Родительское собрание "Роль семьи в экологическом воспитании дошкольника"
методическая разработка (средняя группа)

Дьячкова Наталья Владимировна

Цель: Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах экологического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_no3.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание №3

средняя группа№4

Тема: «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»

Цель: Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах экологического воспитания.

План проведения:

  1. Вступительная часть
  2. Консультация «Экологическое воспитание
  3. Знакомство с ЭОМ «Первые шаги в экологию»
  4. «Игромастер» (Фотоотчет)
  5. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в весенний период
  6. Пожарная безопасность весной (памятка)
  7. Разное.

Ход собрания:

  1. Вступительное слово:

Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы собрались, чтобы вместе обсудить вопросы воспитания наших детей, в частности "Экологическое воспитание детей в семье".

Мы рады Вам, рады, что Вы откликнулись на наше предложение пообщаться, ведь только совместными усилиями можно добиться желаемых результатов.

В нашем детском саду уделяется большое внимание экологическому воспитанию. Проводятся занятия, дидактические игры, наблюдения, проекты, марафоны. Но детский сад детей воспитывает, а в семье с родителями дети живут, выполняют «общую работу». Отец и мать - самые близкие и самые убедительные "образцы", по которым растущий человек проверяет и строит своѐ поведение. Поэтому, именно пример родителей помогает ребенку усвоить и принять способы и манеры поведения, правила.

  1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Для того, чтобы осуществлять экологическое воспитание, необходимо понимать, что же такое экология?

Слово «экология» прочно вошло в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений.

Экология- наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой.

Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны:

Например, с этой целью дома содержат диких животных или без должного ухода домашних животных, которые болеют или даже умирают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений.

Часто во время летних прогулок родители предлагают собирать цветы, ловить бабочек, стрекоз или других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. Они отрывают насекомым крылья, лапки или же вовсе растаптывают свою жертву ногой.

Таким образом, такие воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причем довольно жестоко.

Учитывая это, необходимо еще раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания - формирование у ребенка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от нее. Стремитесь искоренять в детях потребительское отношение к природе. Природа – не какое-то символическое богатство. Это труд многих поколений, которые передают его по наследству. Природа богатство материальное, и без него, если оно по какой-либо причине оскудеет, мы станем беднее в буквальном смысле.

Сегодня наш общий дом в опасности: появилось много новых зон экологического бедствия. В земле, воде, воздухе появились токсичные вещества, гибнут леса, от рук человека пропадают ручьи, озера, реки. В результате этого исчезают многие виды животных. Мы, взрослые, не можем чувствовать себя непричастными к современным проблемам нашего общества. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, но нельзя не признать: это не так воспитали.

Так что же означает экологическое воспитание?

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.

Воспитательные задачи осложняются иногда тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и природой. Вероятно, в таких случаях необходимо говорить: хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать мусор на ходу, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных.

Сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребѐнка на природу, пока не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.

Какими способами Вы, родители, можете повысить познавательный интерес у ребенка к природе?

-Совместные прогулки.

-Обращать внимание на красоту родного края

-Экскурсии в парк.

Да, это прогулки и разнообразные наблюдения. А в дальнейшем разнообразные походы в лес, на луг, в поле, к реке. Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, за птицами и животными.

При этом надо воспитывать отрицательное отношение к негативным поступкам в природе и учить соблюдать правила поведения в природе.

А какие правила поведения в природе знаете Вы, уважаемые родители?

-Не разорять гнѐзда.

-Не рвать охапками цветы

.-Не разорять муравейники.

-Не разжигать в лесу костѐр

.-Убирать мусор за собой после пикника.

Правильно.  Вот всему этому мы должны научить наших детей. Мы должны научить детей видеть красоту живого, оценивать еѐ и стремиться в меру своих возможностей к еѐ защите, помогая ей, например, зимой -подкармливать птиц, стряхивать снег с веток деревьев, весной - развешивать скворечники.

Ребѐнок по своей натуре любознателен - исследователь по своей природе. Те вопросы, которые задают нам дети, всего лишь малая часть их нерешѐнных проблем.

Давайте, вспомним, что можно найти в кармане ребѐнка, чего там только нет: камешки, птичье пѐрышко, деревянная палочка.

-Один мусор!

-Это вам, кажется, что мусор.

Камешек - бывает круглый, неровный, он твѐрдый, тяжѐлый, лѐгкий, тонет - не тонет, его можно бросать на дальность. Птичье пѐрышко: им можно порисовать, например, траву, подуть на него, сравнить с камешком, что тяжелее, что легче. Палочка - можно проверить тонет она, или нет порисовать ею на снегу или на земле. Вот и выходит, что все эти собранные ребятами «драгоценности» - своего рода "почему", "зачем", "как". А чтобы не угасли глаза маленьких исследователей, нужно помочь им открыть как можно больше тайн живой и неживой природы.

Ваши дети задают вам вопросы?

-Мой вообще рот не закрывает

-Мой ребѐнок тоже задаѐт.

Хорошо или плохо, если дети задают вопросы?

-Детские вопросы говорят о высоком уровне развития ребенка.

-Если дети их задают, значит, мы сумели их заинтересовать.

-Вопросы не только помогают детям увидеть и познать мир, но и обогащают ум неожиданными открытиями.

Нужно ли сразу на них отвечать?

-Иногда полезно "схитрить", сказав, что Вы не знаете ответа.

-Можно, даже ответить неправильно, если уверены, что ребенок знает ответ, так как его правильный ответ доставит ему удовольствие.

