"Знакомство со свойствами воды" С детьми дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
"Знакомство со свойствами воды"
С детьми дошкольного возраста.
Программные задачи:
Познание:
- Познакомить со свойствами воды: жидкость не имеет цвета, не имеет запаха, вкуса, окрашивается в разный цвет; дать понятие о важности воды в жизни людей, животных и растений.
- Формировать умение устанавливать простейшие связи между объектами и явлениями природы.
- Делать самостоятельные выводы и умозаключения.
- Развивать навыки проведения лабораторных опытов; познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опыта.
Коммуникация.
- Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении.
- Формировать умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Социализация.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
- Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.
Словарная работа: бесцветная, прозрачная, жидкая, безвкусная, цветная, светлая.
Предварительная работа: чтение потешек, стихотворений, чтение и рассматривание книги К.Чуковского " Мойдодыр", "Федорино горе", рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя о воде, совместная работа в уголке природы.
Оборудование: стаканчики, ложечки, подносы, салфетки, краски, кисти, камушки, соль, сахар, лимонный сок, карточки для д/и, обруч, снег, лёд, костюм капельки, игрушка - снеговик, наклейки в форме капелек, леденцы, аудиозапись «Журчание ручейка», «Где живут волшебники».
Ход занятия
Воспитатель. Дети, поприветствуйте наших гостей.
(дети здороваются)
Воспитатель. Дети, давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, чтобы создать хорошее настроение. Чтобы узнать много нового, нужно быть внимательными, слушать друг друга.
Воспитатель. Мы ещё ждём одну гостью. (Стук в дверь).
А вот и она.
(Звучит аудиозапись «Где живут волшебники. Заходит «Капелька»).
Капелька. Здравствуйте дети! Я капелька. Принесла для вас загадки.
Воспитатель. Дети, подойдём поближе к капельке, послушаем, что она нам скажет.
Капелька.
Она в озере и лужице
Она в чайнике у нас кипит
Она и реченьке бежит, журчит".
Что это?
( Вода)
Капелька.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли, колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды -
Жить нельзя нам без…
( Воды)
Воспитатель. О чем эти загадки?
Дети. О воде?
Воспитатель. Вот и мы сегодня отправимся в путешествие, где узнаем много нового о воде.
(Звучит аудиозапись, «дети ручейком» идут друг за другом, держа впереди стоящего за пояс).
Воспитатель. Вот и наша первая остановка.
Посмотрите, сколько много стаканчиков, а в них - вода.
Воспитатель. Вода - это жидкость. Её можно налить во что-нибудь, вылить, перелить.
(Воспитатель переливает воду из одного стаканчика в другой).
Воспитатель. Вот и у вас есть стаканчики с водой. Попробуйте перелить воду из одного стаканчика в другой.
(Дети переливают)
Воспитатель. Что происходит с водой?
(Она льётся).
Воспитатель. Правильно она льётся. Мы можем лить воду тонкой струйкой, она течёт не прерываясь. Значит, вода какая?
(Жидкая).
Воспитатель. Правильно, вода - жидкая.
Воспитатель. Посмотрите на стаканчики с водой. Какого она цвета?
(Бесцветная).
Воспитатель. Правильно, вода не имеет цвета. Она бесцветная. А теперь возьмите по одному камешку, и положите в стаканчик.
(Дети берут и кладут в стаканчик по одному камешку)
Воспитатель. Что произошло? Вам видны камешки?
( Видны).
Воспитатель. Если мы хорошо их видим, значит, вода прозрачная. Так какая в стаканчиках вода?
(Вода – прозрачная).
Воспитатель. Дети, подойдите к столу.
(Дети подходят ко второму столу).
Воспитатель. У меня в стаканчике вода, а это что?
( Краски).
Воспитатель. Как вы думаете, что произойдёт с водой, если я в неё добавлю красную краску.
(Вода станет красной).
Воспитатель. Проверим?
(Воспитатель набирает на кисточку краску и опускает в стаканчик с водой, хорошо перемешивает).
Воспитатель. Что произошло с водой? Вода поменяла цвет, стала красной, так как я в неё добавила красную краску.
