Использование педагогической технологии развивающих игр Бориса Павловича Никитина в непосредственно образовательной деятельности детей
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду на тему
«Понимание атома - это детская игра по сравнению с пониманием детской игры» -
высказывание физиолога Х. Хогленда,
в котором выражено и огромное уважение к проблеме детской игры,
и ясное представление о чрезвычайной сложности этой проблемы.
Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Требуются игры нового типа - игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта: чтобы игра увлекала малыша, дала ему здоровую «пищу» для ума, и при этом достаточно сложную, чтобы эта сложность возрастала вместе с ростом ребёнка, опережая его развитие, вела бы его за собой.
У ребёнка много игрушек, а он не играет ими. Главная причина в том. что игрушки себя «исчерпали». Элемент новизны исчез.
Многие игры не опережают развитие ребёнка, а лишь удовлетворяют его сиюминутные потребности.
Главная особенность развивающих игр - удалось объединить один из основных принципов обучения ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ с очень важным принципом творческой деятельности САМОСТОЯТЕЛЬНО ПО СПОСОБНОСТЯМ, когда ребёнок может подняться ДО ПОТОЛКА СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.
В развивающих играх разрешается несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
- во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
- в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно;
- в-четвёртых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
- в-пятых, играя в эти игры вместе с детьми, взрослые должны приобрести умение – сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам;
которые соответствуют пяти основным условиям развития способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tekhnologii_razvivayushchikh_igr_b.docx | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование педагогической технологии
развивающих игр Бориса Павловича Никитина
в организации непосредственно образовательной деятельности
в разновозрастном детском сообществе «Светлячок»
(Центр развития ребёнка – детский сад № 5 «Колокольчик»
города Белёв Тульской области)
«Понимание атома - это детская игра по сравнению с пониманием детской игры» -
высказывание физиолога Х. Хогленда,
в котором выражено и огромное уважение к проблеме детской игры,
и ясное представление о чрезвычайной сложности этой проблемы.
Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Требуются игры нового типа - игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта: чтобы игра увлекала малыша, дала ему здоровую «пищу» для ума, и при этом достаточно сложную, чтобы эта сложность возрастала вместе с ростом ребёнка, опережая его развитие, вела бы его за собой.
У ребёнка много игрушек, а он не играет ими. Главная причина в том. что игрушки себя «исчерпали». Элемент новизны исчез.
Многие игры не опережают развитие ребёнка, а лишь удовлетворяют его сиюминутные потребности.
Главная особенность развивающих игр - удалось объединить один из основных принципов обучения ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ с очень важным принципом творческой деятельности САМОСТОЯТЕЛЬНО ПО СПОСОБНОСТЯМ, когда ребёнок может подняться ДО ПОТОЛКА СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.
В развивающих играх разрешается несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
- во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
- в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно;
- в-четвёртых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
- в-пятых, играя в эти игры вместе с детьми, взрослые должны приобрести умение – сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам;
которые соответствуют пяти основным условиям развития способностей.
При этом игры развивают разные интеллектуальные качества:
- внимание, память, особенно зрительную;
-умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал;
- способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов;
- умение находить ошибки и недостатки;
- пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.
В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, ТВОРЧЕСКИМ СКЛАДОМ МЫШЛЕНИЯ.
Б. П. Никитин предложил пять условий успешного развития ребенка:
- первое условие успешного развития – раннее начало;
- второе важное условие, насколько это возможно, - заранее окружить ребенка такой средой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность;
- третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Способности развиваются тем успешнее, чем в своей деятельности человек добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше;
- четвертое условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий, в выборе способов работы и т.д.;
- обязательное выполнение пятого условия: ненавязчивой, умной, доброжелательной помощи взрослых. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку
1.Сложи узор
Развиваются важные мыслительные операции:
способность к анализу и синтезу, которые необходимы будут почти во всякой интеллектуальной деятельности;
способность к комбинированию, которая необходима для конструкторской деятельности.
С какой игры начинать – зависит от возраста и уровня развития ребёнка.
Самые простые узоры - из 4-х кубиков с одноцветными гранями, постепенно усложняют, переходя к 2-х цветным граням.
Переход к 2-х цветным граням – резкий скачок в уровне сложности. ЕГО МОЖНО СГЛАЖИВАТЬ, включая задания из других серий, но с одноцветными гранями: СУб - 1,2,3,4; СУв – 1.
Как играть:
Способ игры зависит от возраста и уровня развития ребёнка.
Детям младшего возраста нравится копировать, делать так же, как
старшие.
Первое и важное, что надо помнить, прежде чем начать игру, как вы достали кубики из коробки. Это обязательно отложится в голове у ребёнка.
Можно 3-4-х летнему ребёнку уже в коробке выложить узор, какой ему предстоит складывать.
Можно предложить ребёнку выложить узор на образце или ребёнок выложил дорожку – с целью проверки предложить наложить образец на узор.
Когда ребёнок привыкнет к этим играм, поймёт, что и как необходимо делать, а взрослые за это время научатся «чувствовать малыша», тогда встанет задача научиться наблюдать за самостоятельным его движением и продвижением.
Главное умение «чувствовать малыша» - важное умение для руководства развитием в любой области.
- Играем.
Например, в первый день – сложить 4 дорожки и 4 квадрата;
на 2-ой день - несколько простых (из тех, которые складывал раньше) узоров и затем уже новые.
И так каждый раз: «для разгона» надо сложить несколько прежних, уже покорившихся узоров и только потом давать новые.
При переходе к 2-х цветным узорам, вначале сложить узоры : СУб - 1,2,3,4; СУв – 1, а затем уже другие.
