«Педагогическая технология развивающих игр Никитина»
статья (старшая группа)

Кравченко Наталья Вячеславовна

Среди многообразия педагогических разработок, развивающих методик, детских пособий, обучающих игр, особое внимание заслуживает методика Никитиных для детей. Она проста, доступна и используется педагогами не только России, но и многих стран мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_kubiki_nikitina_fevral22.docx50.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

 

Конспект выступления на педсовете

воспитателя

Кравченко Натальи Вячеславовны

на тему: «Педагогическая технология

развивающих игр Никитина».

                                                                                 Подготовила:

        Кравченко Н.В.

                                                                                 

                                                                                                   

г. Гагарин

2022

https://razymnik.ru/images/uploads/bp-2-small.jpg

Среди многообразия педагогических разработок, развивающих методик, детских пособий, обучающих игр, особое внимание заслуживает методика Никитиных для детей. Она проста, доступна и используется педагогами не только России, но и многих стран мира. Борис Павлович Никитин (1916 – 1999 гг.) называл свои педагогические разработки «играми для ума», так как в игровой развивающей деятельности ставил на первое место самостоятельный поиск творческих решений и стимулирование новых достижений в развивающей среде, а не применение ребенком алгоритма известного решения интеллектуальных задач. По его мнению, дети должны учиться находить выход из игровой ситуации без инструкций педагога: в этом будет заключаться развитие интеллектуальных способностей. И это утверждение, воплощенное в развивающих играх Никитина для дошкольников, соответствует задачам современной педагогической науки.

Особенности развивающих игр для детей по методике Никитиных

Современное общество предъявляет требования к человеку: умение быть гибким, инициативным, креативным. Именно развитие логического мышления, формированию которого способствуют игры Б.П. Никитина, позволяет приобрести данные качества. Оно способно выделять главные, сущностные черты, путём рассуждений дать возможность выявить черты объективной деятельности. Логическое мышление, как форма абстрактного мышления, позволяет организовать мыслительные процедуры таким образом, чтобы, отталкиваясь от истинных данных чувственного познания, получить истинные заключения. 

Технология основана на построении, моделировании творческого процесса, создании микроклимата, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта ребенка. Данный процесс осуществляется в ходе развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратиков из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом ребенка. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, чертежа, плоской модели, инструкции и т.д. Таким образом, ребенок знакомится с разными способами передачи информации.

Задачи располагаются в порядке возрастания сложности. Задачи имеют широкий диапазон трудностей. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

Большинство игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, позволяют детям и взрослым составлять новые варианты заданий, новые варианты игр, т.е. заниматься творческой деятельностью. В этих играх удалось объединить один из основных принципов обучения- от простого к сложному- с принципом творческой деятельности, самостоятельно по способностям, где ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. 

Для развития конструктивной деятельности и интеллектуально - творческих способностей детей можно использовать развивающие игры серии «Кубики Никитина». В серию входят игры: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Кирпичики», «Кубики для всех», «Логические кубики» и др. Работу с кубиками рекомендуется начинать с наборов «Сложи узор» и «Сложи квадрат», а затем постепенно добавляются новые наборы. В своей работе я использую игры: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Предметы» и «Цифры».

Частью системы Никитиных являются развивающие игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Главное отличие игр - это многофункциональность и безграничный простор для творчества. Игры учат детей, переходя от простых к более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, обязательно добиваться цели. При таком обучении дети не только овладевают знаниями, навыками и умениями, но учатся прежде всего способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается мышление, воображение, внимание, память, воля.

В центре внимания педагога в рамках развивающего обучения оказывается не объяснение нового материала, а поиск приемов эффективной организации учебно-познавательной деятельности детей по его добыванию. Для педагога большую ценность представляет не сам результат, а отношение ребенка к материалу, желание не только изучать его, узнать новое, но реализовать себя в познавательной деятельности, достичь желаемого. 

