Развития мышления в игровом процессе
статья (младшая группа)
Статья посвящена одному из высших форм деятельности человека – мышлению и его развитию у детей дошкольного возраста. Предлагаемые игры для детей научат их рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения – иными словами, самостоятельно мыслить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материал о развитие памяти. | 14.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети очень любят играть, в дошкольном возрасте игра – это ведущий вид деятельности. Младшие дошкольники играют чаще в одиночку, но в своих предметных, конструкторских играх они уже совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности.
Характерной особенностью внимания ребёнка раннего дошкольного возраста является его непроизвольность, оно вызывается внешними привлекательными предметами, событиями. Такое внимание поддерживается, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Объективное владение речью, внутренне регулируемое восприятие позволяет формировать произвольное внимание, возникающее под влиянием внутренне поставленной задачи или размышлений. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд, а старшие дошкольники способны сосредотачивать внимание уже от 12 до 20 секунд. К старшему дошкольному возрасту в 2-2,5 раза возрастает продолжительность занятий одной и той же деятельностью. Но детям необходима помощь родителей, т.к., уже в дошкольном возрасте наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания, что зависит от типа нервной деятельности, состояния здоровья, условий жизни ребёнка.
В младшем и среднем дошкольном возрасте запоминание и воспроизведение являются непроизвольными, а в старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию материала. Учёными отмечено, что продуктивность запоминания в игре значительно выше. Даже дети 3-4- летнего возраста в играх могут произвольно запоминать, помнить и припоминать различные материалы. Большинство нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста имеют неплохо развитую механическую память. Но они легко запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и слышанное при том условии, что оно вызвало у них интерес. Развитие памяти тесно связано с развитием мышления у детей, старшие дошкольники легче запоминают материал тогда, когда они видят связи между предметами, явлениями, понятиями.
Сюжетно-ролевые игры, особенно с правилами, стимулируют, в первую очередь, нагляднообразное мышление. Играя предметами, ребёнок учится замещать их образами, необходимость практического действия с предметами постепенно отпадает. К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь, обязательно, потребуется помощь родителей, т.к. известна нелогичность детских рассуждений и сравнений. Полностью словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту.
Предлагаемые игры помогут детям научиться рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения – иными словами, самостоятельно мыслить.
«Бывает - не бывает» Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации: папа ушел на работу; поезд летит по небу и т.д.
«Угадай по описанию» Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
«Что будет, если…» Ведущий задает вопрос - ребенок отвечает. "Что будет, если я встану ногами в лужу?" "Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Полотенце? Котенок? " и так далее. Затем меняйтесь ролями.
«Неоднозначные ответы» Заранее обдумайте вопросы, на которые возможны неоднозначные ответы. Маленькие примеры: «Шерсть у нашей кошки очень….» ; «Ночью на улице очень…»; «У людей есть руки, для того чтобы …».; «Я заболел потому, что …»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира»
«Развитие мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира»...
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование обра...
«Развитие логического мышления детей в процессе игровой деятельности».
мПояснительная запискаСловесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логичес...
консультация для педагогов «Развитие мышления и речи дошкольников в процессе конструирования художественных композиций»
в процессе конструирования у детей развивается и речь, и мышление, и воображение...
Консультация "Развитие мышления в процессе игровой деятельности"
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника.Именно в игре ребёнок развивается. Игры стимулируют наглядно-образное мышление, к концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логичес...
Взаимосвязь речи и мышления, их роль в развитии личности ребёнка. Игровые технологии как средство развития мышления и речи дошкольников.
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...
Развитие мышления у детей в процессе игровой деятельности
Игра - ведущий вид деятельности дошкольников. В игре развивается мышление, внимание, память ребенка. В данной статье предлагается для игр с детьми несколько развивающих игр....