«Развитие мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира»
учебно-методический материал по теме
«Развитие мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnaya_deyatelnost.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «ЦИМОМОУ Лямбирского муниципального района РМ»
Выступление на районном методическом объединении
«Развитие мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира»
Подготовила: воспитатель
МБДОУ «Большеелховский детский
сад №1 комбинированного вида»
Лисина Татьяна Ильинична
2014г.
«Для ребёнка нет ничего естественнее,
как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть в процессе
исследовательской деятельности»
С.Л. Рубинштейн
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Из своего небольшого опыта работы с детьми я заметила, что в обыденной жизни дети сами часто экспериментируют с различными предметами: они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами («тонет или не тонет»), определяют на вкус, например, «сладкое-горькое», пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Это и побудило меня к целенаправленному развитию у детей познавательного интереса в процессе экспериментальной деятельности.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Экспериментирование – эффективный метод познания явлений и закономерностей окружающего мира.
Следовательно, актуальность использования детского экспериментирования при развитии мышления состоит в том, что:
- детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал (в процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения);
- экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;
- детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников (экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов);
- детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Цель: создание условий для развития элементарных естественно научных представлений о человеке, животном и растительном мире; для формирования экологической культуры детей.
Задачи:
- Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя.
- Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
- Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
- Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
- Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
- Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.
Изучив имеющуюся методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я выделила этапы развития у детей поисково-экспериментальной деятельности:
- младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).
- средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментальным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».
- старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если ….». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
В группе создан уголок экспериментирования, который пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей, позволяет вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях, практически освоить свойства и качества различных материалов. Также мы не забываем о безопасности опытов, поэтому перед началом экспериментирования мы обязательно вспоминаем правила безопасности.
Во второй младшей группе, опираясь на предшествующий, пусть маленький, но опыт детей, проводила работу по темам: «Вода», «Песок».
В среднем и старшем дошкольном возрасте, продолжая работу по обучению детей элементарному экспериментированию, мы изучили следующие темы: «Чудесные зёрнышки», «Воздух», «Три состояния воды», «Ветер», «Песок и Глина» - средняя группа, и «Почва», «Камни», «Воздух», «Круговорот воды в природе», «Вулканы», «Растения», «Природные явления» - старшая группа.
Хочется отметить, что сложность опытов в этом возрасте возрастает. У детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить. Через элементарные опыты у детей формируется представление о физических свойствах жидких и твёрдых тел. У детей не только формируется умение определять физические свойства тел, но и самостоятельно делать простейшие умозаключения.
Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);
-развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);
- систематизация и расширение представлений детей о неживой природе.
Проводимая мною работа с детьми по элементарному экспериментированию дала положительные результаты. В целом результаты за год возрастают в среднем на 4,7% и на конец года составляли: во второй младшей группе – 79%, в средней группе – 82%, в старшей группе -86%, что соответствует среднему уровню развития знаний, умений, навыков детей.
При организации детской экспериментальной деятельности, я постоянно ставлю перед собой вопрос: А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого, он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, я выбрала нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни, как считает выдающийся психолог и философ С.Л. Рубинштейн: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности». А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям! Поэтому заканчиваю описание своего опыта работы словами известного психолога П. П. Блонского: «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».
Использованная литература:
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
- Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки» М., 2002 г.
- Журнал «Дошкольное воспитание».
- Рыжова Н.В. Игры с водой и песком. / Обруч, №2-1997 г./
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под общ. ред. Прохоровой Л.Н.- М.: АРКТИ, 64 с.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-192 с.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира
Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира...
«Познавательное развитие дошкольников средствами экспериментальной деятельности»
Обмен опытом на окружном семинаре для дошкольных работников на тему: "Познавательное развитие дошкольников средствами экспериментальной деятельности"...
МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира (обобщение педагогического опыта)
Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира (обобщение педагогического опыта)...
Экспериментальное изучение развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности
Диагностика развития речи дошкольников...
Деловая игра для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности»
Деловая игра для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности»Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интере...
Проект "Экспериментальная деятельность как вид познания мира"
Дошкольный возраст характеризуется высоким уровнем познавательного интереса, любопытством и интересом ко всему новому. В процессе взаимодействия с предметами, в данном случае (экспериментировани...