны родителями), образуются определенные роли – лидеры, ведомые, аутсайдеры, это в дальнейшем определит социальный статус ребенка. Поэтому если взрослые видят, что их малыш не может наладить отношения со сверстниками, всегда играет в одиночестве, следует ему помочь.
СПЕЦИФИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Какими же общими знаниями обладают пятилетки?
- Разбираются в направлениях – вперед и назад, лево и право, вверх и вниз.
- Они хорошо понимают части суток, не путают ночь и вечер, утро и день.
- Ориентируются во временах года и знают, что за весной следует лето.
- Знают, что все в мире делится на живое и неживое, могут определить, относится ли конкретный предмет к живому либо неживому.
- Многие дети этого возраста знают алфавит.
5- летние дети очень любопытны, постепенно их знания об окружающем мире начинают расширяться, они задают родителям огромное количество вопросов, на которые необходимо предоставить исчерпывающие ответы.
ЧТЕНИЕ, ПИСЬМО
5 лет – самый лучший возраст, чтобы научить ребенка читать. Многие родители отмечают, что если такие уроки начинались в 3-4 года, то чаще всего оказывались малопродуктивными, ребенок плохо запоминал буквы и не понимал, как складывать из них слоги. Но в пять лет ситуация изменилась, чтение становится доступным, малыши делают успехи.
Очень важно заниматься с ребенком развивающими играми, формирующими у него умение читать и писать, постепенно наращивая продолжительность занятия: 5-10 минут в день постепенно увеличатся до 30-40 минут.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
Достигшие 5-6 лет дошкольники уже обладают достаточными знаниями о мире, который их окружает. Но родителям стоит обратить наибольшее внимание на следующие моменты.
- Умение различать основные цвета и их оттенки. Нужно не только знать названия цветов, но и приводить примеры (лимон – желтый, кошка – белая).
- Перечислять основные профессии (врач, воспитатель, повар, водитель), понимать, чем занимаются их представители.
- Отличать хищных животных от травоядных, приводить примеры тех и других.
- Знать названия всех месяцев и порядок их расположения в году, соотносить месяц и время года.
- Приводить примеры садовых и полевых цветов, перелетных и оседлых птиц и мотивировать свой выбор.
- Называть явления природы, понимать, что сейчас происходит одно из них: снегопад, ветер, дождь.
Все это говорит о том, что развитие ребенка соответствует возрастным нормам и он нормально готовится к школе.
Родителям пятилетнего дошкольника важно помнить, что их ребенок – это отдельная самостоятельная личность, которая может быть совершенно непохожей на маму или папу, как бы тем ни хотелось обратного. Необходимо с уважением относиться к желаниям малыша, не пытаясь его переделать, и навести на нужное направление, помочь развиваться и получать необходимые навыки и умения, а не бороться с теми чертами характера, которые взрослым попросту не нравятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта программных требований знаний, умений и навыков детей По теме: «Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников»
Карта программных требований знаний, умений и навыков детей предназначена для второй младшей, средней и старшей групп....
Формирование у дошкольников математических знаний, умений и навыков в различных видах деятельности. Знания
Знания по математике необходимы всегда. И, поэтому, формирование математических представлений у детей необходимо проводить не только во время специально организованной образовательной деятельности, но...
Сводная таблица уровня знаний, умений и навыков дошкольников по правилам безопасного дорожного движения
Мониторинг результатов реализации программы "Дорожная азбука для дошколят"...
Методическая разработа на тему: основные требования к знаниям, умениям и навыкам воспитанников.
Методическая разработка Основные требования к знаниям, умениям и навыкам воспитанников....
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ ДОШКОЛЬНИКА 5 ЛЕТ.
консультация...
Конспект занятия по ФЭМП «Занимательная математика» (Старшая группа). Цель: закрепление знаний, умений и навыков у детей ранее полученных на занятиях по ФЭМП. Задачи: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Закрепить знани
Конспект занятия по ФЭМП «Занимательная математика»...
Консультация для родителей «Сохранение здоровья ребёнка посредством формирования у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученных знаний в повседневной жизни»
Консультация для родителей «Сохранение здоровья ребёнка посредством формирования у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученных знаний в повседне...