Методические рекомендации для педагога "Эмоциональный интеллект"
презентация по психологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС ДО Во ФГОС ДО одним из приоритетных направлений образовательной области социально-коммуникативного развития, является развитие эмоционального интеллекта. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства
Проблемы В последние годы увеличивается число детей с эмоциональной неустойчивостью (враждебность, агрессивность, тревожность и т.д.), что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка не только с окружающим миром, но и с окружающими людьми
Форма проявления эмоций Пассивная (замирание от страха) Активная (убегание)
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм, ценностей, принятых в обществе; Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; Становление самостоятельности; Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
Социальный интеллект Способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других людей Способность приспосабливаться индивида к человеческому бытию ( Д.Векслер ) 3 составляющих: когнитивная, эмоциональная, поведенческая. 6 шкал социальных навыков: эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный к онтроль, социальная выразительность и социальный контроль
Эмоциональный интеллект Самомотивация , устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками, умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушить способность думать, сопереживать и надеяться
Эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект для старшего дошкольного возраста, определяется как готовность ребёнка к эмпатическому взаимодействию, позитивное регулирование речевого поведения и речевой деятельности
Пять главных составляющих ЭИ самосознание самоконтроль эмпатия навыки отношений мотивация
Структура ЭИ Осознанная регуляция эмоций Понимание (осмысление) эмоций Различение (распознавание) и выражение эмоций Использование эмоций в мыслительной активности
Этапы развития эмоционального интеллекта: Идентификация эмоций; Использование эмоций для повышения эффективности мышления; Понимание эмоций; Управление эмоциями
ПРАКТИКУМ
Дети стоят (сидят) по кругу . Педагог: «Представим себе, что мы разучились разговаривать и умеем только петь, а нам нужно друг с другом познакомиться. Давайте поиграем в такое знакомство. По очереди каждый из вас «споет» свое имя, а следом за каждым из вас ваше имя хором споют все дети. Варианты игры: Пропеть ласковое имя; Отхлопать полное имя (любимое, ласковое и т.д). «Имена»
I Этап развития эмоционального интеллекта: идентификация эмоций Знакомить детей с эмоциями: радостью, злостью, горем, гневом, страхом, удивлением «Выбери девочку» Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения. Описание игры: Дети выбирают из предложенных картинок с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А. Барто : Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка, Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок.
II этап развития эмоционального интеллекта: использование эмоций для повышения эффективности мышления «Прочитай письмо» Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом. Описание игры: почтальон приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Например: Шел мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил, но вот выглянуло солнышко, дождь прекратился, и Коля радостно побежал на улицу.
Педагог: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сначала вы ходите по комнате, ни с кем не разговаривая.. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесете волшебное заклинание три раза: «Тух-тиби-дух, тух-тиби-дух, тух-тиби-дух!». «ТУХ-ТИБИ-ДУХ»
III этап развития эмоционального интеллекта: понимание эмоций « Найди лишнее» Цель: понимание эмоций Описание игры: Послушай внимательно слова и скажи, какое из них лишнее. Объясни свой выбор. грустно, печально, тоскливо, радостно радостно, весело, забавно, нечаянно хорошо, замечательно, отлично, долго
«Я вижу»; «Я знаю»; «Я думаю» (авторская) Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание эмоционально: «Я вижу…». Повторять эмоции нельзя. Варианты игры . -«Я знаю, что в суп кладут…»; -«Я вижу в аквариуме золотую рыбку…»; -«Я думаю, что завтра будет дождь, потому что…»; -«Я думаю, что сегодня вторник, потому что вчера был понедельник» и т.д. ЦЕЛЬ: способствовать развитию доверительных отношений; развивать память, внимание, речь ребенка.
« Большие пальцы вверх – большие пальцы вниз» (авторская) Педагог предлагает отрывки произведений (просто фразы). Дети должны реагировать быстро: если согласны с прочитанным- палец большой вверх, если нет – палец большой вниз. В процессе игры можно спросить ребенка: почему он думает по-другому?
