ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка
Проблема развития мелкой моторики рук традиционными и нетрадиционными средствами важна для личностного развития ребенка. Ведь владея своей рукой, он становится более самостоятельным и независимым от взрослого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorelova_l.n._statya.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Горелова Любовь Николаевна,
воспитатель,
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад «Теремок» с. Весёлое»
Красногвардейского района
(Белгородская область, Россия)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Проблема развития мелкой моторики рук традиционными и нетрадиционными средствами важна для личностного развития ребенка. Ведь владея своей рукой, он становится более самостоятельным и независимым от взрослого.
Ключевые слова
Мелкая моторика рук, кинезиология, пальчиковые игры, нетрадиционные способы.
Работая в дошкольном учреждении, приходится наблюдать за детьми, которые неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, потому что у них плохо развита мелкая моторика рук. Им часто бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать со счетными палочками и мозаикой. Такой ребенок не успевает за другими ребятами на занятиях. Дело в том, что центры в головном мозге человека, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимуляция мелкой моторики рук способствует активизации всех отделов головного мозга.
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум у ребёнка находится на кончиках его пальцев». Развитие мелкой моторики рук возможно только в игровой деятельности, потому что игра это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В игре закрепляются самые примитивные действия с предметами и без предметов. Одним из универсальных методов, который помогает в умственном развитии ребенка, является кинезиология.
Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. В комплексы кинезиологических упражнений включены разные виды растяжек, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики рук, а так же на релаксацию и массаж. Кинезиологические упражнения на развитие мелкой моторики рук нужно проводить с детьми ежедневно, от самого простого к сложному, время выполнения от 5 до 10 минут. Упражнения проводятся во время утреннего приема детей и перед началом образовательной деятельности или во время образовательной деятельности.
Кинезиологические упражнения улучшают память у ребёнка, внимание, речь, снижается утомляемость. Например, упражнение «Симметричные рисунки» - это рисование в воздухе различных рисунков (солнышко, яблоко, арбуз, апельсин и т.д.) Речевое сопровождение:
Раз купили мы арбуз,
Он хороший был на вкус.
А еще купили дыню –
Сразу съели половину.
Или упражнение «Ладушки-оладушки», правая рука лежит ладонью вверх, а левая - ладонью вниз; одновременная смена позиции рук. И речевое сопровождение:
«Мы, играли в ладушки-
Жарили оладушки,
Так пожарим, повернём,
И опять играть начнём!»
В кинезиологические упражнения также входят пальчиковые игры. Это веселые упражнения для пальчиков и ручек, они эмоциональны, увлекательны, дети их очень любят. Ребята с огромным желанием играют в такие пальчиковые игры, как: «Строим дом», «Весёлые ладошки», «Лисичка», «Шла кукушка», «Семья», «Братья», «Мы делили апельсин», «Дождик», «За ягодами, за орехами», «Мальчик с пальчик» и т.д.
Пальчиковые игры хорошо сочетаются с самомассажем кистей и пальцев рук. В своей работе с детьми использую традиционные для массажа движения это разминание, растирание, пощипывание, надавливание: «Согреем руки», «Мышка», «Засолка капусты», «Молоточек», «Гуси щиплют травку». Для более эффективного самомассажа кистей рук, использую массажные мячики или массажное кольцо, а также шестигранные карандаши и обыкновенные пуговицы.
Для развития мелкой моторики рук существуют традиционные и нетрадиционные средства развития.
К традиционным- можно отнести: рисование, лепку, аппликацию, обводку по внутреннему и внешнему краю, различные виды мозаик, пальчиковые игры и др.
В последнее время нарастает тенденция использования нетрадиционных средств, с детьми для развития мелкой моторики рук. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием подручного и природного материала (шишки, жёлуди, орехи, крупы, семена растений, семечки, песок, камни). Рекомендуется так же использовать массаж с помощью мячика Су-джок, применение различных бытовых предметов (заколочки, прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое). Их преимущества состоит в многофункциональности, экономической выгоде и общедоступности.
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер. Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии. Игры с нетрадиционным оборудованием по развитию мелкой моторики хорошо рекомендовать родителям для работы со своими детьми дома.
Работу по развитию мелкой моторики пальцев лучше начинать с массажа пальчиков, кистей рук. Вместе с традиционным пальчиковым массажем используется массаж с различными нетрадиционными предметами. Например, прищепочный массаж, массаж орехами, шишками, массаж шестигранными карандашами, массаж чётками, массаж с разными крупами и бусами, массаж камнями и т.д. Такие массажные упражнения, сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. Необычные виды массажа рук вызывают у детей особый интерес и удовольствие.
Существует множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования к ним. Это игры с резиночками, с пуговицами, с крупами и семенами, с сыпучими материалами, с пробками от бутылок, с прищепками и т.д.
Нетрадиционное рисование привлекает своей доступностью и простотой, раскрывает возможность использования уже хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Существует много различных видов техник использования нетрадиционных материалов в изобразительной деятельности: печать из картофеля или моркови; рисование пальчиками, ладошками; жесткой полусухой кистью; печать поролоном; отпечатки листьев; рисование ватными палочками, дисками; рисование песком, манкой; рисование мятой бумагой, и т.д.
Работа с детьми по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных методов и приемов, дает положительные результаты: у детей появляется интерес к занятиям; повышается любознательность; формируются знания об определенных речевых эталонах; появляется желание творить, говорить, исправлять свои недостатки в речи;
Таким образом, использование нетрадиционных приёмов в развитии мелкой моторики рук дошкольника способствует максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия таких как: зрения, осязания, слуха и обоняния.
Литература
1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). - СПб.: «Паритет», 2010. - 144 с.
2. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. - М.: Просвещение, 2004.- 20 с.
3. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: Издательство ЭКСМО, 2009. – 98 с.
4. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. - М., 2002. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционного оборудования в развитии мелкой моторики у детей с овз дошкольного возраста.
" Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев" В.А.СухомлинскийДля того чтобы помочь детям с нарушениями в развитии справиться с ожидающими их сложными задачами, необходим...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методик
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методик...
Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста
Познакомить родителей с разными видами нестандартного оборудования направленного на развитие мелкой моторики рук, развитие речи и мышления детей....
Использование инновационных технологий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Использование инновационных технологий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов «Использование камешков Марблс для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Дошкольное детство – это период, когда у детей закладывается фундамент познавательной и личностной сфер, когда ребенок, словно маленький исследователь, с радостью и удивлением отк...
Авторская программа "Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончи...