Игровые пособия, адаптированные для развития психических процессов детей с ДЦП в семейной обстановке
методическая разработка

Зверева Ирина Валерьевна

Поскольку дети с ДЦП часто имеют особенности, как в моторном развитии, так и в интеллектуальном, необходимо обращать внимание родителей на то, что любой материал, предназначенный для интеллектуального развития ребенка с ДЦП должен развивать одновременно и моторику ребенка с ДЦП. В работе с детьми с ДЦП мной были адаптированы приемы для развития психических процессов, с которыми я делюсь с родителям и рекомендую их использовать в семейной обстановке. Эти дети тяжело усваивают материал, предлагаемый им на картинках, карточках, в связи с чем рекомендую размещать материалы на объемных предметах. Данные пособия, развивающие психические процессы детей с ДЦП изготовлены из подручных материалов. Но это не значит, что этот материал будет полезен только родителям детей с ДЦП, данные  пособия могут успешно применяться и в работе с нормотипичными детьми.     

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игровые пособия, адаптированные для развития психических процессов детей с ДЦП в семейной обстановке»

Зверева Ирина Валерьевна,

педагог – психолог МБДОУ «Детский сад №54

«Золушка» г.Лесосибирска

        Поскольку дети с ДЦП часто имеют особенности, как в моторном развитии, так и в интеллектуальном, необходимо обращать внимание родителей на то, что любой материал, предназначенный для интеллектуального развития ребенка с ДЦП должен развивать одновременно и моторику ребенка с ДЦП. В работе с детьми с ДЦП мной были адаптированы приемы для развития психических процессов, с которыми я делюсь с родителям и рекомендую их использовать в семейной обстановке. Эти дети тяжело усваивают материал, предлагаемый им на картинках, карточках, в связи с чем рекомендую размещать материалы на объемных предметах. Данные пособия, развивающие психические процессы детей с ДЦП изготовлены из подручных материалов. Но это не значит, что этот материал будет полезен только родителям детей с ДЦП, данные  пособия могут успешно применяться и в работе с нормотипичными детьми.      

Для формирования у ребенка умения воспринимать целостность предмета, рекомендую разрезные картинки размещать на деталях лего. Картинка должна содержать максимально реалистичное изображение хорошо знакомого ребенку предмета, либо это должна быть качественная фотография такого предмета на нейтральном фоне, с четким контуром предмета, изображение должно быть ярким, но не пестрым. Рисунок должен быть расположен посередине, оставляя пустые контуры по краям. Размер картинки необходимо соотносить с деталями лего.  

Картинки  изначально разрезаются на 2 равные части, либо по вертикали, либо по горизонтали. Начать необходимо с вертикального разрезания, так как найти 2 одинаковые половинки предмета проще.

Когда ребенок освоит собирание разрезной картинки из 2 деталей лего, упражнение можно усложнить, используя 3-4 детали лего и более. Выполняя данное упражнение появляются предпосылки к собиранию различных разрезных картинок, размещенных в том числе на бумаге и картоне. Такие разрезные картинки ребенку с ДЦП легче взять в руки, рассмотреть, положить в другое место, так как детали лего помогают ребенку.1

Еще одним компонентом развития зрительного восприятия у детей является сортировка предметов по признакам. Основным признаком для сортировки является цвет предмета, так как основной сенсорный анализатор – зрительный. Для того, чтобы сортировать предметы по цвету, ребенок не обязательно должен знать и называть цвета, поскольку он опирается на восприятие зрительного анализатора. Для этого можно использовать бросовый материал, так как детей зачастую привлекают не игрушки, а различные бытовые предметы.

Предлагаю использовать крышки от пластиковых бутылок и основу для сортировки соответственно цветам крышек, очень важно, чтобы они были тех же цветов. Начать предлагаю с сортировки по 2 цветам – красный и желтый. Важно проговаривать этот цвет, чтобы ребенок повторял за вами и закреплял представления о цвете предметов. Затем упражнение можно усложнить и сортировать без основы. Просто предложить ребенку разложить предметы по цвету.

        

        Для формирования умения осуществлять зрительное соотнесение предметов рекомендую использовать пособие  «Продолжи ряд», где ребенку предлагается образец узора, который ему необходимо продолжить из пластиковых крышек, что облегчает для ребенка с ДЦП выполнение этих заданий, поскольку крышки ребенку в руки взять легче, чем просто бумажные элементы.

