Перспективный план работы по теме "Дидактическая игра как средство развития психических процессов детей дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
В данной работе представлены дидактические игры, напрвленные на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, а также игры с дидактическим материалом, таким как "Блоки Дьенеша", "Занимательные лабиринты", "Палочки" и др. Также в план включены такие разделы как "взаимодействие с педагогами" и "взаимодействие с родителями" по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pprogramma_samorazvitiya_i_samoobrazovanie.docx | 29.62 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №47»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
ПО ТЕМЕ
«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Недели | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с педагогами | Взаимодействие с родителями |
СЕНТЯБРЬ Анализ уровня развития психических познавательных процессов | |||
«Узнавание фигур» (уровень развития памяти) «Сделай целое» (уровень развития наглядно-образного мышления) «Разложи по контурам» (уровень развития восприятия) «Расставь знаки» (уровень развития внимания) | Совместное обсуждение результатов психолого-педагогического анализа уровня развития | Индивидуальные консультации по результатам психолого-педагогического анализа | |
ОКТЯБРЬ Дидактические игры на развитие восприятия | |||
I | «Найди свои цвета» Ц: развитие цветового восприятия | Изготовление атрибутов для игр, подбор игр на развитие восприятия | Консультация «Восприятие – доминирующая функция сознания» |
II | «Где твой дом?» Ц: развитие зрительного восприятия и закрепление у детей представлений об основных цветах и геометрических фигурах | ||
III | «Кто спрятался в рисунке?» Ц: способствовать развитию целостного восприятия предметов и внимания одновременно | ||
IV | «Мешок фокусника» Ц: развитие восприятия путем осязательного обследования формы предметов | ||
НОЯБРЬ Дидактические игры на развитие внимания | |||
I | «Раскрась вторую половинку» Ц: развитие концентрации внимания | Консультация «Что надо знать воспитателю о внимании дошкольника» | Информация в уголок родителей «Что значит быть внимательным?» |
II | «Ухо, нос, хвост» Ц: развитие внимания и его свойства - распределение | ||
III | «Волшебное слово» Ц: развитие слухового внимания, сосредоточенности | ||
IV | «Назови мне…» Ц: способствовать развитию переключения внимания, сосредоточенности | ||
ДЕКАБРЬ Дидактические игры на развитие памяти | |||
I | «Кто за кем» Ц: развитие зрительной памяти | Консультация «Развиваем память старших дошкольников» | Подбор игр на развитие памяти и ее процессов «Тренируем память» |
II | «Перепутанная радуга» Ц: способствовать развитию зрительной памяти | ||
III | «Зрительные образы» Ц: развивать один из способов запоминания, основанного на создании зрительных образов | ||
IV | «Отгадай, что это?» Ц: способствовать развитию тактильной памяти, т.е. памяти ощущений | ||
ЯНВАРЬ Дидактические игры на развитие мышления | |||
I | «Волшебная ромашка» Ц: способствовать развитию умения группировать предметы по разным признакам | Дискуссия «Виды мышления» Изготовление атрибутов к играм | Консультация «Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников» |
II | «Что к чему относится» Ц: развивать умение формировать группы по значению, происхождению предметов, по их качествам и цвету, форме, размеру, мягкости, материалу | ||
III | «Раздели на группы» Ц: развитие наглядно-образного мышления | ||
IV | «Найди закономерность» Ц: совершенствование мыслительных операций, развитие интереса к решению интеллектуальных задач | ||
ФЕВРАЛЬ – МАРТ Дидактические игры «Занимательные лабиринты» | |||
I | «Сказочные лабиринты» Ц: дать представление об извилистой линии, развивать координацию руки и глаза | Совместное изготовление игр – лабиринтов. | Рекомендации для родителей при организации игр-лабиринтов |
II | Путешествие по сказке «Три поросенка» Ц: закреплять умение детей обследовать лабиринт, продолжать работу по координации руки и глаза | ||
III | Путешествие по сказке «Красная шапочка» Ц: закреплять умение детей ориентироваться на плоскости, развивать образное мышление | ||
IV | «Волшебные снежинки» Ц: развивать тонкую моторику кисти руки, глазомер и координацию руки и глаза | ||
V | «Волшебные ниточки» Ц: развивать ориентировку на большой плоскости, тренируя мелкую моторику кисти руки и координацию руки и глаза | ||
VI | «Любимые герои сказок» Ц: закреплять умение детей выделять из общего изображения детали | ||
VII | «Тропинка» Ц: развивать умение ориентироваться в пространстве, соотносить реальное изображение с планом | ||
VIII | «Настольные игры-лабиринты» Ц: совершенствовать зрительно-моторную координацию | ||