Воспитатель. У вас стоят краски разного цвета. Теперь вы попробуйте изменить цвет воды. Выберите любой цвет, обмакните кисточку, опустите в воду и хорошо перемешайте воду.
(Дети обмакивают кисточки в краску, добавляют в воду. Воспитатель спрашивает, у кого каким цветом стала вода и почему?)
Воспитатель. Вода не имеет цвета, но её можно легко окрасить в любой цвет.
Воспитатель. Дети, подойдите к следующему столу.
(Дети подходят)
Воспитатель. Понюхайте воду. Пахнет вода?
( Нет).
Воспитатель. Вода не имеет запаха.
Воспитатель. Вода имеет вкус? В стаканчике есть вода, возьмите ложечки и попробуйте её.
(Дети пробуют)
Воспитатель. Какая она на вкус?
( Безвкусная).
Воспитатель. Вода безвкусная.
Воспитатель. А можем ли мы изменить вкус воды? Давайте добавим в неё сахар.
(Дети ложечками берут сахар, добавляют в воду, хорошо перемешивают).
Воспитатель. Попробуйте воду. Что получилось? Какой стал вкус у воды?
(Сладкий).
Воспитатель. Возьмите другой стаканчик с водой, добавьте в него соль, хорошо перемешайте.
(Дети ложечками берут соль, добавляют в воду, хорошо перемешивают).
Воспитатель. Попробуйте воду. Какой стал вкус у воды?
( Солёный).
Воспитатель. Возьмите следующий стаканчик с водой.
(Дети берут).
Воспитатель. Я добавлю вам немного лимонного сока.
(Воспитатель добавляет сок, дети хорошо перемешивают).
Воспитатель. Попробуйте воду. Какой стал вкус у воды?
Дети. Кислый.
Воспитатель. Значит, мы можем по желанию изменить вкус воды.
Воспитатель. Подойдите ко мне поближе, немного отдохнем. И ты Капелька, присоединяйся к нам.
Физминутка
"Дождик капнул на ладоши (правой рукой касаемся левой)
На цветы (раскрываем кисти рук, как бутоны)
И на дорожку (обе руки перед собой)
Льётся, льётся, ой-ей-ей (покачивание головой)
Побежали мы домой!" (бег на месте) 2 раза.
Воспитатель. Итак, мы с вами узнали, что вода - это жидкость. Её можно переливать, наливать в разные емкости.
Вода - бесцветная. Не имеет цвета, но её можно легко окрасить в любой цвет. Ещё вода прозрачная.
Вода - безвкусная. Не имеет вкус, но вкус можно изменить.
Вода не имеет запаха.
Капелька. Дети, я хочу вам загадать загадку:
Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку встал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
( Зимой!)
Воспитатель. Молодцы! Правильно! А какое сейчас время года?
( Сейчас зима.)
Воспитатель. Что бывает зимой?
Дети. Зимой бывает снег, мороз, лёд. Дети катаются на санках, лыжах, лепят снеговиков.
(Раздаётся стук в дверь)
Капелька. Я открою дверь, наверное, это мой друг Снеговик принес нам что-то интересное.
(Капелька вносит игрушку-снеговика, и за него говорит: «Здравствуйте дети, узнали меня?»)
Дети. Здравствуй Снеговик!
Воспитатель. Дети, посмотрите, что он нам принёс. Как вы думаете, что это?
( Снег, лед.)
Воспитатель. Вы знаете, что Капелька может прятаться и в снегу, и во льду.
(Показывает тарелку со снегом).
Воспитатель. Снег какой?
( Снег белый, пушистый).
Воспитатель. Возьмите немного снега руками и положите себе на ладоши.
(Дети выполняют).
Воспитатель. Что получилось?
( Снег растаял и превратился в воду).
Воспитатель. А что в этой тарелке?
(Показывает тарелку со льдом).
( Лед).
Воспитатель. Возьмите по льдинке и положите в ладоши, и немного времени подержите. Какой лед?
( Холодный).
Воспитатель. Раскройте ладоши, что стало со льдом?
( Лёд начал таять).
Воспитатель. Мы долго лёд не будем держать, могут замёрзнуть руки. Давайте сложим его в стаканчик, он растает и превратиться в воду.
