Рекомендации для родителей "Развитие эмоционального интеллекта дошкольников"
консультация (старшая группа)
Пока ребенок мал, взрослые порой не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к другим людям. Но сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребенку усвоить нормы нравственного поведения, научить достойно выходить из конфликтных ситуаций, помочь обрести уверенность в себе, потому что из всего этого формируется эмоциональное благополучие ребенка, которое во многом зависит от отношений с окружающими людьми. Основы таких взаимоотношений закладываются в детском возрасте: если ребенок не научится общаться со сверстниками в детстве, вряд ли это удастся ему в зрелом возрасте.
Эмоционально-положительное, содержательное отношение с окружающими людьми является важнейшим условием полноценного развития ребенка!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley_po_razvitiyu_emotsionalnogo_intellekta.docx | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по развитию эмоционального интеллекта дошкольников:
Эмоциональный Интеллект– это способность распознавать свои чувства и эмоции и управлять ими, а также понимать чувства других людей. Чем лучше у человека он развит, тем более осознанно он строит свою жизнь и отношения с другими людьми.
Если ваш ребенок ещё не знает, как называются его чувства и часто не может понять и рассказать, что с ним происходит – помогите ему в этом, научите понимать и рассказывать о своих эмоциях и чувствах.
Формируйте у ребёнка словарик эмоций, чтобы он мог сказать:
– Я так рад!
– Я злюсь!
– Я боюсь.
– Мне одиноко.
– Я грущу.
– Я беспокоюсь.
– Я скучаю.
– Я волнуюсь и т. д.
Разрешайте ребёнку испытывать эмоции
Не запрещайте ребёнку испытывать любые его эмоции. Ведь запрещая, мы учим ребёнка их подавлять. Но при этом они никуда не денутся, а будут создавать в нём тревогу, напряжение и агрессию.
Помните, что нет плохих и хороших эмоций. Есть приятные и неприятные. И каждая эмоция может быть в отдельном конкретном случае полезна.
Расскажите и покажите ребёнку, что он может выражать эмоции разными способами:
Сказать вам про них: «Мне грустно», «мне смешно»
Нарисовать их.
Слепить из пластилина или из песка.
Через физические действия: попрыгать, побегать, потанцевать.
Написать о том, что он чувствует.
Рассказать через игру.
Назовите чувства ребёнка, которые он сейчас переживает:
– Ты очень скучаешь по папе.
– Понимаю, тебе это обидно.
– Я вижу, как тебе приятно.
– Я понимаю, тебе сейчас грустно.
– Похоже, ты очень разозлился.
Будьте примером для ребёнка – говорите ему о том, что чувствуете. Рассказывайте ему о своих эмоциях и чувствах. Ведь дети смотрят на нас и учатся.
Принимайте чувства ребёнка, сочувствуйте и поддерживайте его. Объясняйте и предлагайте варианты решения возникшей ситуации:
– Извини меня, я не хотела тебя обидеть, давай обнимемся.
– Давай подумаем, что можно сделать.
– Понимаю, как тебе обидно.
– Папа очень любит тебя и не даёт тебе (сладкое, игрушку и т. д., т. к. это вредно для тебя.
– Предложи мальчику поменяться.
– Я вижу, ты хочешь побыть одна. Приходи, когда будешь готова снова играть вместе.
– Мне тоже было бы обидно, Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ.
Вариантов таких поддерживающих фраз бесконечное множество, но главное в них – это сочувствие, принятие, поддержка и УВАЖЕНИЕ к чувствам ребёнка.
И это совсем не значит, что вы должны во всём ему уступать и идти «на поводу». Вы можете придерживаться своей линии поведения, и при этом принимать чувства ребёнка и помогать ему их проживать.
Примеры диалогов с ребёнком
Диалоги, приведённые ниже, создают безопасное пространство, в котором ваш ребёнок научится лучше понимать себя и других, а также будет чувствовать вашу поддержку и принятие.
Давайте разберём конкретные ситуации.
