Развитие мышления у детей в процессе игровой деятельности
консультация
Игра - ведущий вид деятельности дошкольников. В игре развивается мышление, внимание, память ребенка. В данной статье предлагается для игр с детьми несколько развивающих игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_myshleniya.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дети очень любят играть, в дошкольном возрасте игра – это ведущий вид деятельности. Младшие дошкольники играют чаще в одиночку, но в своих предметных, конструкторских играх они уже совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности.
Характерной особенностью внимания ребёнка раннего дошкольного возраста является его непроизвольность, оно вызывается внешними привлекательными предметами, событиями. Такое внимание поддерживается, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Объективное владение речью, внутренне регулируемое восприятие позволяет формировать произвольное внимание, возникающее под влиянием внутренне поставленной задачи или размышлений. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд, а старшие дошкольники способны сосредотачивать внимание уже от 12 до 20 секунд. К старшему дошкольному возрасту в 2-2,5 раза возрастает продолжительность занятий одной и той же деятельностью. Но детям необходима помощь родителей, т.к., уже в дошкольном возрасте наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания, что зависит от типа нервной деятельности, состояния здоровья, условий жизни ребёнка.
В младшем и среднем дошкольном возрасте запоминание и воспроизведение являются непроизвольными, а в старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию материала. Учёными отмечено, что продуктивность запоминания в игре значительно выше. Даже дети 3-4- летнего возраста в играх могут произвольно запоминать, помнить и припоминать различные материалы. Большинство нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста имеют неплохо развитую механическую память. Но они легко запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и слышанное при том условии, что оно вызвало у них интерес. Развитие памяти тесно связано с развитием мышления у детей, старшие дошкольники легче запоминают материал тогда, когда они видят связи между предметами, явлениями, понятиями.
Сюжетно-ролевые игры, особенно с правилами, стимулируют, в первую очередь, наглядно-образное мышление. Играя предметами, ребёнок учится замещать их образами, необходимость практического действия с предметами постепенно отпадает. К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь, обязательно, потребуется помощь родителей, т.к. известна нелогичность детских рассуждений и сравнений. Полностью словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту.
Предлагаемые игры помогут детям научиться рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения – иными словами, самостоятельно мыслить.
«Бывает - не бывает»
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации: папа ушел на работу; поезд летит по небу и т.д.
«Угадай по описанию»
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
«Что будет, если…»
Ведущий задает вопрос - ребенок отвечает.
"Что будет, если я встану ногами в лужу?" "Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Полотенце? Котенок? " и так далее. Затем меняйтесь ролями.
«Неоднозначные ответы»
Заранее обдумайте вопросы, на которые возможны неоднозначные ответы. Маленькие примеры: «Шерсть у нашей кошки очень….» ; «Ночью на улице очень…»; «У людей есть руки, для того чтобы …».; «Я заболел потому, что …»
Список использованной литературы:
- Выготский, Л. С. Психология [Текст] – Л.С. Выготский. – Москва: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2012.
- Полонский, В. М. Педагогическая энциклопедия [Текст] / В. М. Полонский. – Сибирия, 2014.
- Столяр А.А. Давайте поиграем. М., «Просвещение» 1991 – с.25-28
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Социальное развитие детей в процессе игровой деятельности" Щербина В.Ю.
материал содержит отражение опыта работы с детьми по социально-личностному развитию детей в процессе сюжетно-ролевых игр: описание методов и приемы работы по организации сюжетно-ролевых игр, принципы ...
Развитие речевой активности детей в процессе игровой деятельности.
Игра в дошкольном возрасте—ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитан...
«Развитие логического мышления детей в процессе игровой деятельности».
мПояснительная запискаСловесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логичес...
Самообразование на тему: «Развитие связной речи детей в процессе игровой деятельности»
quot;Развитие связной речи детей в процессе игровой деятельности"...
Опыт работы по теме: "Развитие связной речи детей в процессе игровой деятельности"
laquo;Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей»В. А. Сухомлинский Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенк...
Мастер - класс "Развитие пространственного мышления у детей дошкольников в игровой деятельности"
Мастер - класс "Развитие пространственного мышления у детей дошкольников в игровой деятельности"Здравствуйте, уважаемые коллеги. Работая с детьми и занимаясь проблемами их развития, я стала ...