Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
"Для воспитания юных умов полезнее всего бесполезное".
Жорж Дюамель, французский драматург
Руки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое — играть, обнимать, рисовать, строить, лепить, обследовать, и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок адаптируется к окружающему его миру! Не раз, наблюдая интерес ребенка к предметам, находящимся в маминой сумке, на полке в ванной, в кухонном шкафу, мы не задумываемся, что обычные вещи, которые нас окружают в быту, могут использоваться с большой пользой для развития ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС
Использование нетрадиционного оборудования
для развития мелкой моторики рук
у дошкольников с задержкой психического развития
Самородова Наталья Сергеевна,
учитель – дефектолог МБДОУ № 89 г. Мурманска.
Цель: повышение уровня знаний педагогов ДОУ об использовании упражнений с нетрадиционным оборудованием, способствующих развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста при подготовке руки к письму.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с различными видами упражнений с нетрадиционным оборудованием для развития мелкой моторики рук;
- повысить мотивацию к овладению приёмами работы с нетрадиционным оборудованием, широкому применению в совместной деятельности с ребенком.
Оборудование: сенсорные мячи, зубочистки, прищепки, пипетки, цветная вода, фасоль, альбомные листы, трафареты.
Ход мастер – класса.
Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев руки и умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи и мышления. Игры на развитие мелкой моторики используют в своей работе логопеды, психологи, педагоги. Руки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое — играть, обнимать, рисовать, строить, лепить, обследовать, и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок адаптируется к окружающему его миру! Еще в середине ХХ века Жорж Дюамель, известный французский драматург заметил, что для воспитания юных умов полезнее всего бесполезное. Не раз, наблюдая интерес ребенка к предметам, находящимся в маминой сумке, на полке в ванной, в кухонном шкафу, мы не задумываемся, что обычные вещи, которые нас окружают в быту, могут использоваться с большой пользой для развития ребенка. Эта идея была отражена в технологии О. А. Зажигиной «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» Изд.: Детство - Пресс, 2014 год. В книге представлены игры с нестандартным оборудованием, которые стимулируют умственную деятельность детей, повышают общий тонус, снижают психоэмоциональное напряжение и способствуют хорошему эмоциональному настрою, координируют движения пальцев рук, приучают руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям, необходимым для овладением письмом в школе.
Практическая часть мастер – класса.
Дефектолог: Расскажу Вам сказку, да на новый лад.
Жили – были дедушка и бабушка. И был у них - …… Колючик. Решил он мир посмотреть, да себя показать. Покатился он по «снежному ковру» (С левого верхнего угла в правый нижний), оставляя следы.
Упражнение «Следы» - рисование дорожки по трафарету зубочисткой»
Смотрит Зайка стоит и плачет (удержание статической позы «Зайка»). «О чем, заинька плачешь?» - спрашивает Колючик. «Как же мне не плакать. Хотел нарядить зайчат конфетами угостить, да упали в банку с крупой. А лапки у меня маленькие не достать!». «Не плачь, возьми палочки и достань игрушки», - сказал Колючик.
Упражнение «Пинцет»- палочками для суши достать конфеты из крупы.
Поблагодарил его Зайка и Колючик дальше покатился. Но видимо испачкался в варенье, поэтому оставлял следы на снегу (Передайте трафарет соседу справа и нарисуйте дорожку с правого верхнего угла в левый нижний).
Упражнение «Следы» - рисование по трафарету каплями цветной воды из пипетки»
Смотрит Колючик стоит Волк (удержание статической позы «Волк»). Поздоровались, и Волк предложил поиграть.
Пальчиковая игра «Пальчик, пальчик…» (с использованием прищепок)
Пальчик-мальчик, где ты был?
Где ты с братцами ходил?
С этим – я в снегу валялся,
С этим – с горочки катался,
С этим – в парке я гулял,
С этим – я в снежки играл.
Все мы пальчики – друзья,
Где они, там и я!
Сказал Колючик спасибо Волку и покатился дальше. Катится, катится, а перед ним река. Посмотрел Колючик далеко, посмотрел близко (2 -3 раза). Посмотрел налево, посмотрел направо. И увидел Медведя. (удержание статической позы «Медведь») «Мишка, помоги мне на ту сторону перебраться, а то лёд тонкий, боюсь провалиться». Построй мост, только быстро, работай двумя руками.
Упражнение «Мостик» - выкладывание фасоли на пластилиновую основу»
Сказал спасибо Колючик и покатился к бабушке с дедушкой.
Дефектолог: А вы, ребята, запомнили дорогу, по которой путешествовал Колючик. Давайте вместе вспомним этот путь, и вы сможете дома рассказать об этом маме, папе, бабушкам и дедушкам.
Упражнение на ориентировку на листе бумаги (домик зайчика – домик с ушами - находится в левом нижнем углу, домик волка – домик с зубами – находится в правом верхнем углу, домик медведя – домик с ножками – находится в левом верхнем углу листа и бабушки с дедушкой – в правом нижнем)
Левой рукой проведите дорожку от домика зайчика к домику волка, от домика волка к домику медведя. Правой рукой проведите дорожку к домику бабушки и дедушки.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.
Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития....
Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.
Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития....
Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.
Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития....
Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития с помощью Су-Джок массажеров.
В.А. Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Современными учеными установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сфор...
Статья на тему: Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития
Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития...
Использование сенсомоторных игр для развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо д...
Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития на занятиях по физической культуре
Комплексная целенаправленная работа по физическому воспитанию таких детей позволит скоррегировать отклонения в их физическом развитии и составит существенное звено в коррекции психических функций...