АПРЕЛЬ – МАЙ Игры с дидактическим материалом | |||
I | «Палочки» «Сложи по образцу» Ц: развитие пространственных представлений и представлений о геометрических фигурах | Совместное составление схем для игр | Рекомендации для родителей при организации игры «Палочки» |
II | «Достраивание фигур» Ц: формирование наблюдательности, умения конструктивно мыслить, творческой фантазии | ||
III | «Посмотри, запомни, сделай также» Ц: развитие внимания, зрительной памяти, формировать умение выполнять задание по заданным условиям | ||
IV | «Рамки с вкладышами» «Найди свое место» Ц: формировать умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь) | Рекомендации по развитию познавательной активности ребенка-дошкольника | Рекомендации для родителей при организации игр «Рамки с вкладышами» |
V | «Геометрический узор» Ц: учить составлять узор из различных геометрических фигур, развивать творческое воображение | ||
VI | Игра соревнование «Кто быстрее» Ц: активизация умственной деятельности, развитие тонкой моторики | ||
VII | «Квадраты в рамках» «Сложи квадрат по образцу» Ц: формировать умение составлять целое из частей, умение сравнивать и анализировать | Методические советы по использованию дидактической игры «Квадраты в рамках» | Рекомендации для родителей при организации игр «Квадраты в рамках» |
VIII | «Найди лишнюю часть» Ц: развитие сообразительности, умения устанавливать закономерности и дифференцировать фигуры | ||
ИЮНЬ Анализ уровня развития психических познавательных процессов | |||
«Узнавание фигур» (уровень развития памяти) «Сделай целое» (уровень развития наглядно-образного мышления) «Разложи по контурам» (уровень развития восприятия) «Расставь знаки» (уровень развития внимания) | Совместное обсуждение результатов психолого-педагогического анализа уровня развития | Индивидуальные консультации по результатам психолого-педагогического анализа |
Перспективный план работы с детьми подготовительного к школе возраста.
Недели | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с педагогами | Взаимодействие с родителями |
СЕНТЯБРЬ Анализ уровня развития психических познавательных процессов | |||
«Запомни рисунки», «10 слов» (уровень развития памяти) «Ответь на вопросы» (уровень развития мышления) «Корректурная проба», «Найди квадрат» (уровень развития восприятия) «Запутанные линии» (уровень развития внимания) | Совместное обсуждение результатов психолого-педагогического анализа уровня развития | Индивидуальные консультации по результатам психолого-педагогического анализа | |
ОКТЯБРЬ Дидактические игры на развитие восприятия | |||
I | «Разноцветные фигуры» Ц: развитие у детей восприятия цветов и форм | Продолжать закреплять в группе знания детей о цвете, форме, величине и комбинаторные способности. | Консультация «Развитие сенсорного восприятия» |
II | «Собери картинку» Ц: развитие целостного восприятия, умения работать со схемой | ||
III | «Отгадай фигуру» Ц: учить ребенка некоторым способам обозначения формы, величины и цвета предметов | ||
IV | «Буратино готовится к поиску Атлантиды» Ц: развивать комбинаторные способности путем комбинирования цвета и формы | ||
НОЯБРЬ Дидактические игры на развитие внимания | |||
I | «Пчелка» Ц: развитие концентрации внимания | Круглый стол «Особенности внимания как психического процесса» | «Поиграй со мною» Подбор игр для дома: «Найди ошибки» «На что это похоже?» «Волшебный круг» |
II | «Перепутанные линии» Ц: развитие внимания, концентрации и устойчивости | ||
III | «Сорока-белобока» Ц: развитие концентрации внимания, способствовать развитию слухового внимания | ||
IV | «Пишем письмо» Ц: развитие внимания, переключение внимания, осуществление контроля и самоконтроля | ||
ДЕКАБРЬ Дидактические игры на развитие памяти | |||
I | «Запомни и раскрась» Ц: способствовать развитию слуховой и зрительной памяти | Семинар «Теории развития памяти П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева» | Стендовая информация «Главный инструмент разума - память» |
II | «Проверим память» Ц: способствовать развитию кратковременной памяти детей | ||
III | «Угадай!» Ц: способствовать развитию памяти, внимания и речи | ||
IV | «Веселые мышата» Ц: способствовать повышению объема и точности запоминания | ||
ЯНВАРЬ Дидактические игры на развитие мышления | |||
I | «Угадай предмет» Ц: учить выявлять признаки предметов, отличающихся друг от друга только одним признаком | Организация предметно-развивающей среды ОО «Познание» Тренинг «Приемы активизации мышления дошкольников» | Родительский опрос «Есть ли у ребенка познавательный интерес?» |
II | «Кроссворды» Ц: развитие логического мышления, способствовать развитию умения выявлять признаки предмета | ||
III | «Путаница» Ц: развитие творческого мышления и умения сопоставлять предметы и их признаки | ||
