Консультация для педагогов и родителей: "Изучение удивительных свойств воды с детьми раннего возраста
консультация
Малыши очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное мышление,
и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Изучение свойств воды с детьми раннего возраста | 27.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Живодерова Юлия Германовна,
воспитатель МБДОУ Полевского городского округа
«Детский сад №40»
«Изучение удивительных свойств воды с детьми раннего возраста».
На современном этапе государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька общего образования, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)
Малыши очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Дети с удовольствием обследуют предметы. При выборе метода ознакомления детей раннего возраста с окружающим миром я остановилась на опытно-экспериментальной деятельности. Изучаемые предметы дети должны не только наблюдать, но и подвергать их воздействиям, видоизменяя, выделять в них новые свойства и качества. Знания о том или ином предмете, ребенок должен получать не как голый факт, а как результат, приобретенный в процессе поисков и размышлений.
Китайская пословица гласит:
Расскажи - и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму
Дети по своей натуре, любознательные, любопытные исследователи, открывающие для себя этот мир. Очень важно направлять и поддерживать этот интерес, чтобы помочь развитию ключевых компетенций. Опытно-исследовательская деятельность очень помогает это делать, ведь знания, полученные в процессе такой работы, гораздо лучше откладываются в долговременную память детей, да и сама деятельность более мотивирована и эмоционально окрашена. То, что ребенок «пропустил через свои руки», запоминается более надежно. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию окружающего мира, развивает мыслительные операции, анализ, классификацию, обобщение; стимулирует познавательную активность и любознательность.
Мною была поставлена цель образовательной деятельности : формировать у детей представления о свойствах воды.
Я поставила задачи:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; развивать доброжелательное отношение друг к другу, организованность;
- развивать речь детей, обогащать словарный запас;
- обогатить представления детей о разнообразных свойствах воды;
- На протяжении всего детского экспериментирования стимулировала детей на использование исследовательских и поисковых действий.
Поделюсь своим опытом работы в этой области. В группе был создан центр экспериментирования «Маша и медведь», в который вошли образцы песка, лейки, губки, коктейльные трубочки, стаканы, ведерки, воронки, формочки, бутылочки и подушечки с разным наполнителем (бумага, разные крупы, камушки, ракушки), природный материал.
В играх с водой мы исследовали, что вода жидкая, ее можно переливать из одного сосуда в другой и вода принимает форму сосуда;
Переливали сквозь сито, воронки, переносили губкой .
«Вода холодная и горячая». Эксперимент
Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов.
Задачи: Развивать тактильные ощущения.
Наполнить ведёрки горячей ,тёплой и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Опустите пальчики в воду, почувствуйте, какая вода? (теплая); а какой вода еще бывает? У меня есть ведёрки с водой, опустите ручки в него и потрогайте воду. Что вы чувствуете? (Дети опускают руки в ведёрки и трогают воду, определяя, что в одном ведёрке -холодная вода, а в другом - горячая, в третьем -тёплая)
Вывод: вода бывает разной температуры – теплая, приятная для рук, холодная и горячая.
«Разноцветная вода» Эксперимент
Цель: Учить детей менять цвет воды.
Задачи: Развивать внимание, наблюдательность.
Окрашивание воды не менее интересное занятие для детей раннего возраста. Сначала дети учатся окрашивать водичку при помощи гуаши и кисточки. Затем я предлагаю другой способ : наливаю в бутылочки прозрачную водичку, предлагаю детям закрыть их крышками и потрясти . Вот уже прозрачная вода становиться цветной. Ребята рассматривают с большим удивлением цвет воды в своей бутылочке и у других детей.
Вывод: вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворятся окрашивающие вещества.
Эксперимент "Тонет - не тонет".
Цель: Знакомство детей с весом предметов.
Задачи: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать их по весу.