Пример 1. Вы видите, что ребёнок обижается
Вместо таких обидных фраз, как: «перестань обижаться», «на обиженных воду возят», «да ладно, ерунда какая», «я тоже на тебя обижусь» и т. д., ОЗВУЧЬТЕ чувство ребёнка: «Я вижу, что ты обиделся на меня (папу, бабушку, мальчика)».
Далее, объясните ребёнку, ПОЧЕМУ он это чувствует:
– Потому что я так строго тебе сказала и стало неприятно;
– Потому что папа не дал тебе, чего ты хотел;
– Бабушка пошутила над тобой и тебе это не понравилось;
– Мальчик не дал тебе игрушку и т. д…
Научите ребёнка тому, как он может сказать о переживании своими словами: «Ты можешь сказать: «Я обиделся на тебя» и тогда мне будет понятно, что с тобой.»
Пример 2. Вы видите, что ребёнок злится
Вместо: «хватит злиться», «злиться нельзя», «фу какая ты некрасивая, когда злишься», «хорошие девочки не злятся», «злюка», «иди злиться в свою комнату» и т. д., скажите:
– Я вижу, ты сердишься на сестру, потому что она сломала твой домик. Конечно, это неприятно, когда то, что ты строишь, ломают. Ты можешь сказать сестре: «Я злюсь на тебя, так делать нельзя!». Давай подумаем, как это можно исправить.
Пример 3. Вы видите, что ребёнок капризничает
Вместо: «хватит ныть», «рот закрой», «надоела уже», «ну что тебе еще нужно», «я тоже устала», «прекрати сейчас же», скажите:
– Я вижу, что тебя что-то беспокоит. Возможно, ты устал или не выспался, или голодный? А может быть, тебе хочется моего внимания? Ты можешь сказать: «Мама, мне грустно, обними меня, я хочу твоего внимания». Иди ко мне.
– Я понимаю, ты расстроился, потому что не хотел уходить с площадки. Давай мы вечером снова придем сюда. А сейчас, по дороге домой поиграем в игру «кто больше увидит красных машин».
Пример 4. Вы видите, что ребёнок боится или волнуется
Вместо: «трусишка», «это совсем не страшно», «не придумывай всякую ерунду», скажите:
– Я вижу, ты немного боишься, потому что в комнате темно. Расскажи мне, что тебя беспокоит (слушаете). Давай подумаем, что можно сделать. Оставить тебе ночничок и открытую дверь в комнате? Я могу с тобой посидеть.
– Я вижу, что ты волнуешься, потому что никогда здесь раньше не был. Все будет хорошо. Давай я тебе сейчас подробно расскажу, что будет происходить и тебе это поможет.
Уважаемые родители поделитесь в комментариях:
- Какая идея вам понравилось больше всего?
- Что из этого списка вы бы хотели сделать в самое ближайшее время с ребенком?
Благодарим за внимание и сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование эмоционального интеллекта дошкольника
Эссе о формировании эмоционального интеллекта дошкольника...
Развитие эмоционального интеллекта дошкольников
Эмоциональная сфера играет важную роль в жизни детей, помогая им полнее и глубже воспринимать действительность, реагировать на нее. В старшем дошкольном возрасте складываются основные психические ново...
Презентация опыта работы по теме: " Условия для развития социального и эмоционального интеллекта дошкольников"
Социально-эмоциональное развитие – это целенаправленное развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, умение ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Эмоциональный интеллект дошкольника».
Эмоциональный интеллект - важное понятие в дошкольной педагогике и психологии. ФГОС ДО1 определяет развитие эмоционального интеллекта как составляющую социально-коммуникативного развития.Впе...
Методические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
В методических рекомендациях представлены теоретические основы и предложены практические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Также, в качестве пример...
Методические рекомендации для педагога "Эмоциональный интеллект"
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"26978100","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"600"}}]]...
Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта.
Все перечисленные упражнения помогут вашему ребенку познакомиться с многообразием человеческих эмоций, разобраться в своих чувствах и лучше понять поведение окружающих.Вы можете выбрать несколько упра...