Современные тенденции патриотического воспитания дошкольников.
методическая разработка (средняя группа)
Знакомство с символами государства
Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с символами государства | 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные тенденции патриотического воспитания дошкольников
Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В.А. Сухомлинский
Актуальность .Обращение в образовании к гражданско-патриотическому воспитанию обосновывается существованием ряда проблем: снижение познавательного интереса и уважения у современной молодежи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего Отечества, представления о русской культуре. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе, к родительской безответственности, равнодушию в воспитании подрастающего поколения.
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, педагоги, формируем такие важные для человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Мы знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.
Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.
Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы с вами все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма. Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия, привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова говорили о важности этой работы и считали, что воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» говорится о том, что одной из важнейших задачей в области воспитания детей и подростков является формирование и развитие высоконравственной личности, которая понимает и принимает отечественные духовные ценности, владеет надлежащими познаниями и способностями. Личность, способная воплотить в жизнь собственный потенциал в рамках сегодняшнего общества и готова к защите родины и мирному труду во благо страны. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по созданию условий для становления основ патриотического сознания детей, акцентируется внимание на необходимости активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Таким образом, на современном этапе развития общества социально-нравственное, патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных организаций.
Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО строится в соответствии с федеральной нормативно-правовой базой. Её основу составляет Конституция, регламентирующая государственные символы, их описание и правила использования флага, герба и гимна РФ, а также определяющая общечеловеческие ценности, среди которых наряду с ценностями демократии, нравственности, российской государственности провозглашены патриотизм и интернационализм. Приоритетная необходимость воспитания патриотизма у детей и молодёжи определяется программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Базовые ценности и воспитательный идеал на национальном уровне регламентируются «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отдельные российские законы направлены на практическое решение вопросов патриотической направленности, а именно: увековечена память воинов, которые погибли при защите Отечества, определены дни воинской славы.
Нормативно-правовая база.
∙Конституция Российской Федерации;
∙Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями), утверждённая Правительством РФ
от 05.10.2010 г.;
∙Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России»;
∙Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
∙Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с
изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.;
∙Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой
Отечественной войне 1941-1945гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая
1995г.;
∙Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон
Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»
от 5 апреля 2013 г.;
∙Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Надо отметить, что в мае 2020 года президентом В.В.Путиным внесены поправки к закону «Об образовании». Он предложил расширить понятие воспитания учащихся так, чтобы оно было направлено на формирование «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа», к природе и окружающей среде.
Этим законопроектом президент предлагает сделать воспитание детей и молодежи обязательной частью образовательного процесса. Образование должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность, гражданина, объединяют общество.
На сегодняшний день существует множество концепций, технологий, парциальных программ, методических разработок и пособий, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.
Программно-методическое обеспечение.
- Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
- Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников». М., «Скрипторий», 2002.
- Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2010;
- Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ». «Сфера», 2005.
- «Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольника» под общей редакцией Т.И.Оверчук. М., 2004;
- Новицкая М.Ю. «Наследие». Патриотическое воспитание в детском саду: методические рекомендации/М.Ю.Новицкая. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 197с
Можно выделить следующие структурные компоненты патриотического воспитания и, исходя из этого, компоненты, характеризующие такое сложное морально-этическое чувство, как чувство патриотизма. Выделенные структурные компоненты подразделяются на эмоциональный (эмоциональное отношение ребенка к знаниям о родной стране), интеллектуальный (познавательные функции психики дошкольников, хотя многие из этих функций еще находятся в процессе формирования) и практический (перевод эмоциональных переживаний и осознанных знаний в деятельность)
В дошкольном образовательном учреждении работа по формированию у детей азов патриотизма, уважения к родине и ее ценностям происходит с раннего возраста и определяет целенаправленную, систематическую деятельность по развитию духовно-нравственного начала, чувства любви к родине, осознания, а также уважения к ее символике. При знакомстве детей с родным городом важно обращать внимание на памятники, достопримечательности, музеи, памятные даты и праздники. Важное средство нравственно-патриотического воспитания — приобщение детей к традициям народа. В учебной программе воспитания ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ: ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, ТВОРЧЕСТВО дошкольника основной из задач является знакомство с родиной, ее традициями и героями. Вопросы патриотического воспитания в дошкольном учреждении педагоги включают в план ежемесячно и носят систематический характер. Мероприятия, посвященные этой теме, всегда актуальны и интересны. Нравственно-патриотическое воспитание в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой — поддержание культурной самобытности каждого народа .
Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие направления как:
- создание развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии, социальные акции, конкурсы и др.)
Наиболее значимой и доступной областью реализации патриотического воспитания является игровая деятельность. Использование игр всегда актуально, поскольку любые виды такой деятельности подходят для реализации задач патриотического воспитания, помогают привить уважение к историческим и культурным ценностям родной страны. «Любая категория деятельности дошкольника представляет собой благоприятные ресурсы для реализации определенных вопросов в воспитании: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре — умения и навыки коллективизма, уважение к людям труда, трудолюбие и аккуратность, сознание ответственности и долга. Для дошкольного этапа свойственны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим знаниям, масштабность и сила впечатлений. Все, что усвоено в этот период: знания, умения, навыки, система поведения, привычки,— оказывается особенно устойчивым и является фундаментом дальнейшего развития личности»
Мы, конечно, осознаем, что до семилетнего возраста ни одно нравственное качество нельзя считать сформированным — мы говорим только об элементах зарождающихся качеств: гуманизме, трудолюбии, самоуважении и патриотизме. Однако патриотического воспитание, начатое в дошкольном возрасте, является некой гарантией того, что дети вырастут любящими свою родину (начиная со своей семьи и заканчивая отечеством) достойными гражданами своей страны. И главное — помнить: формирование чувства патриотизма и ценностного отношения к своим историческим корням — это важнейшее условие дальнейшего развития и процветания современной России.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
И как сказал В.В. Путин: «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Колосок» г.Петровска Саратовской области
Семинар – практикум по теме:
«Инновационный подход в духовно – нравственном
и патриотическом воспитании младших дошкольников»
Тема выступления: «Современные тенденции патриотического воспитания дошкольников»
Подготовила: воспитатель
Смирнова Ирина Евгеньевна
г. Петровск
2022 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию Тема: «Игровая технология «Квест-игра» как современная форма патриотического воспитания дошкольников»
План по самообразованию Тема: «Игровая технология «Квест-игра» как современная форма патриотического воспитания дошкольников»...
"Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с актуальными тенденциями современного общества"
Консультацция для педагогов...
Практикум с презентацией на тему: «Современные технологии патриотического воспитания дошкольников посредством музыки»
Практикум с презентацией на тему: «Современные технологии патриотического воспитания дошкольников посредством музыки»...
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФГОС ДО
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФГОС ДО [Второй слайд] Проблемы патриотического воспитания были актуальны во все времена. И сегодня граж...
Современные подходы патриотического воспитания дошкольников в условиях реализации ФОП ДО.
Цель патриотического воспитания дошкольников:создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, мор...
Статья в журнале "Современный урок "Патриотическое воспитание дошкольников, через экологическое образование".
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, его нельзя определить несколькими словами. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром желание с...
Консультация для воспитателей на тему: «Современные векторы патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к са...