Физминутка:
Хлопья белые летят (легкий бег на месте)
Холоднее стало (трут ладошки)
Только, зимушка, ребят (наклоны туловища влево-вправо)
Ты не испугала (прыжки на месте)
Нет! Нет! Не испугала.
Воспитатель: Вода очень важна для человека. Для чего нам нужна вода?
(Вода нужна для того, чтобы пить, поливать растения, мыть посуду, умываться).
Воспитатель: Ребята, давайте покажем капельке, где живут её сестрички у нас в группе.
(Дети идут по группе и делают остановки).
Первая остановка в игровом уголке.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем в игровом уголке нужна вода?
( Вода нужна чтобы мыть игрушки).
(Приклеивают маленькую капельку).
Вторая остановка около мойки.
Воспитатель: А здесь для чего нужна вода?
( Вода нужна, чтобы мыть посуду, вытирать пыль).
(Приклеивают капельку)
Третья остановка около туалетной комнаты.
Воспитатель: Мы остановились около туалетной комнаты. Для чего здесь нужна вода?
( Вода нужна, чтобы мыть лицо и руки).
(Приклеивают капельку).
Четвёртая остановка около кувшина с водой.
Воспитатель: А вот и кувшин с водой. Для чего она нужна?
( Это питьевая вода. А здесь вода, чтобы поливать растения).
(Приклеивают капельку)
Воспитатель: вот капелька, сколько в нашей группе живет твоих сестричек, которые нам принося пользу. Вода очень важна для человека. А кто ещё нуждается в воде? (животные, растения)
Д/И "Кому нужна вода?" (проводиться на ковре)
Посмотрите, это обруч. А на ковре разложены картинки. Вам нужно выбрать и положить в обруч те картинки, которым нужна вода. (Дети выбирают и раскладывают картинки)
Ребята, так кому нужна вода?(ответы детей) Правильно, вода нужна всему живому. А что может произойти, если не станет воды? (ответы детей)
Да, вода нужна всему живому на Земле. Без воды всё живое погибнет. Поэтому воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. А как можно беречь воду?(Не засорять водоёмы, закрывать кран с водой)
Воспитатель: вот сколько интересного мы узнали о воде.
"Вы слышали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
На плите у нас кипит,
Паром в чайнике шипит.
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем...
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться
Смею я вам доложить:
Без воды нам не прожить
Вы её в пруду найдёте
И в сыром лесном болоте,
Нам сопутствует всегда
Наша спутница - вода!
Ну вот, нашей капельке пора в путь. Капелька надеется, что вы будете всегда беречь воду, и нам дарит угощенье, в виде капелек-леденцов, которые можно кушать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование игр и игровых упражнений с целью выявления детьми дошкольного возраста свойств и отношений предметов"
Введение "Ребенок не созревает сначала и затем воспитываетсяи обучается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т.е. само созревание и развитие ребенка в ходе обученияи воспитания не только проя...
Методическая разработка Педагогическая технология «Экологическая тропа» Системное знакомство ребенка дошкольника с миром природы Рекомендации для педагогов ФГОС ДО: Новые формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Экскурсии в рамках проекта "Экологическая тропа" в зимний период...
Конструкт непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста 4-5 лет по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Знакомство с прялкой и веретеном»
Возрастная группа: дети дошкольного возраста 4-5 лет.Форма организации: подгрупповая.Интеграция видов деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие фольклора, двигательная...
Знакомство с произведениями изобразительного искусства с детьми дошкольного возраста.
Знакомство а также обсуждения произведений изобразительного искусства с детьми дошкольного возраста....
Презентация к занятию с детьми дошкольного возраста с 5 до 6 лет "Знакомство с городецкой росписью"
Задачи:•Познакомить детей с городецкой росписью;•Развивать умение выделять ее яркий колорит, композицию узора, мазки, точки, черточки – оживки;•Развивать умение рисовать эти элеме...
Конспект беседы с детьми дошкольного возраста «Знакомство с А. С. Пушкиным и его творчеством».
6 июня в России отмечается день рождения Александра Сергеевича Пушкина. Литературное творчество Пушкина сопровождает нас на протяжении всей жизни. Этот праздник всегда привлекал к себе внимание общест...
Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста» «Изучаем свойства воды»
Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста» «Изучаем свойства воды»...
- Мне нравится (1)