семинар для родителей
материал
Предварительный просмотр:
Семинар для родителей
Тема: «Я и мой ребенок»
Место проведения: старшая группа
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
Задачи:
- оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей;
- развитие умения выстраивать адекватные отношения внутри семьи;
- коррекция и развитие процесса общения, взаимоотношений родителей и детей;
- развитие понимания личностных особенностей каждого члена семьи.
Продолжительность: 60 мин
Структура мероприятия:
- знакомство, ожидания
- правила
- разминка
- мозговой штурм
- перебежки
- упражнение «Статуя»
- беседа «Объятия»
- правила для ребенка
- рефлексия
Материал:
Бейджики для имен, несколько шарфов или лент, медицинская маска.
Ход мероприятия:
- Упражнение «Знакомство»
Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.
Воспитатель: Добрый день дорогие родители! Я рада всех Вас видеть сегодня в таком замечательном расположении духа. Я верю, что данный семинар подарит ценные знания и положительные эмоции. Хотелось бы начать с вопроса. Как вы думаете, какой он – современный ребенок?
Ответы родителей.
Воспитатель: Да, сейчас эпоха гаджетов, детей все меньше интересует окружающая действительность; да, в какой-то мере дети меньше подчиняются установленным правилам, им сложнее себя вести так, как нам бы хотелось. Бывают плаксивые, взрывные, импульсивные, агрессивные, застенчивые, хитрые… но все же они дети и у них кроме нас нет никого.
Могущественный взрослый, который рука об руку идет вместе с ребенком познавать этот огромный мир… Но и взрослый, не всегда просто идет, иногда ведет, подталкивает, тащит, несет в этот мир, в который ребенок может и не стремился.
Сегодня мы с вами пообщаемся на тему общения с нашими детьми.
«Первичный кодекс группы»:
- предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия с ними родителей;
- все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины; здесь нет правильных и неправильных мнений;
- ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.
Воспитатель: Но сначала нам нужно познакомиться поближе. Назовите свое имя и на первую букву своего имени придумайте слово, которое Вас характеризует.
- Правила работы в группе.
Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.
Воспитатель: Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил. Я зачитаю их, а вы обсудите, и выберите те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:
- Говорить долго и не по теме.
- Говорить четко и конкретно.
- Говорить хором, перебивать друг друга.
- Правило «поднятой руки».
- Долго говорить по мобильному телефону.
- Быть пассивным и мрачным.
- Быть активным, принимать участие во всех видах деятельности.
- Правило хорошего настроения.
Итак, правила поведения мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы?
Ожидания
Цель: определение ожиданий участников от работы в группе.
Воспитатель: Уважаемые родители! Перед вами стикеры. Запишите на них свои надежды и ожидания от нашей встречи. Далее следует озвучить их и прикрепить к плакату.
- Беседа – мозговой штурм «Как ребенок понимает, что Вы его любите?» - варианты и обсуждение
Воспитатель: Большинство родителей любят своих детей. А как Ваш ребенок понимает, что Вы его любите? Когда последний раз говорили, что любите его?
Ответы родителей.
Воспитатель: Да, именно эти слова ребенок хочет слышать из уст своих самых близких людей. Это очень важные слова, они питают все существование малыша, а потом и существование повзрослевших юношей и девушек. Родительскую любовь впоследствии они переносят во вновь созданные семьи. Их необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, и не раз.
- «Перебежки»:
- Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;
- Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;
- Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком;
- Поменяйтесь местами, кто спрашивает совета у своего ребенка;
- Поменяйтесь местами, кто может извиниться перед своим ребенком;
- Пеменяйтесь местами, кто играет в игры, которые придумывает сам ребенок;
- Поменяйтесь местами те, кто читает книжки своему ребенку
- Упражнение «Ребенок-статуя»
Воспитатель: Как вы думаете, сколько Вы общаетесь в день со своим ребенком (дорога в сад и обратно не учитывается)? Исследователи утверждают, что общение с детьми в день длится 15-20 минут.