Особенности развивающих игр Б.П. Никитина

1. каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.;

2. задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации;

3. задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному;

4. задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2—3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости);

5. постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке;

6. нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу, он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше;

 7. решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей; это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

Игры с кубиками Никитина разовьют у детей:

  1. логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности;
  2. способности к пространственной ориентировке;
  3. пространственное мышление;
  4. воображение;
  5. навыки конструирования;
  6. понимание аксонометрической проекции (плоского изображения трехмерных объектов) научат строить с использованием схем, чертежей, планов, проекций.

Правила при работе с развивающими играми Б.П. Никитина, которых должен придерживаться педагог

  1. Игра должна приносить радость и ребёнку, и взрослому.
  2. Ребенка необходимо заинтересовать игрой, но не заставлять его играть, не доводить занятия играми до пресыщения. Не обижать ребёнка в игре.
  3. Развивающие игры- творческие. Все занятия дети должны делать самостоятельно. Надо набраться терпения и не подсказывать ни словом, ни вздохом, ни взглядом, ни жестом! Дать возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже.
  4. Прежде чем дать задание детям, обязательно попробуйте выполнить его сами.
  5. Обязательно начинать с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале – обязательное условие.
  6. Если ребенок не справляется с заданием, значит вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий.
  7. Каждому ребенку надо дать по комплекту игры.
  8. Когда у ребенка остывает интерес к игре, ее надо «забыть» на месяц-два, а потом «случайно» показать, чтобы ребенок вспомнил о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом.
  9. Берегите игры, не ставьте их по доступности с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и ребенок просит поиграть с ней.

10. Хорошо оживить игру сказкой, давать «имена» узорам, моделям, рисункам, придумывать, фантазировать, пока ребенка не увлечет сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.

11. Больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.

12. Создавать в игре непринужденную обстановку.

Метод «Ледокола»

Начинать игру лучше всего с заданий, достаточно легких для ребенка, чтобы он чувствовал удовлетворение от успешной работы. Но вот он добрался до трудного задания и, несмотря на все усилия, сегодня его не одолел. Как же быть завтра? Начинать с этого трудного? Нет, лучше попробовать взять препятствие «с разгона», т. е. начать игру с более легких или с уже преодоленных заданий и только в конце подойти к трудному, пока неодолимому. Так ледокол пробивает себе дорогу во льдах, если лед очень толстый и крепкий. Метод «ледокола» нужно использовать в развивающих играх, так как он вселяет в ребенка веру в собственные силы и учит самостоятельности. Ну а если и метод «ледокола» не помогает, если в лед вмерз целый айсберг? Как быть? Нужно «обойти» этот айсберг. Просто пропустить неподатливое задание и взять какое-нибудь из следующих, стоящих после, но не всегда обязательно более трудных.

Этапы освоения игры с детьми и роль взрослого на каждом из них

Комплект «Сложи узор» состоит из 16 кубиков одинакового размера, уложенных в коробку. Грани кубиков окрашены по-разному в 4 цвета, что позволяет составлять из них множество вариантов цветных узоров. К игре прилагаются два блокнота с образцами - заданиями: из 4-х кубиков (серия А), из 9-ти кубиков (серия В) и из 16-ти кубиков (серии С, D). Задания даны с постепенным усложнением. Начинать игру можно индивидуально с детьми 3-хлетнего возраста, на основе подражания.

На начальном этапе детям предлагают узоры в натуральную величину одного - двух цветов, чтобы малыш мог для проверки закрыть узор кубиками. При этом предлагают подумать, на что похож узор, вместе придумывают ему название: дорожка, пила, фонарик, паровозик, елка, цветок и т. д. В своей работе я использую альбом с заданиями для малышей, в котором все задания представлены в игровой форме.

