Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.
презентация по логопедии
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он усвоит их на лету К. Д. Ушинский.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- бедность речи, недостаточный словарный запас;
- употребление нелитературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
- трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;
- плохая дикция;
- дети не владеют приёмами и методами запоминания.
Они с неохотой учат стихи, все чаще и чаще вызывает затруднение пересказывать прочитанные ими рассказы. В наше время дети перенасыщены информацией. Проводят много времени у телевизоров и компьютеров. Поэтому особенно необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. С этой целью вполне обоснованно использование творческих инновационных методик и технологий, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Мнемотехника – это система методов и приёмов эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения информации. С её использованием происходит развитие разных видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemotehniki_v_razvitie_svyaznoy_rechi_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.pptx | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Несформированность грамматического строя речи Бедность речи. Недостаточный словарный запас Ребёнок с нарушением речи Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить развёрнутый ответ Неспособность построить монолог: пересказать текст своими словами, составить рассказ Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов Дефектное звукопроизношение В речи детей существуют следующие проблемы Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, громкость голоса и темп речи
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации увеличивающих объём памяти путём образования «дополнительных ассоциаций», и конечно, развитие речи.
Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста. Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники.
Существует много приёмов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются следующие : - группировка ; - классификация; ассоциации ; поиск опорного пункта; схематизация ; достраивание материала; структурирование материала . Мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать работу лучше с простейших мнемоквадратов , последовательно переходить к мнемодорожкам , и позже - к мнемотаблицам .
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Для детей среднего дошкольного возраста можно использовать цветные мнемотаблицы , т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже – усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.
Для детей старшего возраста схемы создавала в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем готовый план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные...
Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок.(Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок....
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...