Родительское собрание «Эффективные методы экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО»
материал

Галина Михайловна Ржеутская

Наша планета Земля – маленькая крошка в Солнечной системе и песчинка в Мировом космическом пространстве. Но она уникальна в своей звездной системе, уникальна и неповторима своим живым миром – миром бактерий, вирусов, грибов, растений и животных. Этот живой мир развивался миллионы лет и создал сложнейший, единственный в своем роде, сознательный организм человека. Это значит нас. А если мы живые, то обязаны знать, как мы взаимно связаны с окружающей нас природой, какие законы существуют в живом мире, почему нельзя их нарушать, какие глобальные проблемы стоят в настоящее время перед человечеством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Белочка»

Тайшет

Родительское собрание  «Эффективные методы экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Деловая игра

для родителей по теме:

«Что мы знаем об экологии»

Разработала и провела

Воспитатель: Ржеутская Г.М.

Тайшет,2023г

Цель игры: активизировать мыслительную деятельность родителей; закрепление знаний по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста; сплочение коллектива; установление эмоциональной благоприятной обстановки.

Вступительное слово

Наша планета Земля – маленькая крошка в Солнечной системе и песчинка в Мировом космическом пространстве. Но она уникальна в своей звездной системе, уникальна и неповторима своим живым миром – миром бактерий, вирусов, грибов, растений и животных. Этот живой мир развивался миллионы лет и создал сложнейший, единственный в своем роде, сознательный организм человека. Это значит нас. А если мы живые, то обязаны знать, как мы взаимно связаны с окружающей нас природой, какие законы существуют в живом мире, почему нельзя их нарушать, какие глобальные проблемы стоят в настоящее время перед человечеством.

Наших детей мы учить любить природу. Наша природа – таинственная книга жизни – содержит в себе ещё очень много интересного. Сегодня мы здесь собрались, что-бы поделиться опытом, может быть чему-нибудь научиться. Обобщим полученные знания и опыт. И сделаем это в форме деловой игры по экологии.

И как правило каждая игра начинается с разминки.

I.Разминка «Экологическое лукошко»

1.Автор программы «Экологическое воспитание дошкольника» (Светлана Николаевна Николаева)

2.Автор программы «Ознакомление с природой в д\с» (Ольга Анатольевна Соломенникова)

3. Относительно новое название опытов в природе (Экспериментирование)

4. Они окрашивают и отображают эмоциональную и поэтическую сторону знакомства с природой (Стихи)

5.Наука о животных (Зоология)

6. Она же и туристская, и экологическая (Тропа)

7. Учёный, изучающий рыб (Ихтиолог) 

8. Что вы понимаете под термином экология? Каково значение этого слова?

Эко – дом, логия – наука.

Экология - наука о доме, об общем доме.

II.Теоретическая часть

* Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

(Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью)

* На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании детей?

(На воспитателе, который, не ограничиваясь непосредственно-образовательной деятельностью, вводит элементы экологического воспитания во все виды деятельности детей)

*Условия необходимые для экологического воспитания детей?

(Экологическая комната, уголок природы в группе, участок)

*Формы организации с детьми по экологическому воспитанию?

(Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)

*Назовите основные компоненты, которые включает в себя экологическая культура.

(Экологические знания и умения, экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение)

*Назовите практические методы экологического воспитания дошкольников.

(Игра, элементарные опыты и моделирование)

*Назовите 3 объекта неживой природы, за которым проводится наблюдение в ДОУ. (Облака, ветер, солнце)

*Писатель и художник, творчество которого всецело посвящено природе. (Е. Чарушин.)

III. Конкурс мудрейших.

Аполлон Николаевич Майков в своей лирической драме «Три смерти» сказал:

«Мудрец отличен от глупца
Тем, что он мыслит до конца».

Я предлагаю вам помыслить и разобрать следующие ситуации:

1.В начале 70-х годов американский биолог и эколог Барри Коммонер сформулировал четыре важных положения, которые в настоящие время получили названия «законов экологии» Коммонера:

«Всё связано со всем» также называется законом динамического внутреннего равновесия. Этот принцип гласит, что даже небольшие изменения, внесенные человеком в окружающий его мир, со временем перерастают в катастрофу.

Приведите пример: Компания, специализирующаяся на продаже древесины, интенсивно вырубает лес. Как это может повлиять на всю остальную природу? С уменьшением количества деревьев также уменьшается и объем свободного кислорода. Кроме того, происходят дополнительные выбросы оксида азота в атмосферу, что истощает озоновый слой. Наконец, последним звеном в этой цепочке будет усиление ультрафиолетового излучения, вредоносного для всех живых организмов.

«Природа знает лучше» касается сложности окружающего мира. Даже современный человек, со всеми его технологиями, не может знать всех взаимосвязей внутри природы. Биосфера состоит из миллионов разных существ. Она делится на множество зон. Флора и фауна мира развивались на протяжении миллиардов лет. Если человек будет вмешиваться в эти процессы, даже желая улучшить обстановку вокруг себя, он только нанесет дополнительный вред. Экологические законы Коммонера призывают людей к осторожности. Активные преобразования природы могут привести к тому, что весь наш мир будет непригоден для нормальной жизни. Вмешательства человека представлены сотнями показательных случаев только за последнее время.

Например, отстрел волков в некоторых северных лесах привел к тому, что эта природная зона лишилась своих естественных «санитаров». В Китае массово отстреливали воробьев. Жители страны считали, что огромные стаи этих птиц вредят посевам. Когда воробьи исчезли, на их место пришли насекомые, которых стало некому есть. 

