Консультация "Психологическая готовность детей к школе"
консультация (подготовительная группа)
Консультация "Психологическая готовность детей к школе"
Поступление в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка,
независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация "Психологическая готовность детей к школе" | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал детский сад «Сказочный городок»
МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» имени Героя Советского Союза В.И. Харитошкина
«Психологическая готовность ребенка к школе»
Подготовила методист
Иванова Н.Г.
с.Усть-Кокса, 2023 год
- Что такое психологическая готовность ребенка? (Титульный 1 слайд)
Поступление в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка, неза-висимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.
( 2 слайд) Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. Учительница будет красивая и добрая, одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки.
Оправдание детских и родительских ожиданий зависят от того, на сколько ребенок психологически подготовлен к школе.
(3 слайд) Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника.
Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психологического развития:
1) Интеллектуальная готовность (Определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения).
2) Мотивационная готовность ( наличие учебной мотивации)
3) Эмоционально-волевая готовность.
4) Личностно - социальная готовность (коммуникативная готовность)
Остановимся подробнее на каждом из этих показателей.
(4 слайд) Интеллектуальная готовность
Часто родители думают, что интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается только в умении считать, писать, читать, но это конечно же далеко не так, это лишь навыки, которым мы можем научить нашего ребенка.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.
У ребенка в первую очередь должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, умение думать, анализировать, делать выводы.
В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем мире. Важен все-таки не объем знаний дошкольника, а качество его знаний.
Важно учить не читать, а развивать речь.
Важно не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.
(5 слайд) Следующий компонент — это мотивационная готовность ребенка к школе.
Мотивационная готовность — это наличие у детей желания учиться.
У ребёнка, поступающего в школу, должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, и желание научиться чему-то новому.
Ведь даже при наличии у ребёнка необходимого запаса знаний, навыков, умений, достаточного интеллектуального развития, ему будет трудно учиться, если у него не будет сформирована именно внутренняя позиция школьника,
Что нужно делать родителям чтоб сформировать мотивационную готовность к школе!
Родителям важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять.
Можно рассказывать о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи. Обязательно читать вместе с ребенком книги о школе. Рассказывать о школьных порядках. Можно сходить с ребенком на экскурсию по будущей школе, и показать ему где он будет учиться.
Т. е. положительно правильно с мотивировать ребенка на учебную деятельность.
(6 слайд) Тест «Мотивационная готовность» Анализ беседы с детьми..
(7 слайд) Эмоционально- волевая готовность ребенка к школе
Волевая готовность – это достаточно высокий уровень произвольно управляемого поведения, произвольной регуляции психических процессов, действий; овладение такой структурой деятельности и поведения, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.
Эмоционально-волевая готовность,включает в себя:
-умение сосредотачиваться,
-управлять своими эмоциями,
-способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо,
-контролировать свои действия.
В психологии это называется «произвольным поведением» т. е. ребенок должен уметь контролировать свое поведение и эмоции.
Если эмоционально волевая готовность ребенка не сформирована, то ребенок
- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий, не умеет работать по правилу, не умеет работать по образцу, нарушает дисциплину.
Формированию этих эмоционально волевых качеств поможет игра!
Здесь очень хорошо играть с детьми в настольные игры, или в активные игры по правилам!
Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д. Это все благоприятно сказывается в итоге эмоционально волевых качествах.
По-тихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Ему конечно нужно помочь!
(8 слайд) Личностно - социальная готовность (Коммуникативная готовность)
Здесь конечно ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации.
-Ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых.
- Ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания педагога.
- Ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо.
Конечно у ребенка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми.
Ему необходимо дать возможность самому учиться устанавливать контакты с окружающими его людьми, например, на детской площадке, в магазине. Показывать на личном примере, объяснять, как нужно себя вести в определенных местах.
Сейчас мы с вами посмотрим портрет психологически не готового к школе ребенка.
(9 слайд) Психологически не готовый к школе ребенок
• Бесконтрольное поведение (преобладание «хочу» над «можно»).
• Чрезмерная игривость, непоседливость, крикливость.
• Трудности общения с незнакомыми взрослыми (нежелание контактировать или наоборот, непонимание своего статуса).
• Неспособность следовать инструкции (ребенок быстро отвлекается, не понимает, с чего начать и что делать дальше).
• Низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделять сходство, различие.
• Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, проявляет мало инициативы.
• Не может включиться в общий режим работы класса.
Конечно такому малышу будет намного сложнее адаптироваться к школе, и привыкнуть к новым для него условиям. Тут родителям нужно хорошо подумать или отдавать ребенка в первый класс или все-таки получше подготовить в течении еще одного года к школьному периоду.
(10 слайд) Психологически готовый к школе ребенок
• Готов к общению и взаимодействию как со взрослыми, так и со сверстниками
• Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний,
• понимает основные закономерности
• Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами)
• Умеет контролировать эмоции и поведения
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе,
а образуется постепенно:
Через игру.
Через труд.
Через общение со взрослыми и сверстниками.
Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми.
Играть в развивающие игры.
Слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.
Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, тем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет адаптироваться.
(11 слайд) заключение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.
Психологическая готовность это: необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...
Родительское собрание "Готовность детей к школе. Критерии готовности"
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Основные критерии и параметры готовности ребёнка к обучению зависят от понимания самой её сущности. Существует два подхода, внутри которых представлены разнообразн...
Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Готовность детей к школе».
-Уважаемые родители, вы сегодня все станете членами экспертной комиссии. На днях ваши дети участвовали на дошкольной олимпиаде. Хочу сказать, что это мероприятие очень понравилось вашим детям. Они был...
Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"
Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной....
буклет для родителей На пороге школы: О психологической готовности детей к школе.
Психологическая готовность это: необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...
Семинар для педагогов "Профилактика трудностей обучения в школе. Коммуникативная готовность ребенка к школе" выступление с темой "Коммуникативная готовность детей к школе".
Коммуникативная готовность к школе...
Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"
Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...