IV | «Веселая геометрия» Ц: развитие логического мышления, основанного на восприятии геометрических фигур, учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ | ||
ФЕВРАЛЬ – МАРТ Дидактические игры «Занимательные лабиринты» | |||
I | «Автотранспорт» Ц: упражнять детей в прослеживании линий лабиринта без помощи руки правым и левым глазом поочередно | Методические советы по использованию игр-лабиринтов в развитии дошкольника | Создание «Домашней игротеки» Ц: осознание важности и необходимости игр-лабиринтов для развития внимания и органов зрения |
II | «Зоопарк» Ц: продолжать формировать умение соотносить изображение с образцом; продолжать развивать тонкую моторику кисти руки | ||
III | «Птичьи кормушки» Ц: совершенствовать зрительно-моторную координацию, проводя линию лабиринта карандашами разного цвета, развивать интерес к составлению игр-лабиринтов | ||
IV | «Игры с лабиринтами» Ц: развивать умение двигаться по линиям лабиринта, выполняя правила | ||
V | «Юные волшебники» Ц: совершенствовать координацию движений руки и глаза, следуя взглядом за движущимся объектом | ||
VI | «Морской бой» Ц: развивать умение детей ориентироваться на плоскости листа в соответствии с правилами игры | ||
VII | «Цветы» Ц: закрепить умение детей сравнивать две идентичные композиции, находя отличительные признаки, упражнять в умении воспроизводить заданное изображение по образцу | ||
VIII | «Путешествие по лабиринтам» Ц: упражнять в прохождении лабиринтов разными способами | ||
АПРЕЛЬ – МАЙ Игры с дидактическим материалом | |||
I | «Кубики» «Сложи узор» (из 4, 9, 16 кубиков) Ц: развитие пространственных представлений, способности к анализу и синтезу | Мастер-класс «Кубики Никитина» и их значение в развитии дошкольников | Рекомендации для родителей при организации игры «Кубики» |
II | «Сложи узор по образцу» Ц: развивать комбинаторные способности, внимание, наблюдательность | ||
III | «Объемные предметы» Ц: развитие творческой фантазии, умения действовать по образцу, по заданному условию | ||
IV | «Найди ошибку» Ц: развитие способности детей к анализу, наблюдательности, развитие тонкой моторики | ||
V | «Блоки Дьенеша» «Олимпийские кольца» Ц: упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам, находить область пересечения двух плоскостей, развивать пространственное представление, логическое и образное мышление | Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша. Консультация «Игры с блоками Дьенеша как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста» | Рекомендации для родителей при организации игр с блоками Дьенеша |
VI | «Кроссворды с блоками» Ц: развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур, находить соответствующий блок, упражнять в умении видеть из частей целое | ||
VII | «Алгоритм» Ц: закрепить знание детей о геометрических фигурах, их признаках и свойствах, развивать умение размещать блоки в определенной последовательности, развивать внимание, пространственное мышление | ||
VIII | Головоломка «Треугольник» Ц: развивать умение составлять предмет из частей, закреплять представление целого и части, развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление | ||
ИЮНЬ Анализ уровня развития психических познавательных процессов | |||
«Запомни рисунки», «10 слов» (уровень развития памяти) «Ответь на вопросы» (уровень развития мышления) «Корректурная проба», «Найди квадрат» (уровень развития восприятия) «Запутанные линии» (уровень развития внимания) | Совместное обсуждение результатов психолого-педагогического анализа уровня развития | Индивидуальные консультации по результатам психолого-педагогического анализа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективный план "Развитие психических процессов детей дошкольного возраста посредством игры"
Перспективное планирование "Развитие психических процессов детей дшкольного возраста по средствам развивающих игр"...
Игры для развития психических процессов детей дошкольного возраста
Игры для развития психических процессов детей дошкольного возраста...
Игры для развития психических процессов детей дошкольного возраста
Игры для развития психических процессов детей дошкольного возраста...
Игры для развития психических процессов детей дошкольного возраста
Игры для развития психических процессов детей дошкольного возраста...
План работы по самообразованию Тема: «Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
План работы по самообразованию ....
План самообразования " Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
План самообразования...
ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ «Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста»
Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих пра...