Родительское собрание в старшей группе. «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста».
материал (старшая группа)

Спасская Татьяна Владимировна

Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 207»

МБДОУ «Детский сад № 207»

Родительское собрание в старшей группе.

«Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей

дошкольного возраста».

Разработал  воспитатель:

Спасская Татьяна Владимировна


Задачи:

  1. Обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей;
  2. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;
  3. Познакомить родителей с приемом «Мнемотехника»
  4. Показать возможность развития связной речи через мнемотехнику;
  5. Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.


Подготовительная работа: подготовка памятки для родителей, презентации.

Ход собрания:

  1. Актуальность данной темы.
  2. Выступление педагогов: «Что такое мнемотехника?»(презентация)
  3. Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей.


К. Д. Ушинский писал:  «Учите ребёнка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

           Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое. 

Проблемы речи детей дошкольников:

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
  3. Бедность речи.
  4. Недостаточный словарный запас.
  5. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
  6. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  7. Плохая дикция.


       Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у 
дошкольников.

         Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».

2. Что такое мнемотехника


Мнемотехника – это техника развития памяти.
Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.
Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
Развивать связную речь.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.
Обучать детей правильному звукопроизношению.
Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

Мнемотехника строится от простого к сложному : Мнемоквадрат – мнемодорожка –мнемотаблица.

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.


Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.)

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:

  • Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д
  • Заучивания стихов, потешек;
  • При отгадывании и загадывании загадок;
  • При пересказе текстов;
  • При составлении описательных рассказов


Мнемотаблицы, отображающие последовательность действий.

Алгоритм одевания, умывания.


Проговаривание чистоговорок

Проговаривание скороговорок, заучивание потешек.

Пересказ художественных текстов

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

  • Коллаж ( Большева Т. В.)
  • Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.)
  • Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.)
  • Схема составления рассказа ( Ефименкова Л. Н.)
  • Блок – квадрат ( Глухов В. П.)

    Коллаж – это объединение на одном листе (фланелеграфе) картинок, букв, цифр, фигур, которые должны быть связаны одной темой и целью.

    Предметно-схематические модели Ткаченко Т.А.
    схема описания игрушки

    Схемы составления рассказов.

3.Мастер-класс по составлению мнемотаблиц - схем для родителей


1.Родителям предлагается стихотворение, по которому нужно будет составить схему.

Под снежным покрывалом
Покоится земля.
В 
краю большом и малом
Всё белые поля.

Бери скорее санки,
Из дома выбегай.
Поедем спозаранку
Кататься в снежный край.

2. Составить мнемотаблицу к сказкам: Репка, Маша и медведь.

3. Составить Мнемотаблицы к загадкам:

1)под соснами, под елками лежит клубок с иголками.

2) Круглая, а не мяч, желтая, а не солнце, с хвостиком, а не мышь

3) на поляне у 
дорожки красные горошки, кто мимо пройдет, в рот себе кладет

4) Сидит дед, во 100 шуб одет, кто его раздевает тот слезы проливает.

5) Сидит девица в темнице, а коса на улице.

Рисование мнемотаблиц.

Собрание подошло к концу. .надеюсь, полученная информация окажется Вам полезной. Всем спасибо! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать ...

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Консультация для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи"

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компью...