Ответы родителей.
Воспитатель: Что значит: принимать ребенка безусловно? Это, значит, любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали. А сейчас он подрос, и отношение к нему меняется — это верно. Но, бывает, настолько, что трудно поверить, что он для родителей в радость.
Я предлагаю сейчас разыграть сценку, которая называется «Статуя ребенка». Для этого нужен один желающий, который сыграет роль ребенка.
Когда вызвавшийся родитель выходит сыграть роль ребенка, я ему предлагаю выбрать себе среди присутствующих любого человека, в котором он увидит поддержку. Затем я прошу встать поддерживающего за спиной «моего ребенка», приложить руки к его спине и ни в коем случае не отпускать их во время всего действия.
Затем я раздаю присутствующим родителям фразы, которые они будут произносить по моему сигналу.
Ведущий: Ты — маленькая девочка. Мама спешит в детский сад, вам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда вы вприпрыжку бежите к автобусу. Мама берет тебя за руку, и вы побежали.
— Мама, а что там такое, посмотри! — говорит девочка.
— Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань глазеть по сторонам! — я тебе отвечаю.
И в этот момент, как только я произношу подобную фразу, ребенок может воспринять ее буквально — он закрывает глаза, как приказала мама. (Я достаю шарфик и завязываю дочери глаза.) И мы дальше спешим в детский сад. Забегаем в автобус, и мама встречает там свою подругу, начинает с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:
— Мама, мама, а кто такой дядя Юра?
— Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!
(После этой фразы я завязываю девочке уши шарфиком.) Мы выходим из автобуса, распрощавшись с моей подругой, и бежим по дороге. При этом мама постоянно поглядывает на часы, чтобы не опоздать.
— Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей пообещала принести ластик, тот, что...
— Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой!
(Я завязываю рот еще одним шарфиком.) Хватаю ребенка за руку, и мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Я бью ее по рукам и говорю, какая она непослушная:
— Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки!
(Завязываю руки шарфиком.) Но тут дочь начинает скакать, задирая ноги. Я в ужасе кричу на нее:
— Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!
(И в этот раз я завязываю ноги.) Мама смотрит на часы, нервничает, что вы не успеваете, и начинает подгонять ребенка:
— Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты что, ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки — ни писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец идешь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань!
(И в этот момент я прошу всех в кабинете произносить громко те фразы, которые принадлежат им.) Ребенок начинает хныкать. Мама почти орет на нее:
— Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю, ворона. Нечего реветь! Позоришь только меня! Я кому сказала — перестань реветь, ты слышишь меня!
(На этих словах я очень сильно перевязываю живот.) И продолжаю пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет.
Мама недовольна всем, что она делает, забыв о том, что сама же все ей завязала, да еще хочу, чтобы у нее все получалось, и причем — обязательно хорошо.
Затем я спрашиваю у дочери, что ей хочется развязать. Чаще всего — это живот, так как он туго перевязан, и это самое «больное место». Ей все запретили, да еще и плакать нельзя, то есть наложили запрет на чувства. Ребенку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать это право.
Затем я развязываю по очереди то, о чем просит девочка.
И, когда все уже развязано, я спрашиваю ее, что она чувствовала на протяжении всего действия? О чем она думала? Каково ей было, когда все вокруг начали приказывать ей?
Звучат слова о душевной боли и очень часто о ненависти к матери и к залу, который я просила произносить громко определенные фразы. Спрашиваю, что являлось поддерживающим моментом в сценке, что помогало вынести несправедливые слова матери? Оказывается, что тот человек, который стоял сзади и все время поддерживал.
«Ведь очень часто в жизни это бывает посторонний человек. И хорошо, что он оказывается рядом в нужный момент. А каково тому ребенку, у которого даже такой поддержки нет?»