Для развития внимания детей с ДЦП рекомендую родителям использовать футляры от шоколадных яиц разного цвета и мелкие игрушки. На глазах у ребенка с ДЦП необходимо спрятать маленькую игрушку в один из футляров, попросить ребенка найти эту игрушку. Когда ребенок станет справляться с заданием, его можно усложняю – прятать футляры от ребенка на некоторое время и лишь спустя время вновь показывать ему их и просить найти игрушку. n3UJfyHgA4c

        Для развития мышления детей с ДЦП я рекомендую родителям адаптировать методику классификации предметов и методику обобщений разместить на кубиках следующим образом. Для этого  предлагаю распечатать картинки, соответствующего размера и приклеить на кубики. На каждом кубике как мы знаем, можно разместить 6 предметов, которые можно обобщить. Ребенку предлагается бросать кубик и называть предметы. А затем, когда предметы будут названы, попробовать назвать все эти предметы одним словом. 5

        Учитывая возможности детей, данное упражнение можно адаптировать для детей с интеллектуальными нарушениями следующим образом: подготовить изображения - основы, например, если на кубике изображены овощи, то картинку огорода с овощами, фрукты – сад с фруктами, дикие животные – лес, домашние животные – ферма.  Можно еще упростить задание и основу картинок и кубиков сделать одного цвета, например, огород – коричневый и овощи тоже коричневые, сад – зеленый и фрукты зеленые. Лес – голубой и дикие животные, ферма – желтая и домашние животные тоже. Изображения должны быть крупными, четкими, максимально реалистичными, не содержать никаких отвлекающих деталейctqoDn7EP7U

        Для детей с незначительными интеллектуальными нарушениями, которые позволяют им освоить представления о цифрах, их узнавание, порядковый и количественный счет и они знакомы с математическими действиями сложения и вычитания, предлагаю изготовить игру «Математические раскраски». c8ulfpeN5Dc

        Для этого необходимо нарисовать картинку, оставляя некоторые области кругов незакрашенными. В этих незакрашенных местах можно написать простые математические примеры, которые со временем будут усложняться. Ребенку необходимо решить этот пример, найти крышку с ответом на этот пример и положить ее на место примера.

        Развивать зрительную память и внимание детей возможно используя методику «Мемори»,  где детям предлагаются парные  картинки, расположенные в разных местах. Ребенку необходимо запомнить расположение парных картинок, затем картинки переворачиваются. Задача ребенка: открывая за 1 раз лишь по 2 картинки, найти все пары картинок. Поскольку ребенку с ДЦП сложно взять в руки карточку, данную игру рекомендую разместить на крышках от пластиковых бутылок, которые ребенку с ДЦП легче взять в руки и перевернуть.

YZPswleb640Qh6p9FhbV-M89lAgxrpLLY

Для развития мелкой моторики и координации движений «рука – глаз» рекомендую в работе с детьми с ДЦП использовать перекладывание предметов деревянными палочками из одного места в другое, что стимулирует координацию движений обеих рук ребенка со зрительными анализаторами. xwvH3b4BgD0

С этой же целью рекомендую родителям изготовить игру с магнитом. Ребенку предлагается дорожка с нарисованным узором, железная крышка с насекомым, птицей, либо животным, которого необходимо провести по дорожке. Для этого ребенку необходимо взять палочку с магнитом на конце, и, ведя магнит под дорожкой, провести насекомое, либо птицу к домику.

        5TqSHzzZsjYlmkHOlD_P4s

        Почему я предлагаю родителям изготовить пособия своими руками и из бросового материала, спросите вы?

- Потому что родители могут сделать такие пособия дома и заниматься с детьми в домашних условиях.  Родители могут привлечь к изготовлению пособий детей, что повысит их интерес к ним.

- Потому что дети старшего дошкольного возраста  могут сделать такие пособия для детей с ОВЗ.

- И потому, что готовые, магазинные пособия не поддаются изменениям и совершенствованию, они такие, какие есть. А пособия, сделанные своими руками, можно изготовить в разных уровнях сложности, исходя из особенностей конкретного ребенка.

- А так же, потому, что такие пособия – это более бюджетный вариант, для их изготовления не требуется больших материальных вложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальная коррекционно-развивающая программа на развитие психических процессов детей дошкольного возраста

программа расчитана на детей 6-7 лет на развитие памяти, мышления, внимания, снятие гиперактивности...

Игры для развития психических процессов детей старшего возраста

Основные изменения в психических процессах детей 5-6 лет обусловлены становлением произвольности этих процессов. При этом не меньшее значе­ние, чем способность самостоятельно ставить цель или принять ...

Роль физического воспитания в развитии психических процессов детей дошкольного возраста

высказывания великих о роли физического воспитания, методика работы в разных возрастных группах....

Перспективный план работы по теме "Дидактическая игра как средство развития психических процессов детей дошкольного возраста"

В данной работе представлены дидактические игры, напрвленные на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, а также игры с дидактическим материалом, таким как "Блоки Дьенеша", "Занимательные...

Картотека игр для развития психических процессов детей дошкольного возраста

Игры на развитие психических процессов детей дошкольного возраста...

Выступление на тему "Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов"

Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов....

Адаптированные приемы развития психических процессов для детей с ДЦП в условиях ДОУ

Важным принципом психокоррекции детей, не только с ДЦП, но и любого ребенка с ОВЗ, является деятельностный подход. Это означает, что процесс психокоррекции должен проходить в процессе того вида деятел...