Любимый опыт детей «Тонет — не тонет». В осенний период с детьми на прогулке опускаем в лужи листики , камешки, шишки. Дети осваивают такие понятия, как лёгкий и тяжёлый. В группе опускаем в ёмкость с водой различные предметы: камешки, мячик, шишки, пробки, машинки, ложки. Дети рассматривают предметы и я подвожу их к выводу, что лёгкие предметы не тонут, а тяжёлые - тонут. Дети получили представление о тонущих и плавающих предметах (легкие остаются на воде, тяжелые тонут).
Эксперимент"Бумажные червячки"
Провожу очень интересный эксперимент с бумажными червячками. Делаю из бумажных салфеток червячков. Дети поливают из маленькой ложечки водичкой червяка и он начинает расти и извиваться. Этот процесс у детей вызывает большой восторг.
Эксперимент «Удивительные картинки»
Эксперимент с бумажными салфетками .На внешней стороне рисую фрагмент рисунка ,а внутри салфетки весь рисунок. Дети опускают салфетку в воду и он полностью проявляется. Дети в восторге!
По утверждению психологов детские игры с водой являются весьма полезными, потому что вода выступают в роли психотерапевтического релаксанта, а также способны забирать от человека часть негативной энергии. Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста воспитывает любознательность и стремление к получению знаний. Проводя опыты с доступными предметами и материалами, воспитанники развивают мелкую моторику рук, восприятие различных органов чувств, память.
Таким образом, благодаря внедрению современной образовательной технологии экспериментирования способствовало успешному результату:
- дети проявляют интерес к окружающим предметам и явлениям;
- у них развита познавательная активность, доброжелательное отношение друг к другу, организованность, инициативность;
- они осмысливают задания, точно выполняют их с небольшой помощью взрослого;
- дети имеют представления о свойствах воды;
- дети стали более любознательными, активными расширился их словарный запас;
- дети используют исследовательские и поисковые действия.
Эффективность экспериментальной деятельности не возможна без взаимодействия с семьей.
Консультации «Экспериментальная деятельность в детском саду», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» способствовали повышению информационного опыта у родителей. А применение современных технологий (показ презентации «Детское экспериментирование», буклет «Юные исследователи») способствовало возникновению интереса к исследовательским действиям в домашних условиях.
Родители активно взаимодействуют, и в настоящее время происходит обмен информацией по электронной почте, для создания фотоальбома «Мир открытий». Я предложила родителям картотеки игр-опытов для домашнего экспериментирования, в качестве обратной связи получаю фотографии о проведенной экспериментальной деятельности в домашних условиях. Прослеживается желание к дальнейшему взаимодействию.
Подводя итог своей работы, я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и, направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности, обогащаем представления детей об окружающем в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР С ПЕСКОМ И ВОДОЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"(в рамках метод объединения)
Консультация для воспитателей. Как организовать игры с песком и водой....
"ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР С ПЕСКОМ И ВОДОЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
Данная работа будет хорошим пособием для начинающих воспитателей и родителе для развития мекой моторики и ознакомления с окружающим миром....
Мастер-класс для родителей с детьми «Игры с водой с детьми раннего возраста»
Важнейшей характеристикой и показателем развития предметной деятельности является познавательная активность ребенка, которая появляется в любознательности, стремлении к получению новых впечатлен...
Консультация для педагогов «Методические приемы для занятий театрализованной деятельностью с детьми раннего возраста»
Продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития, одним из самых эффективных способов воздействия, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип: учить играя, детей раннего возраста...
"Знакомство со свойствами воды" С детьми дошкольного возраста.
ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ ВОДЫ...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему «Свойства воды» для детей раннего возраста
Есть чудесная водица,Без нее нам не прожить,Не умыться, не напитьсяИ здоровыми не быть.Утром только лишь проснешься -Сразу личико умой.Будешь чистым и красивым,Подружись скорей с водой.Чтобы не было б...
Конспект совместной деятельности по экспериментирование с водой с детьми раннего возраста. На Тему «Капитошка это капелька воды».
Формировать у детей представление о свойствах воды (прозрачная; текучая; одни предметы в воде тонут, а другие нет; вода может изменять свой цвет).Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деяте...