Карта программных требований знаний, умений и навыков детей По теме: «Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников»
учебно-методический материал на тему

солодкова яна васильевна

Карта  программных  требований  знаний, умений и навыков  детей предназначена для второй младшей, средней и старшей групп. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта  программных  требований  знаний, умений и навыков  детей  

По теме:

«Экспериментирование

- источник познавательного развития дошкольников»

Оценка  результатов:

Высокий уровень: - проявляет высокий познавательный интерес к объектам живой и неживой природы. Имеет представления о том, в результате каких опытов можно доказать свойства неживой природы и её влияние на окружающую среду. Со всеми заданиями справляется самостоятельно.                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Средний уровень: - выполняет задания с небольшой помощью взрослого, активно проявляет познавательный интерес; частично называет свойства и рассказывает об опытах, которые он помнит.

Низкий уровень:- познавательный интерес к объектам природы проявляет эпизодически;  в выполнении заданий испытывает значительные трудности; знает по одному свойству, не имеет представления о том, как можно доказать эти свойства.

Второй  младшей группы

Раздел

Требования к знаниям, умениям и навыкам детей

Диагностические методы

1

«Форма, цвет, величина»

-Знает и различает овощи и фрукты  по  форме, цвету.

-Знает и различает по форме   листья.

-Умеет группировать листья по размеру и цвету.

Д/и «Чудесный  мешочек»

        «Найди  пару»

Д/и «Составь пару»

        «С какого дерева листочек»

        «Большой  - маленький»

2

«Времена года»

 -Называет и различает времена года.

-Соотносит погодные явления  со временем  года.

Д/и  «Назови время года»,

         «Когда это бывает?»

Игровое упражнение «Разная погода»

3

«Вода»

-Знает свойства воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, тёплая, холодная).

-Различает природные  явления (дождь, роса, снег, иней, лёд).

-Понимает необходимость бережного отношения  к воде.

Эксперименты:

«Вода прозрачная», «У воды нет запаха и вкуса», «Вода бывает холодной, тёплой, горячей».

Д /и «Узнай по описанию».

Д/у «Как человек использует воду?»

4

«Снег»

-Знает и различает свойства снега (белый, холодный, липкий, рассыпчатый).

Д/у «Какой снег?»

Эксперимент «Как снег становиться водой?»

5

«Продукты»

-Классифицирует жидкие и твёрдые продукты.

-Называет: кислые – горькие, сладкие, солёные продукты.

-Имеет представление о растворимости продуктов.

Д/и «Магазин»

Эксперимент «Что исчезнет в воде»

6

«Тепло Свет»

-Объясняет необходимость тепла и света на объекты живой и неживой природы.

-Называет главные компоненты (свет, тепло, вода) необходимые для роста растений.

-Знает главный объект неживой природы, источник тепла и света (солнце).

Вопросы:

«Для чего нужен свет и тепло?»

«Чтобы вырос цветок, что для этого нужно?»

Эксперимент «Хитрые семена»

7

   

«Песок»

-Различает песок от других сыпучих  объектов неживой природы.

-Называет свойства   сухого и мокрого песка.

Эксперименты:

«Сыпем, сыпем, посыпаем»

«Лёгкий - тяжёлый»

«Испечём пирожки»

Средняя группа

Раздел

Требования к знаниям, умениям и навыкам детей

Диагностические методы

1

«Чудесные  зёрнышки»

-Знает, где живут  зёрнышки.

-Имеет представления, как получить муку.

-Знает свойства  муки (белая, без запаха, рассыпчатая).

-Называет главные компоненты – приготовления муки.

Эксперименты:

«Где живут зёрнышки?», «Как зёрнышки превращаются в муку?», «Какая  мука», «Как замесить тесто».

Д/и «Что сделано из муки»

2

«Воздух»

-Понимает роль воздуха в жизни живых организмов.

-Называет  свойства  воздуха.

-Имеет определённые представления о присутствии воздух в различных объектах.

Вопросы:

-Можно прожить без воздуха. Почему?

-Расскажи, какой воздух?

Эксперименты:

«Мы ищем воздух»

Д/и «Кто летает по воздуху», «Найди предметы, в которых живёт воздух»

3

«Вода»

-Знает свойства  воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, тёплая, холодная).

-Называет и различает три состояния воды (твёрдая – лёд, жидкая, газообразная – пар).

-Имеет определённые представления об изменении предметов под воздействием воды.

- Понимает необходимость бережного отношения  к воде.

Эксперименты:

«Лёд – это твёрдая вода», «Пар – это тоже вода», «Тонет, не тонет, «Секрет сосновой шишки».

Д/у «Как человек использует воду»

       «Кому нужна вода»

4

«Воздух Ветер»

-Имеет представления о таком природном явлении – как ветер.

-Называет  разные  по силе ветры.

-Знает роль  ветра в жизни человека.

Вопросы:

-Покажи, где нарисован ветер? Почему ты так думаешь?

-Как ветер помогает человеку?

-Как  ветер может нанести вред?

