«Возможности использования магнитной доски в домашних условиях для развития познавательных процессов детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Магнитная доска – оборудование, имеющее широкий спектр использования и помощник для организации образовательной деятельности. Для современных детей, часто зависимых от гаджетов сложно играть в настольные игры, их совершенно не привлекают картинки, книги, а магнитные игры - что-то необычное, интересное и в то же время полезное, как показывает практика, к ним дети долго сохраняют интерес.
Одним из главных достоинств этих игр с использованием магнитной доски является то, что для них не требуется какой-то дополнительной подготовки, для совместных с ребенком игр вам нужны только магнитная основа и набор магнитов.
Для кого эти пособия?
- для всех детей дошкольного возраста, а особенно раннего и младшего дошкольного;
- для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как они чаще всего находятся на более раннем этапе психического развития;
- для детей, которых тяжело привлечь к играм за столом.
В разработке представлены варианты игр и упражнений, которые можно использовать с детьми дошкольного возраста в ДОУ, а так же можно рекомендовать родителям для домашнего использования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Возможности использования магнитной доски в домашних условиях
для развития познавательных процессов детей дошкольного возраста».
Зверева Ирина Валерьевна,
педагог – психолог МБДОУ «Детский сад №54
«Золушка» г.Лесосибирска
Магнитная доска – оборудование, имеющее широкий спектр использования и помощник для организации образовательной деятельности. Для современных детей, часто зависимых от гаджетов сложно играть в настольные игры, их совершенно не привлекают картинки, книги, а магнитные игры - что-то необычное, интересное и в то же время полезное, как показывает практика, к ним дети долго сохраняют интерес.
Доски бывают напольными, настенными, индивидуальными, а в каждой семье есть своя большая магнитная доска – и это холодильник. Пособия для магнитной доски можно изготовить самостоятельно, используя магнитную основу и картинки, а можно купить в магазине готовые пособия по различным темам (животные, люди разных профессий, овощи, фрукты, игрушки, транспорт и т.д.).
Одним из главных достоинств этих игр является то, что для них не требуется какой-то дополнительной подготовки, для совместных с ребенком игр вам нужны только магнитная основа и набор магнитов.
Для кого эти пособия?
- для всех детей дошкольного возраста, а особенно раннего и младшего дошкольного;
- для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как они чаще всего находятся на более раннем этапе психического развития;
- для детей, которых тяжело привлечь к играм за столом.
Варианты игр и упражнений, которые используются для развития познавательных процессов детей дошкольного возраста:
- Для развития внимания и памяти детей дошкольного возраста можно использовать такие варианты упражнений:
- Выкладываем перед ребенком магниты на доске, при выкладывании проговариваем название этих предметов, просим ребенка запомнить предметы, которые располагались на доске. Просим закрыть глаза и в это время прячем несколько магнитов, расположенных на доске, просим ребенка открыть глаза и вспомнить, каких предметов не стало.
- На доске могут быть расположены те же предметы, что в предыдущей игре. Взрослый проговаривает название предмета и заостряет внимание на его цвете, затем предметы прячутся, и на доске появляется картинка изображением предметов в черно-белом варианте. Задача ребенка: вспомнить, какого цвета были предметы.
- Для развития слухоречевой памяти ребенку предлагаются пары слов, например такие: самолет – крыло, дерево – дупло, дождь – зонтик, цветок – ваза, арбуз – семечки, дом – крыша, машина – колесо, клубника – варенье, медведь - мёд. Затем ребенку предлагается выбирать в произвольном порядке магниты, и, приклеивая магнит на доску, вспоминать, а какое же слово запоминали в паре с этим словом.
- С целью развития мышления детей магнитные игры можно использовать так:
- «Магазин овощей, ягод и фруктов». Ребенку предлагаются разные виды овощей, фруктов, ягод, которые ему необходимо разложить по воображаемым полочкам в магазине в следующем порядке: сверху расположить овощи, посередине - ягоды, внизу – фрукты.
- Сортировка предметов по обобщающим категориям, либо отличительным признакам предметов (например, все красные или все круглые, либо деревянные предметы). Ребенку предлагается разместить на доске сверху справа все фрукты, сверху слева - игрушки, внизу справа - транспорт, внизу слева - одежду, в центре - овощи).
- Так же можно адаптировать вариант всем знакомой игры «4 лишний» для использования ее на магнитной доске следующим образом: в ряд выкладываются 4 магнита, среди них один лишний, так как другие три предмета можно назвать одним словом, либо все они имеют общий признак. Ребенку предлагается исключать в каждом ряду лишний предмет и объяснять свой выбор.
- С целью развития образного мышления, умения работать по образцу, можно предложить ребенку магнитный танграм, который отличается от обычного танграма лишь тем, что детали у него магнитные.
- Для повышения уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке можно изготовить разрезные картинки, распечатав для этого простые предметные картинки на нейтральном фоне с четким контуром предметов, изображение должно быть ярким, но не пестрым. Картинки разрезаются на 2-8 частей, как по горизонтали, вертикали, так и по диагонали, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Ребенку предлагается собрать картинку на столе, затем разместить на доске.