Я благодарю «поддержку» и прошу занять место в зале, а затем беру за руку того родителя, который исполнял роль ребенка, и говорю: «Вот в такое состояние мы вгоняем своего родного мальчика или девочку и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы, но ведь бывает и так, что такие слова он слышит и не от родных, а от чужих людей: от прохожих, от друзей, от учителей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?»
7.Беседа «Объятия»
Воспитатель: Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, — это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. (Я обнимаю того родителя, который исполнял роль моего ребенка.) Когда ему будет достаточно, он сам отойдет.
При этом вы ни в коем случае не похлопывайте его по спине и не поглаживайте, будто бы «все это такие мелочи, что до свадьбы заживет». Вы просто его обнимайте.
Говорят, что руку ребенка надо держать до тех пор, пока он ее сам не отнимет. Ребенок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним ни случилось.
Ребенку подобные знаки безусловного приятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
8.Упражнение «Правила для ребенка»
Цель: установление ограничений для детей.
Воспитатель: Из 15-20 минут общения с ребенком в день 12-15 минут приходится на указания, наставления, запреты.
Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.
Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя частицу «НЕ» и «Нельзя». Например:
- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.
- Не спеши во время еды / Будем есть неторопясь.
- Не кричи так громко / Будем разговаривать тише
- Нельзя говорить с «набитым» ртом.
- Нельзя долго смотреть телевизор.
- Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.
- Не ковыряй пальцем в носу
- Нельзя перебивать разговор взрослых.
- Не суй руки в розетку
- Не вертись за столом!
- Не разбрасывай игрушки!
- Не копайся так долго, мы опаздываем!
- Не бери в рот эту грязь!
- Не включай телевизор так громко.
- Не смей обижать своего братика (сестру)!
- Успокойся.
Просмотр короткометражного ролика «Что если дети будут вести себя так же, как взрослые?»
Обсуждение
- Какие чувства Вы испытали при просмотре данного ролика?
- Как Вы думаете, как чувствует себя ребенок в момент наших комментариев?
- Можно ли применить другие методы воздействия в данных ситуациях?
9. Рефлексия
Воспитатель: Наша сегодняшняя встреча подошла к концу, предлагаю вам подвести небольшой итог, пусть каждый из вас выскажется, какую полезную информацию для себя он сегодня приобрел, для этого начните, пожалуйста, с фразы: «Именно сегодня….»
Я постараюсь придерживаться тех правил в общении с ребенком, которые были проговорены на семинаре.
Я постараюсь уделить внимание в общении со своим ребёнком.
Я намечу программу своих дел направленных на общение с моим ребенком и др.
Воспитатель: Какими Вы сейчас уходите? Будите ли пробовать применять это в своей жизни?
На последок, я бы хотела вручить вам буклеты, в которых отражены основные навыки коммуникации с детьми. Спасибо Вам за то, что пришли! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для родителей «Школа эффективного родителя»
Тренинг как форма работы с родителями, разработка тренинга...
Семинар для родителей (из опыта родителей) "Умеем ли мы общаться".
Целью моей работы является выявление способностей общения между родителями....
Семинар для родителей "Творческое сотрудничество на основе театрализованной деятельности родителей и детей"
Родительский клуб...
Семинар для родителей: « Обучение родителей методам развития мелкой моторики у детей, как компонента коррекционной работы по развитию речи».
В моей публикации вы узнаете немного нового о мелкой моторике, для чего она нужна и какая от неё польза. А ваш ребёнок с удовольствием будет играть в предложенные инры, и при этом получать больш...
Передача родителям способов игры с детьми. (Семинар для родителей)
Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он...
Семинар для родителей "Родителям о правах ребенка"
Семинар , который знакомит родителей с правами и обязанностями детей, нормативно-правовой базой. С помощью теста помогает определить "Какой вы родитель?!...
Семинар-практикум «Родитель- заказчик, спонсор, партнер? Тема: «Родитель- заказчик, спонсор, партнер?
Цель:способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечения родителей в жизнедеятельность ДОУ;соверше...