Можно также давать задания для самостоятельного составления узоров;
использовать в играх соревнования с другими детьми;
усложнять задания для старших детей – сложить узор по образцу, но использовать грани другого цвета.
2.Точечки
Развитие математического мышления; обучение счёту; усвоение нумерации.
Задания к игре:
Разложить квадраты по цвету:
- перевернуть все квадраты лицевой стороной вверх, чтобы были видны точки,
- собрать все квадраты лицевой стороной, чтобы вышло 4 стопки,
- разложить в 4 ряда, чтобы каждый ряд был одного цвета.
Разложить квадраты чуть-чуть по порядку.
Разложить красные (зелёные) квадраты по порядку (вначале до 3-х, 4, 5 и т.д. точек),
Разложить все квадраты по порядку. Задания: кто быстрее найдет квадрат с 5,3, 7,2 и т.д. точками.
Разложить квадраты с цифрами по порядку.
Разложить квадраты с точками и с цифрами соответственно их числовому обозначению.
3.Сложи квадрат
Развитие цветоощущения и сообразительности;
составление из частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.
1. Сначала дать образец СК-1, и СК-2, если различает цвета можно дать сразу 4 квадрата.
2. Увеличивать число квадратов, прибавляя по 1-2 новых.
3. Смешивать кусочки от квадратов, чтобы у ребёнка была возможность рассортировать их сначала по цвету, а затем сложить квадраты как обычно. последовательно разбирая каждую кучку..
4. Смешивать кусочки от 5-10 квадратов и даже более (до 15 квадратов, в зависимости от возможностей ребёнка, затем разложить квадраты в кучки не только по цвету, но и в порядке номеров (когда дети уже считают и знают цифры), а затем сложить квадраты как обычно, последовательно разбирая каждую кучку.
5. Самый сложный вариант – разобрать по цвету и уложить в порядке номеров все 23 квадрата, кусочки которых предварительно перемешаны.
6. Для усвоения нумерации чисел от 1 до 24, перевернув все части квадратов тыльной стороной вверх, раскладывать их не по цвету, а по номерам на каждой части квадрата.
7. Задание на время: кто быстрее соберёт.
4.Внимание (В).
Внимание – угадайка (ВУ)
Развитие у ребёнка способности видеть и запоминать увиденное (В). /Развитие у ребёнка внимания и зрительной памяти/
Развитие сообразительности, умения сравнивать, анализировать и открывать скрытые зависимости, последовательности, связи, логику изменения фигур (ВУ).
Фигуры-задания разделены на серии по 6 фигур, сложность возрастает от первых номеров к последующим и от первых серий к последним.
В игре «В» на несколько секунд показывают какую-нибудь фигуру, четкий контур или условный знак, а затем его убирают, ребёнок должен как можно точнее его нарисовать.
Методика проведения. Взрослый говорит ребёнку: «Когда я скажу слово «Внимание», я покажу одну картинку, но … через 3 секунды спрячу. Вам нужно запомнить её и нарисовать. Приготовились…» Приблизительно 20-30 секунд даётся на выполнение задания.
6 заданий вполне достаточно для одной игры, для старших детей 8-10 заданий.
* Показывать фигуры – задания следует один раз, а вот время можно изменять (время показа), увеличить до 5 – 8 секунд. Надо следить только затем, чтобы не начиналось обычное срисовывание, когда можно посмотреть на образец и 2, и 3 раза, дорисовывая его по частям.
4.1.Внимание – угадайка (ВУ)
Развитие сообразительности, умения сравнивать, анализировать и открывать скрытые зависимости, последовательности, связи, логику изменения фигур (ВУ).
Дополнение к заданиям: при рисовании фигур проследить, как они изменяются при переходе от одной к другой.
Обязательно рисовать их в один ряд и последовательно друг за другом.
Методика проведения. Перед началом игры детям необходимо дать установку:
а) все фигуры должны быть одной величины, например, в 2, 3, или 4 клетки (если в тетради или на листочках в клетку);
б) все фигуры в ряд – на одной горизонтальной линии или в колонку – по вертикали. Можно изменять порядок от игры к игре, чтобы дети умели пользоваться и тем, и другим способом;
в) рисовать последовательно. т.е. ставить рядышком – около 1-й фигуры – 2-ую, около 2-ой – 3-ю, около 3-ей – 4-ую.
В первый раз дайте только одну серию. Сначала показывайте фигуры по одной, как в игре «Внимание», а дальше скажите: «А четвёртую нарисуйте сами! Кто догадается, какая она?»
Показать 4-ую фигуру необходимо только при проверке, причём для этого положите сразу все 4 фигуры в ряд (или в «колонку»), чтобы была видна закономерность.
Спросите у детей, какую закономерность они обнаружили,а затем уже приступайте к проверке.
* Тем, кто справляется успешно, можно давать и 2, и 3 серии заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров
Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....
Развивающие игры Бориса Павловича Никитина
«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но … не опаздывайте и, помогая … думайте сами» Б.П.Никити...
Использование педагогической технологии развивающих игр Б.П. Никитина
Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разн...
Использование педагогической технологии «Развивающие ритуалы» в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации
Коллективом МБДОУ д/с № 53 города Белгорода в рамках участия в региональном проекте «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образо...
Семинар-практикум педагогов по теме «Развивающие игры Бориса Павловича Никитина»
Игры Никитина помогают раскрыть творческий потенциал ребенка. По мнению самого автора, «там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор ...
«Особенности и правила развивающих игр Бориса Павловича Никитина»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеД/С «Калинка» группа №12 г. Волгодонск Семинар-практикум для родителей и педагогов по теме«Особенности и прави...