Сценарий родительского собрания «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
материал

«Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей

дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_po_mnemotehnike.docx503.25 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействуем с семьями воспитанников

https://i.ytimg.com/vi/5gQ2z_WNj58/maxresdefault.jpg?sqp=-oaymwEmCIAKENAF8quKqQMa8AEB-AHUBoAC4AOKAgwIABABGHIgUyhCMA8=&rs=AOn4CLBCFY4Hj1uewLhnvbMMHQzo-XiK2w Родительское собрание

«Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей

дошкольного возраста»

Задачи:

- Обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей;

- Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;

- Познакомить родителей с методикой «Мнемотехника»

- Показать возможность развития связной речи через мнемотехнику;

- Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.

Ход собрания:

  1. Актуальность данной темы.
  2. Выступление педагогов: «Что такое мнемотехника?»
  3. Практическая часть. МК.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

 Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.

 Проблемы речи детей дошкольников:

 Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

Неспособность грамматически правильно построить предложение.

Бедность речи.

Недостаточный словарный запас.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у дошкольников.

 Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

 И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».

 Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

 Задачи:

 Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

Развивать основные психические процессы — память, внимание, образное мышление; Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.

Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей

Обогащение словарного запаса.

Заучивание стихов.

Пересказ художественной литературы.

Обучение составление рассказов.

Отгадывание и загадывание загадок.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

 В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.),(черный круг – Баба – яга, голубой круг — царевна)

 Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

 Этапы:

 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

 Данную методику используют при отгадывании загадок:

 При заучивании стихотворений:

 Чтение стихотворения воспитателем или родителем.

Беседа о прочитанном.

Рассказывание стихотворения воспитателем или родителем с параллельным выставлением моделей.

Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели (по цепочке).

Рассказывание стихотворения ребенком с одновременным подбором и выставлением моделей.

Мишка, мишка, лежебока!

Спал он долго и глубоко,

Зиму целую проспал

И на елку не попал,

И на санках не катался,

И снежками не кидался.

Все бы мишеньке храпеть!

Эх ты, мишенька-медведь!

При описании предмета:

 

Итоговый результат

 

- у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

 

Практическая часть

Я предлагаю Вам разделиться на 2 группы, и выполнить следующие задания

Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению.

«Кораблик», А.Барто Матросская шапка, Веревка в руке,

Тяну я кораблик По быстрой реке, И скачут лягушки За мной по пятам И просят меня:

-        Прокати, капитан!

Вторая группа – составление мнемотаблицы по песне. Песня «В лесу родилась елочка…»

В лесу родилась елочка, В лесу она росла.

Зимой и летом стройная, Зеленая была.

Метель ей пела песенку:

«Спи, елочка, бай-бай!»

 Мороз снежком укутывал:

«Смотри, не замерзай!»

Просмотр полученных работ: первая группа меняется со второй своими мнемотаблицами. Каждая группа должна воспроизвести зашифрованное. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатляется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?

Как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать ее объем, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его  творческое познание.

Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной и полезной.

Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми! А в заключении прошу выразить свое мнение о сегодняшнем мероприятии.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста"

Родительское собрание "Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста"...

"Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста"

К.Д. Ушинский писал: "Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету"....

Конспект родительского собрания «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Собрание поможет вовлечь родителей в прцесс формирования  у детей дошкольного возраста связной речи, используя приемы мнемотехники....

Родительское собрание «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Знакомство родителей с мнемотехникой,как средством развития связной речи и для лучшего запоминания стихов....

Родительское собрание в старшей группе. «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста».

Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста....

Родительское собрание. «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

1.    К. Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усво...

Родительское собрание «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Родительское собрание«Использование мнемотехники в развитие связной речи у детейдошкольного возраста»Задачи:Обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей;Вовлечь родителе...