"Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через дидактические игры"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)
Методическая разработка "
«Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через игры с песком»
"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.odt | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Города Санкт-Петербург
ГБДОУ детский сад № 18
Методическая разработка
«Песочные фантазии»
Подготовил: Осокина Мария Юрьевна,
воспитатель
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Среди различных психических проблем, с которыми приходится сталкиваться педагогам в детском саду, можно выделить проблему агрессивного поведения детей. Она в условиях роста насилия и жестокости в современном обществе волнует и родителей, а ее научная актуальность подтверждается большим количеством публикаций на эту тему за рубежом и нашей стране.
В дошкольной практике проблема детской агрессии проявляется в первую очередь в том, что среди разнообразных отклонений и нарушений в поведении детей именно агрессивные проявления часто приводят к ухудшению психологического комфорта в группе детского сада, создаются дополнительные трудности в работе педагогов и администрации дошкольного учреждения.
Существенного снижения частоты и интенсивности агрессивных проявлений у детей в группе можно достигнуть, постепенно и последовательно развивая у них навыки режиссерской и сюжетно – ролевой игры, а такие, стимулируя развитие коммуникативной функции речи через обогащение и расширение речевых игровых диалогов. Для развития режиссерской игры в старшем дошкольном возрасте можно использовать разнообразие по сюжету игры на песке – одну из форм естественной и увлекательной для ребенка деятельности. Эти игры вызывают у детей живой интерес, побуждают их к активности и творческому самовыражению, дают яркие эмоциональные впечатления. Результатом коррекционной работы с использованием режиссерской работы игр на песке становится постепенные развитие творческой активности, развитие коммуникативной функции речи. С течением времени, при дальнейшем активном участии педагога, которая заключается в постоянной поддержке и дальнейшем развитии приобретенных детьми игровых навыков, у них заметно развивается способность вступать в конструктивные речевые диалоги, налаживать отношения со сверстниками в игре и вне игры, а также мирно разрешать возникающие конфликты, используя речь в качестве основного эффективного коммуникативного средства. Все это позитивно влияет в целом на уменьшение различных нарушений в поведении детей и на снижение частоты и интенсивности агрессивных проявлений в течение дня в группе детского сада.
- Коррекция и развитие коммуникативных навыков ребенка, его эмоционально-волевой сферы.
- Создать условия для организации песочной терапии.
- Обогащать эмоциональную сферу ребенка
положительными эмоциями.
- Развивать способность эмоциональной саморегуляции.
- Развивать чувство самооценки.
- Добровольность.
Ребенок участвует в игре только по своему желанию, что означает отказ от принуждения и уговоров. Главная задача взрослого как ведущего - эмоционально привлечь ребенка и заинтересовать предложенной игрой.
- Активность ведущего взрослого.
В играх взрослый выступает в роли организатора, ведущего инепосредственного участника игры. Важна активность взрослого - ведущего, его эмоциональная включенность в процессе игры, смелость принятия на себя ролей различных персонажей (и положительных, и отрицательных). Активность взрослого во всех своих видах не должна тормозить и снижать конструктивную творческую активность ребенка.
- Предупреждение конфликтов между детьми.
Взрослому необходимо быть внимательным и проявлять терпение, для того чтобы возможные агрессивные проявления в поведении детей, особенно на начальных этапах работы, не перерастали в открытые конфликты.
- Безоценочность.
В игре взрослый воздерживается от оценок деятельности детей. Только на заключительном этапе игры взрослый обязательно выражает свое удовлетворение от совместной игры, подчеркивает наиболее удавшиеся игровые взаимодействия.
- Безопасность.
Существует строгий запрет на то, чтобы дети причиняли боль друг другу, для чего необходимо организация по возможности свободного удобного игрового пространства и отсутствие в помещение мебели, которая могла бы привести к травмам.
- Отсутствие соревновательного начала в играх.
- Четкое ограничение игр по времени с учетом соблюдения режима дня в группе.
- Возможность продолжить незаконченную игру при следующей встрече и использовать один игровой сюжет по выбору ребенка на нескольких занятиях.
Ребенок:
- регулирует свое поведение;
- обладает внутренним контролем;
- вступает в сотрудничество;
- становится инициатором деятельности;
- разрешает возникающие конфликты.
Для организации процесса песочной терапии потребуются: песочница
( ящик для песка), песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок.
ПЕСОЧНИЦА
Размер
Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах: 50*70*8 (где 50*70 – размер поля, а 8 – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы.
Материал
Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком во многих дошкольных учреждениях используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».
Цвет
Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – небо.
Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Может ли песочница быть другого цвета? Почему бы и нет! Цвет бортов может меняться. Экспериментировать с разноцветными бортами песочницы можно при помощи разноцветных дощечек, по размеру четко подогнанных под борта песочницы. Разноцветные песочницы полезны не только для терапевтической, но и для коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Итак, песочница готова. Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.
Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.
- человеческие персонажи;
- здания: дома, школы, замки;
- животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.;
- машины: сухопутные, водные, космические, боевые;
- растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.;
- постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;
- естественные предметы6 ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.;
- символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.;
- сказочные герои: злые и добрые;
- религиозные предметы и сувениры;
- живая зелень и пр.;
- домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.;
- пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.).
Первый шаг –
Демонстрация песочницы.
Обычно мы говорим детям следующее: «Посмотрите: наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет: если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Вы можете создать любой ландшафт – и горный, и холмистый, и равнинный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».
Второй шаг –
Демонстрация коллекции фигурок. Обычно мы говорим детям следующее: «Посмотрите: здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».
Третий шаг –
Знакомство с правилами игр на песке. Игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, мы рекомендуем познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются.
Четвертый шаг –
Формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия. Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др.) Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят.
Пятый шаг –
Завершение занятия, ритуал выхода. Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности. Например:
В ладошки наши посмотри –
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
После произнесения этих слов ребята прощаются с Песочным
Человечком.
«Чувствительные ладошки».
Как Вы уже знаете, тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее – холодное, сухое – мокрое, колючее – гладкое, мягкое - твердое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. И они помогают нам узнать насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно – кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир.
«Отпечатки наших рук».
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: «Я перевернул руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?» Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить: что лучше сделать, чтобы их изменить. Может, подвигать руками.
- «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки).
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро.
- «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.)
- «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после – одновременно (сначала только указательным, потом – средним, затем – безымянным, большим, и наконец – мизинчиком).
- далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?
- «поиграть» по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения «вверх-вниз». Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
«Что же спрятано в песке?»
Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.
Всем известна пляжная игра «Мина». Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапера», откопать «мину», не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками. Взрослый вместо руки может закопать любую игрушку
(важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытается догадаться, что же было закопано.
Любую из игр можно предлагать ребенку в виде сказки, сказочных заданий в форме стихотворных загадок. Отгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая разгадку. Или «пишет» отгадку, вылепливая песочные буквы.
Если отгадал загадку,
Вслух сказать не торопись.
Ты, используя разгадку,
За задание берись.
Спрятал кто иглу в яйце,
А яйцо хранит в ларце?
Кто всех злее и тощей?
Кто не верит всем?
( Кощей)
Отгадал, не называй,
Вылепи (выкопай) и прочитай.
Игры с песком не только стимулируют фантазию детей, но и свою очередь позволяют обнаружить скрытые части «Я», понять существо и особенности переживаний ребёнка.
Песочная картина, создаваемая ребёнком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Т.е. песочницу можно использовать и для диагностической работы с ребенком (песочница поможет понять ребёнка и его проблемы).
В песочных картинах есть ещё один важнейший психотерапевтический ресурс – возможность изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно это идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе песочницей. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребёнку предоставляется возможность творческого изменения дискомфортной для него ситуации, негативного состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребёнок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана – в этом и проявляется его сила Волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребёнок переносит в реальную повседневную жизнь.
Играя с песком, ребёнок создаёт проективные сказки, обыгрывает рассказы.
Например, дается инструкция:
«Представь себе, что ты волшебник. Этот волшебник очень долго путешествовал. Он долго искал место, где не ступала нога человека и наконец, он пришел в пустыню и задумал волшебник превратить её в волшебную страну и заселить разными существами. Преврати мир в тот, который ты захочешь».
