Формирование у дошкольников математических знаний, умений и навыков в различных видах деятельности. Знания
консультация по математике (средняя группа) на тему
Знания по математике необходимы всегда. И, поэтому, формирование математических представлений у детей необходимо проводить не только во время специально организованной образовательной деятельности, но и во всех других видах деятельности, в том числе, в режимных моментах, на прогулке, перед сном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_matematicheskih_znaniy.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование математических знаний, умений и навыков в различных видах деятельности.
Знания по математике необходимы людям всегда. И, поэтому, формирование математических представлений у детей необходимо проводить не только во время специально организованной образовательной деятельности, но и во всех других видах деятельности, в том числе, в режимных моментах, на прогулке, перед сном.
Например, возьмём игровую деятельность. Она, как всем известно, является основной для ребёнка дошкольного возраста. В играх используются предметы-заместители: палочки разной длины и толщины могут служить в одной игре градусником, в другой – дудочкой, в третьей – расчёской. Дидактическая игра «Что бывает широкое (длинное, высокое, узкое, низкое)?». Цель этой игры: уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины. Воспитатель говорит: «Круглый». Дети отвечают: «Мяч, солнце, яблоко, колесо», и другие примеры, т.е., малыши учатся сравнивать, группировать предметы по внешним признакам. Если у вас скопилось большое количество магнитиков, обыграйте их. Сначала их можно просто посчитать. А потом поработать с ними более активно: кто на первом месте? Какой магнитик на последнем месте в ряду? Можно спрятать один магнитик: «Кого не стало?». А если их поменять местами: что изменилось?
А ещё дети очень любят играть в «магазин». Вот и обучение счёту: надо и ценник написать, и самому прочесть на ценнике стоимость товара. Надо сосчитать монетки – хватит ли на покупку? И продавцу надо точно сказать, на какой полке нужная игрушка или книжка.
В процессе трудовой деятельности. Например, дети дежурят по столовой: ставят на столы хлебницы, раздают ложки, проверяют, у всех ли детей есть стульчики; при подготовке к творческой изобразительной деятельности, дети при помощи воспитателя ставят необходимый материал на столы, т.е., упражняются в количественном и порядковом счёте.
Именно в повседневной деятельности решаются такие трудные задачи, как «Ориентировка в пространстве» и «Ориентировка во времени». Необходимо воспитывать умение ориентироваться в помещении (например, комнаты других групп, кабинет врача) и на участке. Например, воспитатель даёт задание ребёнку: «Положи, пожалуйста, эту книгу на самую нижнюю полку в шкафу, который стоит рядом с окном». И после того, как ребёнок справился с этим заданием, спросить, уточнить: «Куда ты положил книгу?». Необходимо научить правильно пользоваться словами: вчера, сегодня, завтра. И в повседневной жизни как можно чаще обращать внимание на то, что дети делают сегодня (строим дом из кубиков), что было вчера (ходили в кукольный театр), что предстоит делать завтра (будем поздравлять мам с праздником). Для того, чтобы ориентировка во времени развивалась верно, нужно, чтобы ребёнок понимал, что собой представляют час или минута, секунда. Можно провести простой эксперимент: пусть дети возьмут пипетки, наберут воды и выпустят одну капельку. Объясните им: «Капелька воды упала за секунду». А теперь предложите им выпить маленький стаканчик воды: ты пил воду так же быстро, как упала капелька воды из пипетки или дольше? Конечно дольше: ты пил её минутку. Можно предложить развернуть конфету и съесть её: что ребёнок сделал быстро? Развернул конфету за секунду, а ел её значительно дольше – минуту. Как ты быстро сегодня оделся на прогулку, всего за пять минуток, значит, гулять мы будем дольше. Хорошо, если есть песочные часы, по ним очень удобно отслеживать с детьми промежутки времени. Полезно показывать и на циферблате отсчёт времени: мы будем одеваться на прогулку через пять минут – когда стрелка часов встанет на 10. Или когда стрелка часов встанет на число 1, мы будем готовиться ко сну. То есть, обращать внимание ребёнка на разные временные промежутки нужно обязательно, но так, чтобы в них укладывались знакомые действия, опыт малыша.
