Использование педагогической технологии развивающих игр Б.П. Никитина
учебно-методический материал по теме

Жиляева Светлана Петровна

  Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование педагогической технологии

развивающих игр Бориса Павловича  Никитина

в организации непосредственно образовательной деятельности

в разновозрастном детском сообществе «Мотылёк»

(Центр развития ребёнка – детский сад № 5 «Колокольчик»

города Белёва Тульской области)

«Понимание атома  - это детская игра по сравнению с пониманием детской игры» -

высказывание физиолога Х. Хогленда,

в  котором выражено и огромное     уважение   к   проблеме    детской игры,  

и  ясное представление   о   чрезвычайной   сложности  этой  проблемы.

       Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

       Требуются игры нового типа -  игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта: чтобы игра увлекала  малыша, дала ему здоровую «пищу» для ума, и при этом достаточно сложную, чтобы эта сложность возрастала вместе с ростом ребёнка, опережая его развитие, вела бы его за собой.

       У ребёнка много игрушек, а он не играет ими. Главная причина в том. что игрушки себя «исчерпали». Элемент новизны исчез.

        Многие игры не опережают развитие ребёнка, а лишь удовлетворяют его сиюминутные потребности.

       Главная особенность развивающих игр -  удалось объединить один из основных принципов обучения ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ с очень важным принципом творческой деятельности САМОСТОЯТЕЛЬНО ПО СПОСОБНОСТЯМ, когда ребёнок может подняться ДО ПОТОЛКА СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

       В развивающих играх разрешается несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

       - во-первых, развивающие игры  могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

       - во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

       - в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно;

       -   в-четвёртых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

       -  в-пятых, играя в эти игры вместе с детьми, взрослые должны приобрести умение – сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам;

       которые соответствуют пяти основным условиям развития способностей.

       При этом игры развивают разные интеллектуальные качества:

       - внимание, память, особенно зрительную;

       -умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал;

       - способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов;

       - умение находить ошибки и недостатки;

       - пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

       В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, ТВОРЧЕСКИМ СКЛАДОМ МЫШЛЕНИЯ.  

    Б. П. Никитин предложил пять условий успешного развития ребенка:

  • первое условие успешного развития – раннее начало;

  • второе важное условие, насколько это возможно, - заранее окружить ребенка         такой средой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность;

  • третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Способности развиваются тем успешнее, чем в своей деятельности человек добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше;

  • четвертое условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий, в выборе способов работы и т.д.;

           - обязательное выполнение пятого условия: ненавязчивой, умной, доброжелательной помощи взрослых. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку

1.Сложи   узор

Развиваются важные мыслительные операции:

 способность к анализу и синтезу, которые необходимы  будут почти во всякой  интеллектуальной деятельности;

способность к комбинированию, которая необходима для конструкторской деятельности.

       С какой игры начинать – зависит от возраста и уровня развития ребёнка.

Самые простые узоры - из 4-х кубиков с одноцветными гранями, постепенно усложняют, переходя к 2-х цветным граням.

Переход к 2-х цветным граням – резкий скачок в уровне сложности. ЕГО МОЖНО СГЛАЖИВАТЬ, включая задания из других серий, но с одноцветными гранями:  СУб -  1,2,3,4; СУв – 1.

Как играть:

Способ игры зависит от возраста и уровня развития ребёнка.

Детям младшего возраста нравится копировать, делать так же, как

старшие.

Первое и важное, что надо помнить, прежде чем начать игру, как вы достали кубики из коробки. Это обязательно отложится в голове у ребёнка.

Можно 3-4-х летнему ребёнку уже в коробке выложить узор, какой ему предстоит складывать.

 Можно предложить ребёнку выложить узор на образце или ребёнок выложил дорожку – с целью проверки предложить наложить образец на узор.

Когда ребёнок привыкнет к этим играм, поймёт, что и как необходимо делать, а взрослые за это время научатся «чувствовать малыша», тогда встанет задача научиться наблюдать за самостоятельным его движением и продвижением.

Главное умение «чувствовать малыша» - важное умение для руководства развитием в любой области.

  • Играем.

Например, в первый день – сложить 4 дорожки и 4 квадрата;

на 2-ой день - несколько простых (из тех, которые складывал раньше) узоров и затем уже  новые.

И так каждый раз: «для разгона» надо сложить несколько прежних, уже покорившихся узоров и только потом давать новые.

При переходе к 2-х цветным узорам, вначале сложить узоры :  СУб -  1,2,3,4; СУв – 1, а затем уже другие.

Можно также давать задания для самостоятельного составления узоров;

использовать в играх соревнования с другими детьми;

усложнять задания для старших детей – сложить узор по образцу, но использовать грани другого цвета.

2.Точечки

Развитие математического мышления; обучение счёту; усвоение нумерации.

Задания к игре:

Разложить квадраты по цвету:

- перевернуть все квадраты лицевой стороной вверх, чтобы были видны точки,

- собрать все квадраты лицевой стороной, чтобы вышло 4 стопки,

- разложить в 4 ряда, чтобы каждый ряд был одного цвета.

Разложить квадраты чуть-чуть по порядку.

Разложить красные (зелёные) квадраты по порядку (вначале до 3-х, 4, 5 и т.д. точек),

Разложить все квадраты по порядку. Задания: кто быстрее найдет квадрат с 5,3, 7,2 и т.д. точками.