Дополнение: «Если окажется, что какие-то фигурки лишние ты можешь вернуть обратно (положить в волшебную коробочку).
Маленькому ребёнку нужно дать возможность понаблюдать, как можно играть с песком.
Если ребёнок начинает построение картин с построения ландшафта (река…),
а после этого заселяет разными существами - то такой ребёнок отличается динамичностью, глубиной чувств, развитым воображением – исследователь по натуре.
Если при построении ландшафта испытывает какие-то сложности – то это, скорее всего проявление внутренней стабильности. Ребёнку просто не хочется углубляться, он сохраняет духовное равновесие.
Затем наблюдается последовательность появления и место положения фигурок.
Игра в центре – символизирует Я ребёнка, либо является в силу чего-либо важного на данный момент.
Иногда дети игрушки закапывают – они символизируют что-то вытесняемое бессознательное, нечто не освоенное (Почему он это закапывает?). Если закапывают камни – ассоциируется потенциальными чертами личности,
Если монстров – вытеснение напряжения. Когда ребёнок заканчивает работать в песочнице, можно задать ряд вопросов:
Что это за мир?
Какие существа его населяют?
Какой у них характер?
В каких взаимоотношениях находятся между собой? (дружат или сорятся).
Всем ли существам в этом мире хорошо? Если нет, что можно сделать, чтобы стало лучше?
Просто сыграем, как делают дети,
Что «вне игры», то для них – мишура,
Это сладчайшее дело на свете –
Общая наша игра!
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как создатель, следуя законам Бытия: один жизненный сюжет сменяет другой, все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, - просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает душевного равновесия.
Игра с песком – это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Что же происходит с ним, когда он играет в песок? Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. И ему на помощь приходят игры с песком.
Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное, ребенок «приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке ребенком может и не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом, осуществляется «круговорот переносов в природе» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева)».
Уже доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми.
Наблюдения психологов показывают также, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно продемонстрировать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что их ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками: это может стать поводом для размышлений собственной системе воспитания.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.
Таким образом, жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игр в песок. И на склоне лет человек, занимаясь с землей, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и с собой.
Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Должен ли он быть «доброй мамой», создающей ребенку комфортные условия для игры? Или он является молчаливым свидетелем песочных спектаклей? Или он соавтор песочной картины? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять важную особенность песочной терапии. Дело в том, что на песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым. Особо актуален в данном контексте древний принцип «не навреди».
Здесь для специалиста действуют три правила:
- Присоединение к ребенку
Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины – все это входит в понятие присоединения.
- Искренняя заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице.
Рассматривая картину ребенка, педагог как бы сочетает в себе две
ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый
путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит
в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец,
стремящийся найти истину.
- Строгое следование профессиональной этике.
Это правило является одновременно и обязательным условием для
любого рода профессиональной помощи человеку.
Список литературы
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии» СПб.: Детство - Пресс, 2002.
- Сакович Н.А. «Технология игры в песок. Игры на мосту» СПб.: Речь, 2006.
- Кузуб Н.В., Осипук Э.И. «В гостях у песочной феи: Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста» Издательство: "Речь СПб", 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА: « Формирование и развитие элементарных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры » (выступление Т. В. Ткаченко, воспитателя средней группы №1 МБДОУ №7 детский сад «Крылышки», на совещании при заместителе по ВМР, октябрь, 2
Консультация по математике для родителей. ...
Методическая разработка «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через игры с песком»
В данной работе содержится теоретическое и практическое описание реализации инновационной практики по использованию пескотерапии в работе с детьми дошкольного возраста в целях развития познавательных ...
Программа развития математических способностей детей дошкольного возраста через дидактическую игру
Программа...
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры.
Из опыта работы по самообразованию "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры"....
Выступление на методическом объединении воспитателей ДОУ на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области» Выступление на методическом объединении...
Опыт работы по теме: "Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры"
В опыте работы содержится периоды работы по теме самообразования....
Консультация для родителей: "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через дидактические игры".
Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности детей со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль отводится дидактическим играм.Развитие личности в старшем ...