«Всё должно куда-то деваться» затрагивает феномен перераспределения веществ в окружающей среде. В естественном природном состоянии каждое вещество имеет собственный круговорот «жизни». В окружающей среде синтезируется только то, что в дальнейшем может исчезнуть. Законы Барри Коммонера гласят, что это естественный процесс. И с этим сложно не согласиться. Однако с тех пор, как человечество вошло в современную эпоху, оно систематически производит искусственные вещества, которые уничтожить без последствий для природы крайне сложно.

Например, это ДДТ, полиэтилен и т. д. В этот же список можно отнести ресурсы, добываемые из земных недр. Переработанная и использованная нефть оставляет в окружающей среде неизгладимый след. Законы Б. Коммонера и вся его теория критикуют такое производство. Нефть, руда и другие вещества преобразуются в новые соединения, которые не могут рассеяться в окружающей среде.

«Ничто не даётся даром» У него есть и другая трактовка, которая гласит, что «за все нужно платить». Закон основывается на принципе того. что природная система всегда развивается за счет окружающей среды. Единая биосфера состоит из множества частей. Если в ней появляется что-то новое, то оно обязательно вытеснит что-то старое. То же самое можно сказать о технических достижениях человечества. Если мы создаем что-то, что затрагивает природу, то это приведет к некоторым потерям в окружающей среде. Ученый сравнил преобразование природы с платежом по векселю. Человеку придется уничтожить что-то старое, чтобы получить новое.

Пример. Это сельское хозяйство. При ежегодном выращивании овощей на одном и том же месте уровень полезных веществ в почве (фосфор, азот, калий и т. д.) снижается. С каждым разом урожай становится все меньше и меньше. В конце концов, человеку приходится или покинуть этот участок или обработать его удобрениями.

Джонатан Свифт писал:
«Под микроскопом он открыл, что на блохе
Живет блоху кусающая блошка;
На блошке той – блошинка-крошка,
В блошинку же вонзает зуб сердито
Блошиночка … и так ad infinitum ( до бесконечности, без конца)».        О каком явлении написано стихотворение? Выскажите свои предположения, как в ходе эволюции могло появиться это явление.

 Джонатан Свифт описал в этих строках тот факт, что в природе есть паразиты, которые получили очень широкое распространение на земле. Внутри и снаружи многих организмов есть ещё большое количество других организмов, которые на нем паразитируют. Ещё в своих строках он говорит, что все паразиты разные и относятся к разным группам.

3.Подумайте и предложите варианты «чистых» источников энергии, не загрязняющих биосферу.

      *Солнечная энергетика Принцип действия солнечных батарей состоит в прямом преобразовании солнечного света в электрический ток.

      *Биоэнергетика При гниении биомассы (навоз, умершие организмы, растения) выделяется биогаз с высоким содержанием метана, который и используется для обогрева, выработки электроэнергии и пр.

      *Ветроэнергетика – отрасль энергетики, специализирующаяся на использовании энергии ветра: кинетической энергии воздушных масс в атмосфере. 

      *Микро – гидроэлектростанции относятся к технологиям, не приносящим вреда окружающей среде, с помощью которых можно производить электроэнергию с небольшими затратами в любых изолированных населенных пунктах, где есть горы и небольшие реки.

      *Геотермальная энергия – это тепловая энергия земли. В некоторых районах природа доставляет геотермальную энергию к поверхности в виде пара или перегретой воды, вскипающей и переходящей в пар при выходе на поверхность. Природный пар можно непосредственно использовать для производства электроэнергии. Имеются также районы, где геотермальными водами из источников и скважин можно обогревать жилища и теплицы (островное государство на севере Атлантического океана –Исландия, наши Камчатка и Курилы)

IV. Викторина «Мы любим природу».

1.«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».

(Это сова.) Сова с 1964г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

2. «Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая.»

 (Это жаба.) Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - и они исчезнут.

3.Кто пьёт кровь: комары - самки или комары – самцы? (самки)

4. Чем питаются комары – самцы? (нектаром)

5.Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

6.Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

7. Какое дерево называют «добрым» и почему? (лиственницу, не колется)

V.Заключительная часть

 Уважаемые, родители на этом наша игра окончена, надеюсь, что тема нашей игры была для Вас полезна и интересна. В завершении хочу предложить:

*Составьте максимальное количество экологических слов, используя буквы одного слова «природопользование».

Желаю всем творческого успеха в воспитании ваших детей, здоровья вам и вашим близким.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с.

Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич, О. А.// Дошкольная педагогика . - 2006. - №3. - С. 23 - 27.

 Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.

Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.

Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20. 

Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий в процессе экологического воспитания дошкольников (в рамках ФГОС ДОУ).

Главная задача современных технологий экологического образования детей дошкольного возраста - формирование осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними. Рассмотрим неко...

консультация "Экспериментальная деятельность как эффективный метод экологического воспитания дошкольников"

     Экспериментальная деятельность подвигает ребенка к поискам новых действий и способствует раскованности детского мышления. Именно возможность самостоятельного проведения эксп...

Статья "Моделирование как эффективный метод экологического воспитания дошкольников в условиях пандемии"

В работе анализируется экологическое воспитание дошкольников в условиях COVID-19. Рассматривается метод моделирования в дошкольном экологическом образовании....

«Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО»

laquo;Организация экологической - развивающей среды в дошкольных учреждениях». Создание экологической  – развивающей среды в ДОУ является одним из условий экологического воспита...

Конспект педсовета «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Создание условий в ДОУ для формирования у детей основ экологического  сознания, экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы. Совершенствовать ...