Когда дети одеваются на прогулку или раздеваются после неё, то можно задать такие вопросы: «У кого из мальчиков рукава рубашки длинные, а у кого – короткие?», «У кого из девочек куртка короткая, а у кого длинная».
Во время познавательной деятельности, мы обращаем внимание детей на признаки предметов, выделяя форму, величину, цвет. При рассматривании транспорта, обращаем внимание на то, что колёса у машин круглые, кузов – прямоугольной формы. Здесь можно задать такие вопросы: «Почему колесо катится? А если бы оно было не круглое, а квадратное, что было бы?».
В процессе рисования, лепки, аппликации, воспитатель уточняет у детей форму предмета или его частей: «Сейчас мы вылепим снеговика, какой формы его части? Сколько этих частей? Какого они размера?». Или «вырежем из квадратов иллюминаторы для самолёта», «огурец можно вырезать из прямоугольника», т.е. мы проводим своеобразное обучение в игровой форме.
Конструирование из строительного материала – это простор для формирования математических представлений. Мы можем определить, из каких частей состоит постройка, а именно: домик – стены квадратные, крыша – треугольная, дверь, окно – прямоугольные; различаем все эти части по величине, форме, определяем пространственное расположение относительно друг друга (построим ворота для машины широкие, или узкие; высокие или низкие).
И даже решая задачи по развитию речи, мы способствуем формированию навыков счёта. Например, можно спросить: « Сколько в этом слове букв? На каком месте стоит заданный звук? Назовите длинное (короткое) слово ».
Во время физической деятельности можно провести построение в соревновательной форме: «Встань за высоким, встань за низким, встаньте парами и др.» Мы упражняем детей в умении соблюдать заданное направление: обойти зал так, чтобы получился прямоугольник или встать так, чтобы получился круг. Когда проводим спортивные упражнения, так же развиваются математические навыки: кто быстрее добежит до мяча? Кто дальше проскачет на одной ноге? В таких упражнениях у детей развиваются и ловкость, и глазомер. И в то же время, дети учатся соизмерять на глаз расстояние.
Во время прогулки, наблюдая за растениями, отмечаем большие и маленькие листочки, высокие и низкие деревья, толстые и тонкие стволы, стебли и, тем самым, закрепляем знания о величине.
Таким образом, для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста, необходимо использовать любую возможность: прогулку, игру, время приёма пищи, чтение книги и т.д. В такой обстановке овладение математическими премудростями будет проходить легко и ненавязчиво для ребёнка. Очень серьёзный и важный труд – обучение математике – будет проходить для детей и для взрослых «играючи». В таких играх и игровых упражнениях дети обязательно чему-то научатся, что-то запомнят, а через некоторое время будут и считать хорошо, и применять полученные знания в реальной жизни. А это самое главное.
Долгиерова Л.В., воспитатель
МАУДО «Детский сад №5»
г. Ялуторовска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование познавательных интересов у детей посредством использования у них различных видов деятельности»
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики...
Перспективный план «Формирование культуры поведения детей в быту, в общении, в различных видах деятельности» в младшей группе.
Перспективный план для детей младшей группы детского сада по формированию культуры поведения....
Консультация для воспитателей №2. Формирование математических умений и навыков в различных видах деятельности.
Консультация для воспитателей...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование гендерной принадлежности у детей младшего дошколього возраста через различные виды деятельности»
Гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе....
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»
Об актуальности темы безопасности ребенка можно говорить много, и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? К...
Индивидуальный план профессионального развития «Формирование экологических знаний детей дошкольного возраста через различные виды деятельности».
Индивидуальный план профессионального развития «Формирование экологических знаний детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»....
Индивидуальный план профессионального развития «Формирование экологических знаний детей дошкольного возраста через различные виды деятельности».
Индивидуальный план профессионального развития «Формирование экологических знаний детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»....