использование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики дошкольников
консультация (средняя группа)

Шенеман Нонна Николаевна

Эффективность коррекционно-развивающего процесса в ДОУ зависит от совместной деятельности воспитателя, учителя-дефектолога и родителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников. Одним из немаловажных аспектов развития речи у малышей является развитие мелкой моторики рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи"

Эффективность коррекционно-развивающего процесса в ДОУ зависит от совместной деятельности воспитателя, учителя-дефектолога и родителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников. Одним из немаловажных аспектов развития речи у малышей является развитие мелкой моторики рук.

Цель:

Знакомство родителей с приёмами и материалами, направленными на развитие мелкой моторики.

Задачи:

• сформировать эмоциональный контакт с родителями;

• познакомить с нетрадиционным материалом;

• повысить уровень психологической и педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

• показ игр для развития мелкой моторики;

Оборудование: бассейны с горохом, манкой, камнями, орехами, киндер сюрпризами, ракушками.

Форма проведения: игровой тренинг

План проведения:

1. Сообщение воспитателя "Влияние мелкой моторики на развитие речи"

2. Демонстрация нетрадиционных приемов и материалов.

3. Проведение игр и упражнений в "Сухих пальчиковых бассейнах"

Ход :

Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня мы поговорим с вами о мелкой моторики. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Мелкая моторика – это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кистей рук.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажется трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования.

Так какие же игры направлены на развитие моторики. Можно приобрести мозаики различной величины и форм, шнуровки, специальные деревянные игрушки (показ игрушек, пластилин. А есть нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики, с которыми я вас и познакомлю.

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

Рисование на манной крупе

Взаимодействие с манной крупой стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное - ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других. А рисование на манной крупе — радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. А знаете ли вы, что рисовать можно даже без кисточки, а именно пальчиками. Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать материал, его характер и настроение.

Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.

"Семья"

Этот пальчик

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - Я,

Вот и вся моя семья.

Черепаха.

(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.)

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Выкладывание рисунка из различных материалов– серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге образец и знакомит с ним ребенка. Затем малыш копирует образец из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает сам свое изображение. Я использую для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки. Предлагаю ребенку самому находить материал для выполнения этих заданий. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.

Игры с крупой, бусами, орехами. Предлагаю ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Проведение игр и упражнений в "Сухих пальчиковых бассейнах"

• "Горох"

Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

В миску сыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

• «Кто больше?» Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

• "Напрягаем пальцы "

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

Только уставать начнем,

Сразу пальцы разожмем,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжем.

• «Найди спрятанный предмет» На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.

• «Насыпаем в чашечку» С помощью ложечки перекладывать горох в чашечку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционного оборудования в развитии мелкой моторики у детей с овз дошкольного возраста.

" Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев" В.А.СухомлинскийДля того чтобы помочь детям с нарушениями в развитии справиться с ожидающими их сложными задачами, необходим...

Конспект занятия «Вариативность использования нетрадиционных технологий в развитии мелкой моторики при подготовке детей к школе»

Цель: способствовать укреплению мелкой моторики детей при подготовке их к школе посредством использования нетрадиционных технологий.Задачи:·         Закреплять ...

Использование дидактических игр с нетрадиционным материалом для развития мелкой моторики рук и автоматизации звуков.

Используемые игры нетрадиционным способ развивают мелкую моторику, автоматизируют звуки речи, развивают внимание, мышление ребенка....

Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития

quot;Для воспитания юных умов полезнее всего бесполезное".Жорж Дюамель, французский драматургРуки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представл...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема развития мелкой моторики рук традиционными и нетрадиционными  средствами важна для личностного развития ребенка. Ведь владея своей рукой, он становится более самостоятельным и независимы...

Моя педагогическая находка - использование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики.

Я считаю, что очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры....

Использование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики и подготовки руки дошкольника к письму».

Ученые, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук,...