Эксперименты:

«Здравствуй ветер»

5

«Песок Глина»

-Различает,  и называет  свойства песка.

-Различает, и называет  свойства глины.

-Называет, чем похожи, и чем отличаются компоненты неживой природы (песок и глина).

-Имеет представления  об использовании человеком  песка, глины.

Эксперименты:

«Что легче сыпать?», «Кто убегает от ветра?», «Во что легче воткнуть палочку»

Д\у  «Найди  предмет из глины».

6

«Магнит»

-Называет свойства магнита.

-Имеет представления о том, как  человек использует магнит.

Эксперименты:

«Волшебные магнитики», «Друзья  магнитика», «Магнит в воде».

Д/у « Что притянет магнит».

Старшая группа

Раздел

Требования к знаниям, умениям и навыкам детей

Диагностические методы

1

«Почва»

-Имеет представления, из чего состоит почва.

-Знает,  для чего нужна почва растениям.

-Знает и называет жителей подземного царства.

-Знает, для чего нужна почва человеку.

- Понимает необходимость бережного отношения  к почве.

Д/у «Из чего состоит почва?», « Кто живёт в земле».

Эксперименты:

«Из чего состоит почва», «В почве  есть воздух», «Земля, пей  водичку»

2

«Камни»

-Называет свойства камней.

-Умеет классифицировать камни  по разным признакам.

-Различает: природные, искусственные, драгоценные камни.

Эксперименты:

«Какими бывают камни», «Тонут ли камни в воде?», «Могут ли камни менять цвет?»

Д/и «Что сделано из камня»

3

«Воздух»

- Понимает роль воздуха в жизни живых организмов.

-Знает свойства, явления воздуха (воздух занимает место, сжимаемость воздуха, давление).

Эксперименты:

«Воздух занимает место», «Сжимаемость воздуха», «Воздух нам необходим».

Д/у «Нарисуй летающее насекомое»

4

«Вода»

-Называет и различает три состояния воды (твёрдая – лёд, жидкая, газообразная – пар).

-Имеет представления о  том, что вода не имеет формы.

-Называет, где в природе есть вода. Какая вода (солёная, пресная – проточная, стоячая).

-Имеет представления  о воде в природных явления (дождь, снег, град, роса, иней, снежные скульптуры).

Эксперименты:

«Послушная водичка», «Разная вода».

Д/у:

«Где какая вода?» (море – солёная, река – пресная – проточная, озеро –стоячая)

«Вода в природных явлениях».

5

«Животные Рыбы»

«Животные Рыбы»

-Знает, по какому признаку можно определить возраст рыбы.

-Может объяснить, почему верблюд может долго  обходиться без воды.

- Понимает необходимость бережного отношения  к животным.

Д/и «Угадай животное».

Д/у «Кто живёт в море»

Д/у «Кто в пустыне живёт»

Эксперименты:

«Определение возраста рыбы», «Как верблюд  может долго  прожить без воды»

6

«Вулканы»

-Имеет первоначальные знания о вулкане (необычные горы – вулканы, имеют  кратер – яму, бывают большими и не очень, молодыми и старыми, извергаются – выпускают лаву).

-Знает, как называется жидкость, вытекающая из вулкана.

-Имеет представления о том, что значит «Вулкан спит».

Эксперименты:

«Извержение вулкана», «Как из вулкана вытекает лава?»  

Д/у «Нарисуй вулкан»

7

«Растения»

-Называет части растения.

-Имеет представления о росте растения (дышит, поиск тепла и света, обеспечивает  себя питанием).

-Понимает необходимость бережного отношения  к растениям.

Д/и «Угадай цветок»

Д/у «Из чего состоит цветок»

Эксперименты:

«Листья и стебли пропускают воду», «Растение может обеспечивать себя питанием»

8

«Солнце Звёзды»

-Имеет представления о солнечной системе (солнце, звёзды, планеты).

Вопросы:

-Что такое солнце?

-Когда появляются звёзды?

-Как называется планета, на которой мы живём?

-Какие планеты ты знаешь ещё?

9

«Природные  явления»

-Имеет представления об образовании радуги.

- Знает и различает линейную и шаровую молнию.

-Имеет представления об образовании росы.

Вопросы:

-Что такое радуга?

-Когда появляется радуга?

-Покажи на картинке шаровую молнию. Почему её так называют?

-Что такое роса? Покажи на картинке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников

Детское экспериментирование важно для развития познавательных процессов, для формирования самостоятельности, целеполагания. Во многом развитие личности и познавательных способностей  детей осущес...

Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способности сами ставитьвопросы и получать на них фактическиеответы, оказываясь на более высокомумственном и нравственном уровнев сравнении с теми, к...

БУКЛЕТ «Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»

В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети  каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно...

Мастер-класс «Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»

Мастер-класс«Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»...

Проект познавательно-исследовательский "Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников"

проект, целью ктотрого является создание интереса для познавательно-исследовательской деятельности...

Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников.   Одной из форм такого воздейств...

Проект познавательно-исследовательский "Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников"

Проект, целью ктотрого является создание интереса к познавательно-исследовательской деятельности...