Разложить квадраты с цифрами по порядку.

Разложить квадраты с точками и с цифрами соответственно их числовому обозначению.

3.Сложи квадрат

Развитие цветоощущения и сообразительности;

составление из частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.

1. Сначала дать  образец СК-1, и СК-2, если различает цвета  можно дать сразу 4 квадрата.

2. Увеличивать число квадратов, прибавляя по 1-2 новых.

3. Смешивать кусочки от квадратов, чтобы у ребёнка была возможность рассортировать их сначала по цвету, а затем сложить квадраты как обычно. последовательно разбирая каждую кучку..

4. Смешивать кусочки от 5-10 квадратов и даже более (до 15 квадратов, в зависимости от возможностей ребёнка, затем разложить квадраты в кучки не только по цвету, но и в порядке номеров (когда дети уже считают и знают цифры), а затем сложить квадраты как обычно, последовательно разбирая каждую кучку.

5. Самый сложный вариант – разобрать по цвету и уложить в порядке номеров все 23 квадрата, кусочки которых предварительно  перемешаны.

6. Для усвоения нумерации чисел от 1 до 24, перевернув все части квадратов тыльной стороной вверх, раскладывать их не по цвету, а по номерам на каждой части квадрата.

7.  Задание на время: кто быстрее соберёт.

4.Внимание (В).

Внимание – угадайка (ВУ)

Развитие у ребёнка способности видеть и запоминать увиденное (В). /Развитие у ребёнка внимания и зрительной памяти/

Развитие сообразительности, умения сравнивать, анализировать и открывать скрытые зависимости, последовательности, связи, логику изменения фигур (ВУ).

Фигуры-задания разделены на серии по 6 фигур, сложность возрастает от первых номеров к последующим и от первых серий к последним.

В игре  «В» на несколько секунд показывают какую-нибудь фигуру, четкий контур или условный знак, а затем его убирают, ребёнок должен как можно точнее его нарисовать.

Методика проведения. Взрослый говорит ребёнку: «Когда я скажу слово «Внимание», я покажу одну картинку, но … через 3 секунды спрячу. Вам нужно запомнить её и нарисовать. Приготовились…»  Приблизительно 20-30 секунд даётся на выполнение задания.

6 заданий вполне достаточно для одной игры, для старших детей 8-10 заданий.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

* Показывать фигуры – задания следует один раз, а вот время можно изменять (время показа), увеличить до 5 – 8 секунд. Надо следить только затем, чтобы не начиналось обычное срисовывание, когда можно посмотреть на образец и 2, и 3 раза, дорисовывая его по частям.

4.1.Внимание – угадайка (ВУ)

Развитие сообразительности, умения сравнивать, анализировать и открывать скрытые зависимости, последовательности, связи, логику изменения фигур (ВУ).

      Дополнение к заданиям: при рисовании фигур проследить, как они изменяются при переходе от одной к другой.

       Обязательно рисовать их в один ряд и последовательно друг за другом.

 

Методика проведения. Перед началом игры детям необходимо дать установку:

а) все фигуры должны быть одной величины, например, в 2, 3, или 4 клетки (если в тетради или на листочках в клетку);

б) все фигуры  в ряд – на одной горизонтальной линии или в колонку – по вертикали. Можно изменять порядок от игры к игре, чтобы дети умели пользоваться и тем, и другим способом;

в) рисовать последовательно. т.е. ставить рядышком – около 1-й фигуры – 2-ую, около 2-ой – 3-ю, около 3-ей – 4-ую.

В первый раз дайте только одну серию. Сначала показывайте фигуры  по одной, как в игре «Внимание»,  а дальше скажите: «А  четвёртую нарисуйте сами!  Кто догадается, какая она?»

     Показать  4-ую фигуру необходимо только при проверке, причём для этого положите сразу все 4 фигуры в ряд (или в «колонку»), чтобы была видна закономерность.

Спросите у детей, какую закономерность они обнаружили,а затем уже приступайте к проверке.

* Тем, кто справляется успешно, можно давать и 2, и 3 серии заданий.

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование педагогической технологии развивающих игр Бориса Павловича Никитина в непосредственно образовательной деятельности детей

«Понимание атома  - это детская игра по сравнению с пониманием детской игры» - высказывание физиолога Х. Хогленда, в  котором выражено и огромное     уважение...

Использование педагогической технологии «Развивающие ритуалы» в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации

Коллективом МБДОУ д/с № 53 города Белгорода в рамках участия в региональном проекте «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образо...

Педагогическая технология "Развивающие игры Никитина".

Частью системы Никитиных являются развивающие игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мы...

«Педагогическая технология развивающих игр Никитина»

Среди многообразия педагогических разработок, развивающих методик, детских пособий, обучающих игр, особое внимание заслуживает методика Никитиных для детей. Она проста, доступна и используется педагог...

Обобщение опыта работы по применению педагогической технологии развивающих игр Никитина

Современное общество, предъявляет требование к человеку, умение быть гибким, инициативным, креативным. Именно развитие логического мышления, формированию которого способствуют игры Б.П. Никитина, позв...

Педагогический практикум «Познавательное развитие ребенка – формирование потребности и способности активно мыслить. Выступление на тему «Педагогическая технология развивающих игр Никитина»

quot; Игры Никитина"развивают у дошкольников -   наглядно-действенное мышление;мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза; цветовое восприятие;способности комбинирования...