« Повтори фразу» Цель: развитие выразительности речи. Описание игры: педагог называет фразу (например: «У меня есть котенок»), которую дети должны повторить с интересом, с радостью, с удивлением, с отвращением, со страхом, с грустью IV этап развития эмоционального интеллекта: управление эмоциями
Эмоциональная отзывчивость Эмоциональная реакция на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям включая сопереживание и сочувствие.
Эмоциональная отзывчивость Способность чувствовать и понимать состояние другого человека через осознание собственных переживаний (сочувствие или искренней радости)
Выбирается ребёнок – герой игры. Педагог спрашивает у него, готов ли он принять в подарок от ребят группы нечто такое, что могло бы улучшить его настроение. Проводить это упражнение только тогда, когда ребёнок согласится на это. Дети окружают выбранного ребёнка, поднимая вверх руки, произносят: «Я дарю тебе дождь из роз, мимоз, хризантем и т.д.» «Цветочный дождь»
Методики развития эмоционального интеллекта на основе сотрудничества «изобрази эмоции» - детям предлагается по очереди изобразить базовые эмоции ( радость (довольство ), удивление, печаль (грусть ), гнев ( злость), отвращение, презрение, страх); « Нарисуй свои эмоции » - дать ребенку бумагу и цветные карандаши и предложить ему нарисовать самого себя, когда он радуется, грустит, когда ему страшно, и когда он злится. «Определи эмоции по мимике человека », ч тобы оценить степень понимания эмоционального состояния по мимике человека, детям предъявляется набор картинок людей. П оследовательно выкладываются на стол по одной карточке и просят описать чувства : «Расскажи, что чувствует человечек на этой картинке, какое у него настроение?»
Методики развития эмоционального интеллекта на основе сотрудничества «Определи эмоции человека по ситуации» развивается умение понимания детьми классов ситуаций, характерных для переживания соответствующих эмоций. Д ля этого составляются специальные рассказы. Героем всех рассказов является мальчик Петя, который попадает в разные ситуации, типичные для каждой из четырех базовых эмоций: радости, печали, страха, гнева. Педагог читал рассказы вслух и после прочтения каждого рассказа уточняет : «Как ты думаешь, что почувствовал Петя, какое у него стало настроение?» « Нарисуй чужие эмоции », например «Нарисуй , пожалуйста, Петю так, чтобы было понятно, какое у него настроение». П оясните свой рисунок. «Неоконченные рассказы» выявление видов, тенденций эмпатических реакций детей на ситуации неблагополучия. Рассказы отражают наиболее значимые для детей младшего школьного возраста сферы взаимоотношений: с животными, взрослыми и сверстниками. (Если ребенок отождествляет себя только с ребенком, главным героем рассказа, то таким образом – сопереживает только ему. Если по отношению к антагонистам главного героя – животному, взрослому, сверстнику в данном случае – сочувствие, т.е. конфликт, разрешался ребенком в пользу другого персонажа .)
«Проявление эмпатии к сверстнику» . Детям предлагалось спрогнозировать собственное поведение в 10 проблемных ситуациях, предложенных в форме индивидуальной беседы. Задания делятся на 5 подгрупп, в которых проявление эмпатии к сверстнику предполагает: оказание помощи другому (1 блок ситуаций); ущемление личных интересов (2 блок ситуаций); проявление сочувствия к товарищу, нарушившему какую- либо норму поведения или указание взрослого (3 блок ситуаций); проявление сорадости (4 блок ситуаций); оказание помощи ребенку- сверстнику в затруднительной ситуации (5 блок ситуаций).
Дэниэл Гоулмен рассказывает о физиологических рекциях на раазличные эмоциональные состояния в своей книге «Эмоциональная компетентность». Вот некоторые из них: Злость направляет кровь к рукам, подготавливая человека к удару. Страх направляет кровь к большим мышцам, в основном к ножным, подготавливая человека к бегству. Грусть и разочарование замедляют процесс обмена веществ, предоставляя человеку время исправить ситуацию. Ощущение счастья направляет кровь к мозгу, успокаивая тревожные мысли, высвобождает энергию, давая выход всем хорошим чувствам. Из всех этих эмоций только счастье приносит вам чувство комфорта. Если вы ощущаете что-либо иное, вы испытываете потребность избавиться от напряжения в шее, спине, руках и ногах, потянуться, для того чтобы стимулировать кровообращение.
