Педагогическая технология Никитина
методическая разработка
Описание педагогической технологии развивающих игр Никитина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогическая технология Никитина | 324.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая технология развивающих игр Б.П. Никитина.
Современные игровые технологии в ДОУ отводят ребенку роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Игровые технологии в ДОУ позволяют воспитателю развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований. Используя игровые технологии в образовательном процессе, воспитатель должен обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Игра полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Важной особенностью современных игровых технологий, которые воспитатель использует в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Говоря о современных игровых технологиях, следует особенно отметить технологию развивающих игр Б.П. Никитина, состоящую из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Педагогическая технология развивающих игр (Б.П. Никитина) направлена на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста; она создает условия для опережающего развития способностей детей. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадайка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. детей дошкольного возраста; она создает условия для опережающего развития способностей детей.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет . Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
Особенности методики Б.П. Никитина
- Педагог предоставляет максимальную степень свободы ребенку.
- Организует предметную среду, оснащенную развивающими играми, привлекает внимание ребенка к играм посредствам собственной игровой деятельности.
- В процессе игры ребенка взрослый выступает в роли «консультанта».
- Полностью исключается подсказка взрослого ребенку.
- Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым.
- Если ребенок не справляется с заданием, значит взрослый переоценил его способности, необходимо начать игру через несколько дней с более легких заданий.
- Взрослым создается ситуация непринужденного общения по поводу заданий, предлагаемых в игре.
- Для маленьких детей взрослый оживляет пару сказок, дает имена узорам, людям, придумывает, фантазирует, пока ребенка не начнет привлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач.
Методы и приемы технологии развивающих игр:
- Игровые методы:
- вхождение в воображаемую ситуацию, образное оживление игровой ситуации,
- принятие роли и выполнение действии в соответствии с принятой ролью,
- выполнение практических действий по получению необходимой информации.
- Диалогические методы:
- беседа,
- «вопросы – ответы»,
- формулировка выводов.
- Методы обучения:
- показ способа действия (после выполнения задания),
-проблемная ситуация,
-упражнение.
Проанализировав особенности методики развивающих игр (Б.П.Никитина), можно сказать, что она в полной мере соответствует основным характеристикам развивающего обучения, а именно:
- под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу)
(в развивающих играх ребенок сам активно действует);
- развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума
(в развивающих играх ребенок всегда опирается на свои реальные возможности);
- в развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности
(в развивающих играх ребенок всегда преодолевает свои возможности –«метод «ледокола»);
-в развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности
(в развивающих играх ребенок самостоятельно ставит цель, выбирает средства, контролирует результат своей игровой деятельности);
-развивающее обучение направлено на развитие целостной совокупности качеств личности
(в развивающих играх формируются знания, умения, навыки; способы умственных действий; самоуправляющие механизмы личности; эмоционально-нравственная сфера; деятельностно- практическая сфера ребенка);
-развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка
(в развивающих играх ребенок всегда возвращается к уже «освоенному», затем снова преодолевает трудности).
Таким образом, педагогическую технологию развивающих игр (Б.П. Никитина) в полной мере можно считать соответствующей основным характеристикам развивающего обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование педагогической технологии развивающих игр Бориса Павловича Никитина в непосредственно образовательной деятельности детей
«Понимание атома - это детская игра по сравнению с пониманием детской игры» - высказывание физиолога Х. Хогленда, в котором выражено и огромное уважение...
Использование педагогической технологии развивающих игр Б.П. Никитина
Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разн...
Педагогическая технология "Развивающие игры Никитина".
Частью системы Никитиных являются развивающие игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мы...
«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина»
laquo;Игровые педагогические технологииинтенсивного развития интеллектуальных способностейдошкольников: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша,кубики и квадраты Никитина»...
«Педагогическая технология развивающих игр Никитина»
Среди многообразия педагогических разработок, развивающих методик, детских пособий, обучающих игр, особое внимание заслуживает методика Никитиных для детей. Она проста, доступна и используется педагог...
выступление на педагогическом совете "Современные технологии в организации работы по ФЭМП в ДОУ. Технология Никитиных"
описание слайдов к презентации...
Педагогический практикум «Познавательное развитие ребенка – формирование потребности и способности активно мыслить. Выступление на тему «Педагогическая технология развивающих игр Никитина»
quot; Игры Никитина"развивают у дошкольников - наглядно-действенное мышление;мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза; цветовое восприятие;способности комбинирования...