- Так же одним из вариантов игры на магнитной доске является игра «Сложи квадрат». Ребенку предлагается набор плоских магнитных геометрических фигур разного размера, если подобрать их друг к другу правильно, можно собрать квадраты разного размера. Данная игра позволяет усваивать соотношение целого и части, учиться составлять целое из частей, развивает зрительное восприятие и логическое мышление.
- С целью развития внимания, усидчивости, умения работать в соответствии с образцом, формирования пространственного и логического мышления детей дошкольного возраста можно использовать набор плоских магнитных геометрических фигур в игре «Повтори узор» или «Продолжи ряд». Взрослый выкладывает 2-3 фигуры в определенной последовательности, в результате чего получается узор. Задача ребенка повторить узор за взрослым.
- Для развития образного мышления и воображения детей можно предложить ребенку узнать предмет по силуэту. Для этого необходимо разложить на плоской поверхности предметы обратной к детям стороной. На доске в это время расположен лист бумаги с силуэтами этих предметов. Задача ребенку узнать силуэт предмета и прикрепить его к доске.
- Для развития речи детей магнитные игры можно использовать так:
- Для развития связной речи ребенка можно предложить ему составить предложение, используя в нем несколько слов, расположенных в ряд на доске (например, Елка, яблоко, еж; папа, машина, дом, светофор; мальчик, собака, девочка, велосипед, кот и т.д.). Например: Ежик уронил яблоко под ёлкой.
- Следующая игра поможет ребенку различать свойства предметов и находить предмет по описанию. Для этой игры на доске расположены разные предметы: яблоко, солнце, мяч, морковь, велосипед, огурец, елка и т.д. Взрослый описывает ребенку предмет, используя яркие, характерные особенности этого предмета, например: зеленая, колючая, ветвистая (ёлка); круглое, румяное, спелое (яблоко); теплое, круглое, желтое (солнце). Задача ребенка: отгадать загадку об одном из этих предметов.
- Данная игра по содержанию похожа с предыдущей игрой, но в данной игре ведущий - ребенок, и он пробует самостоятельно описать предметы, расположенные на подносе. Для этого ребенок выбирает один предмет, описывает его, в это время взрослый должен догадаться о каком предмете идет речь, и в случае правильного ответа – прикрепить магнитное изображение предмета к доске.
- С целью расширения представлений ребенка об окружающем мире можно использовать следующие варианты игровых упражнений на магнитной доске:
- Для расширения представлений ребенка о людях разных профессий можно использовать магнитный набор «Профессии», который представляет собой изображения людей разных профессий, их предметы труда. В начале можно выбирать человека любой профессии, правильно называть его, и отвечать на вопрос: что он делает? Врач – лечит, художник - рисует, парикмахер -стрижет и т.д. Затем предложить ребенку выбрать предмет и подумать, человеку какой профессии он подойдет.
- Для расширения словарного запаса детей и расширения представлений о животных можно использовать магнитный набор «Животные и их детеныши». Для начала можно размещать магниты с животными на доске и правильно называть животное (многие современные дети называют свинью – свинка, овцу – бараш, кошку – котик и т.д.). Затем можно предложить ребенку найти маму каждого детеныша и правильно назвать детеныша и маму в женском роде, например, мама не медведь, а медведица, не баран, а овца, не пёс, а собака, не тигр, а тигрица, не конь, а лошадь.
Современные дети требуют современных подходов к ним и к тому, чем ты с ними занимаешься. Все меньшее количество детей играет в обычные бумажные игры, а детей с ОВЗ привлечь к настольной бумажной игре или картинке практически невозможно. Здесь на помощь идеально приходит магнитная доска и игры на магнитах, поскольку играя с магнитами, включается другой вид деятельности – предметно-манипулятивная деятельность. А так же это удивительная возможность отвлечь детей от гаджетов и играть в старые, знакомые нам взрослым игры по новому, современному. Так же для лучшего восприятия родителями данного материала для них подготовлен видео мастер-класс, в котором наглядно показано, каким образом следует использовать данные пособия. Ссылка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через игры с песком»
В данной работе содержится теоретическое и практическое описание реализации инновационной практики по использованию пескотерапии в работе с детьми дошкольного возраста в целях развития познавательных ...
Статья "Влияние мультимедийных средств на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста"
Влияние мультимедийных средств на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста - это актуальная задача...
Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста
Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста является актуальным в системе образования, так как приоритетом на сегодняшний день является осмысленная деятельность детей, в которой они с...
Создание условий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Формируя многосторонние, глубокие, устойчивые и действенные интересы ребенка, педагог-психолог формирует личность ребенка в целом, обогащая его ум. Желание узнать как можно больше, расширить свой круг...
"Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через дидактические игры"
Методическая разработка "«Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через игры с песком»"...
Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий
Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий...
Мастер-класс «Использование камешков «Марблс» в развитии познавательных процессов детей дошкольного возраста
Развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики рук.Развитие исследовательской деятельности.Закрепление понятий цвета, формы, количества, величины.Развитие умений анализировать, классифиц...