-Можно предложить ребенку понаблюдать за явлением и найти ответ.

Каким образом можно помочь детям?

-Это можно решить с помощью таких игровых приемов, как загадывание загадок и отгадывание по описанию.

Например, У нас под крышей белой гвоздь висит, солнце взойдет, гвоздь упадет (сосулька)

-Сочинять свои загадки, песенки, стихи. Подбирая сравнения и эпитеты к природным явлениям. Она под осень умирает, и вновь весною оживает, коровам без нее беда, она их главная еда (трава) Еще как?

-Читать дополнительно познавательную литературу и используя поэтическое слово.

-Вместе смотреть телепередачи о природе.

Предлагаю и Вам поиграть в викторину и ответить на ряд вопросов.

Игромастер:

Викторина «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

- У каких деревьев осенью листья красные? (У рябины, клена.)

- Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

- Кто кукует – кукушка-самка или кукушка-самец? (Самец.)

- Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Потому что она выделяет едкую жидкость. Попробовав раз, птица запоминает яркого жучка.)

- У какого животного лучше всех развит слух? (Лучше всех развит слух у крокодилов. Они улавливают рев своих сородичей на расстоянии до полутора километров, почти такой же слух у львов.)

- Кто из живых существ – долгожитель? (Вороны и черепахи, они живут по нескольку сотен лет.)

- У какого млекопитающего самое маленькое (большое) сердце? (Самое маленькое сердце у льва, а самое большое – у жирафа.)

- «Крокодиловы слезы» - мы часто слышим и употребляем это выражение. Крокодилы действительно плачут. Почему? (Со слезами крокодилы избавляются от излишков соли в организме.)

- Где зимуют раки? (В илистых берегах рек.)

- Сок, какого дерева сладкий? (Березы, клена.)

- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

- Почему крапива жжется? (Потому что в волосках крапивы содержится муравьиная кислота.)

Игра "Я знаю".

-Встаѐм в круг.

Я бросаю мяч называю зверей(птицы, рыбы) .Родитель поймавший мяч, говорит: "Я знаю 5 названий зверей: лев, ѐж.

Игра «Времена года»

Майндкарты.

Играя дома в настольные игры природоведческого содержания, предоставляя возможность ребенку рисовать и лепить, выполнять аппликацию, мастерить вместе с ним поделки из природного материала, вы прививаете ребенку экологическую культуру.

Благодарим вас за работу. Нам с вами необходимо вынести решение нашего собрания, я предлагаю такой проект решения:

1. Организовывать в семье постоянные прогулки на природу с целью воспитания любви к ней.

2. Использовать летний период для выезда в лес, на речку для ознакомления детей с природой родного края.

3. Поддерживать интерес детей к природе, поощрять их любознательность.

4. Предоставлять детям возможность в рисовании, лепке, аппликации отражать свои впечатления, полученные от общения с природой, завести специальный альбом для детских работ.


Запомните правила!

• Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из растений, выращенных человеком.

• Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

• В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

• Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.

• Нельзя подходить близко к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы – родители могут покинуть гнездо.

• Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.

• Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

• Не забывай, о том, что растения дают убежище животным. Оберегая травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в зарослях.

В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ. ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!


АНКЕТА « Я, мой ребенок и природа».

Дошкольное образовательное учреждение в рамках экологических исследовательски-познавательных проектов проводит анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания детей в семье и детском саду.

1.Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?

Да    Нет    Не знаю

2.Как Вы понимаете, что такое Экология, что она изучает, чем занимается?

__________________________________________________________________

3.Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья детей от состояния окружающей среды?

Да       Нет     Не знаю

4.Есть ли у вас комнатные растения, животные? Если нет, почему?

Да     Нет  _________________________________________________________

__________________________________________________________________

5.Читаете ли вы ребенку книги о природе? Если нет, почему?

Да      Нет _________________________________________________________

6.Рассказываете ли вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, птиц, животных и др.? Если нет, почему?

Да        Нет ________________________________________________________

7.Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к природе?

Да        Нет

8.Как вы оцениваете уровень экологических знаний вашего ребенка?

Высший                Средний                  Низкий

9.Какую информацию вы хотели бы получить от ДОУ по экологическому воспитанию?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Как вы оцениваете работу ДОУ по экологическому воспитанию?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы на тему :"Взаимодействие с семьей в экологическом воспитании дошкольников."

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, прио...

Взаимодействие ДОУ и семьи в экологическом воспитании дошкольников.

На современном этапе уровень экологической культуры взрослого населения не высок, также как и уровень педагогических знаний. Именно поэтому работа по оказанию помощи семье в экологическом воспитании д...

Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников.

Консультация предназначена для воспитателей ДОО. Материал поможет в поисках новых путей сотрудничества с родителями по вопросам экологии....

Педагогический проект «Взаимодействие ДОО и семьи по экологическому воспитанию дошкольников»

Сотрудничество с семьями djcgbnfyybrjd по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят ...

Консультация для родителей "Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников"

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Мы убеждены,  что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста.  Именно с этих л...

Родительское собран на тему «Экологическое воспитание дошкольников»

В материале представлена методическая разработка практико-ориентированного мероприятия,  направленная  на формирование у родителей воспитанников ДОУ представления об организации работы по эк...

Родительское собрание «Эффективные методы экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Наша планета Земля – маленькая крошка в Солнечной системе и песчинка в Мировом космическом пространстве. Но она уникальна в своей звездной системе, уникальна и неповторима своим живым миром &nda...