 На втором этапе дети складывают более сложные узоры. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. Задания выполняют в парах, микрогруппах. Сколько узоров предлагается ребенку за одну игру - зависит от его настроения и возможностей. Игра строится на волне интереса на протяжении нескольких дней. Начинается с нескольких предыдущих узоров, чтобы ребенок побывал в ситуации успеха. Затем предлагаются новые узоры, ребенку дается возможность достичь своего потолка возможностей. Через некоторое время про игру «забывают», чтобы не было пресыщения.

Следующий этап - творческий. Дети придумывают свои узоры, складывают и срисовывают их в индивидуальный альбом на листочках в крупную клетку. Используют разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимую для конструкторской работы.

        Комплект «Сложи квадрат» состоит из нескольких квадратов, разрезанных на части различной формы. Получая части квадрата и задание «Сложи квадрат», ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и по степени сложности. Сначала дети начинают осознавать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Они понимают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. Таким образом происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений. Постепенное усложнение заданий позволяет воспитаннику продвигаться самостоятельно, а методы «ледокола» надо применять каждый раз со знакомых и более простых заданий, как в других играх. Это делает излишним подсказку и объяснение. Главное требование к проведению игры - исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо с заведомо легких и посильных задач.

На начальном этапе дети учатся складывать каждый квадрат в отдельности. Можно предложить ребенку нарисованный квадрат в натуральную величину, на котором показано как следует уложить части.

На втором этапе детям предлагают выкладывать несколько квадратов с предварительной классификацией деталей.

Следующий этап - творческий. Дошкольники по - своему делят квадраты на части, делают зарисовки моделей. Эта игра имеет три уровня, они различаются по сложности. 1 уровень самый простой, а 3 самый сложный.

Развивающие игры Никитиных можно использовать в различных видах деятельности:

  • игровая;
  • исследовательски-познавательная;
  • изобразительная;
  • конструирование;
  • двигательная.

Методы и приемы технологии развивающих игр Никитиных:

  • Игровые методы: 

- вхождение в воображаемую ситуацию, образное оживление игровой ситуации, 

-  принятие роли и выполнение действии в соответствии с принятой ролью, 

- выполнение практических действий по получению необходимой информации. 

  • Диалогические методы:  

- беседа, 

- «вопросы – ответы», 

- формулировка выводов. 

  • Методы обучения:  

- показ способа действия, 

-проблемная ситуация, 

-упражнение. 

Эти уникальные игры существенно облегчают подготовку к школе, помогают укрепить в ребятах творческое начало, дают мощный импульс к активному познанию себя и окружающего мира. Развивающие игры Никитиных фактически не имеют возрастных ограничений. Начинать заниматься можно с 1–2 лет, а многие задания оценят и взрослые любители головоломок. Игры успешно применяются в работе с детьми с особенностями развития. Их также используют для реабилитации больных и продления интеллектуальной активности в старческом возрасте.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование педагогической технологии развивающих игр Бориса Павловича Никитина в непосредственно образовательной деятельности детей

«Понимание атома  - это детская игра по сравнению с пониманием детской игры» - высказывание физиолога Х. Хогленда, в  котором выражено и огромное     уважение...

Использование педагогической технологии развивающих игр Б.П. Никитина

Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разн...

Педагогический практикум Развитие логико-математического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих игр Б.П.Никитина

Использование в работе с детьми по развитию логического мышления развивающей игры Б.П.Никитина "Уникуб"...

Педагогическая технология "Развивающие игры Никитина".

Частью системы Никитиных являются развивающие игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мы...

«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина»

laquo;Игровые педагогические технологииинтенсивного развития интеллектуальных способностейдошкольников: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша,кубики и квадраты Никитина»...

Мастер-класс «Педагогическая технология игр Никитина»

МКДОУ Бобровский детский сад №4 ОВ                          Мастер-класс...

Педагогический практикум «Познавательное развитие ребенка – формирование потребности и способности активно мыслить. Выступление на тему «Педагогическая технология развивающих игр Никитина»

quot; Игры Никитина"развивают у дошкольников -   наглядно-действенное мышление;мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза; цветовое восприятие;способности комбинирования...