способы расслабления Попробуйте сделать три глубоких вдоха и выдоха, посчитать от 100 до 1 или потянуться. Для того чтобы достичь более эффективных результатов, сознательно замедлите темп своей жизни. Медленно ешьте, водите машину и ходите спокойно . Когда ситуация, в которой вы находитесь, все больше давит на вас и уровень адреналина поднимается все выше, скажите себе: «СТОП» – и отвлекитесь от происходящего на какое-то время. Прогуляйтесь, почитайте газету, позвоните другу или просто закройте глаза и подумайте о том, что вы обладаете самым ценным на свете – жизнью. «СТОП» – сделайте глубокий вдох и на несколько мгновений вообразите, что находитесь на отдыхе; можете сделать несколько физических упражнений, вспомнить кого-нибудь, к кому вы испытываете чувство благодарности и любви, или просто над чем-нибудь посмеяться.
Условия развития детей Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с ребенком, уважительное отношение к ребенку и его потребностям; Поддержание индивидуальности и инициативы (выбор деятельности, участников совместной деятельности, принятие решений, выражение чувств и мыслей) Установление правил взаимодействия в различных ситуациях; Взаимодействие с родителями по вопросам образования детей
Результат Ребенок овладевает различными видами деятельности, общения, положительным отношением к миру, проявляет любознательность, задает вопросы
Успехов !
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогическая целесообразность методических рекомендаций: Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека (Кошелева А. Д.). При всей своей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний и определённого уровня развития. Научиться полноценно выражать свои чувства ребёнок может через овладение умением различать и сравнивать эмоциональные ощущения; определять их характер, например, приятно – неприятно, спокойно – беспокойно и т. д. (Кошелева А. Д.) Дети старшего дошкольного возраста уже в состоянии распознавать своё внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выражать своё отношение к ним. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимоотношений и привязанностей, влияют на будущее поведение ребёнка ( Урунтаева Г. А.) В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного образования: растёт сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития ( Слободчиков И. М.)
Цель методических рекомендаций: Научить ребёнка осознанно относиться к своим эмоциям, внутреннему миру.
Задачи методических рекомендаций: 1 . Способствовать развитию процесса самопознания ребёнком. 2 . Способствовать развитию принятия собственной индивидуальности ребёнком. 3 . Помочь ребёнку в познании эмоциональных состояний. 4 . Пополнять активный словарный запас ребёнка словесными обозначениями эмоций. 5 . Развивать воображение и творческую активность детей. 6 . Развивать навыки адекватного социального поведения у детей. 7 . Развивать понимание принадлежности ребёнком себя к той или иной социальной группе.
Ожидаемые результаты: - ребёнок понимает свою индивидуальность, свой внутренний мир; - ребёнок умеет устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения; - ребёнок умеет выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения, интонацию; - ребёнок умеет оказать помощь другим детям в трудной ситуации; - ребёнок умеет устанавливать и изображать причины эмоционального состояния.
Один из возможных путей применения методических рекомендаций лежит через искусство: художественную литературу, музыку, театральную деятельность , конструирование , танцы, изобразительное искусство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к организации работы по развитию внимания у детей с нарушениями интеллекта.
Консультация для воспитателей....
Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта Предлагаемый комплекс занятий рассчитан на детей 5-7 лет с нарушением интеллекта. Каждое з...
Гимнастика для Интеллекта. Методические рекомендации.
Гимнастика для интеллекта. Методические рекомендации для проведения занятий, тренировок направленных на вовлечение в умственную ...
Методические рекомендации "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
Методические рекомендации содержат краткую характеристику понятия - эмоциональный интеллект, компетенции эмоционального интеллекта, методы формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного во...
Методические рекомендации "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
Понятие эмоционального интеллектаПроблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении всей истории человеческого общества.Современные философы вслед за мыслителями д...
Методические рекомендации по формированию навыков самоконтроля у дошкольников с нарушениями интеллекта на уроках математики
В статье рассматривается проблема формирования навыков самоконтроля у дошкольников с умственной отсталостью. Представлены результаты исследования уровня самоконтроля у старшей и подготовительной групп...
Методические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
В методических рекомендациях представлены теоретические основы и предложены практические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Также, в качестве пример...