Развитие высших психических функций у детей среднего и старшего возраста
консультация
Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Как известно, игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Именно в игре формируются основные психические функции ребёнка, развивается эмоционально-волевая сфера. Она имеет важное значение не только для сиюминутных занятий с детьми, но и для дальнейшего формирования их жизненной позиции. Чем интереснее и разнообразнее игры с ребёнком, тем гармоничнее будет его встреча с взрослой жизнью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredniy_vozrast.docx | 728.2 КБ |
starshiy_vozrast.docx | 423.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы у детей среднего возраста
Консультация педагога-психолога для родителей
Проблема трудновоспитуемости и труднообучаемости очень актуальна в настоящее время. К сожалению, зачастую родители начинают осознавать эти проблемы только тогда, когда ребёнок начинает ходить в школу, уделяя развитию ребёнка в дошкольном детстве мало времени и внимания. Как известно, игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Именно в игре формируются основные психические функции ребёнка, развивается эмоционально-волевая сфера. Она имеет важное значение не только для сиюминутных занятий с детьми, но и для дальнейшего формирования их жизненной позиции. Чем интереснее и разнообразнее игры с ребёнком, тем гармоничнее будет его встреча с взрослой жизнью. Игра для детей вдвойне интереснее, когда они чувствуют поддержку и заинтересованность самых близких и любимых людей – родителей.
К сожалению, как показывает опыт, родители редко играют с детьми: одни заняты на работе или по дому; другие считают, что ребёнок-дошкольник вполне самодостаточен и игра в одиночестве будет способствовать развитию целеустремлённости. Встречаются и родители, которые попросту не знают, как играть с ребёнком.
Ниже приведены игры и упражнения, которые могут быть использованы как педагогическими работниками, так и родителями при организации досуга детей.
Игра «Чего не стало?» Цель: Развивать внимание и память.
На столе 4-6 любых хорошо известных ребёнку предметов или игрушек. Взрослый предлагает запомнить их, а затем отвернуться. В это время он убирает одну игрушку. Ребёнок открывает глаза и отгадывает, что изменилось. Если ребёнок легко справляется с заданием, предметы дополнительно можно поменять местами или увеличить их количество.
Игра «Сложи узор» Цель: Развивать познавательную сферу психики, наглядно-образное мышление, умение ориентироваться по схеме, мелкую моторику рук.
Взрослый складывает на столе любой узор (из подручного материала: карандашей, пуговиц, монет, спичек, счётных палочек, верёвочек и т.п.) Ребёнку нужно повторить данный узор. Потом ребёнку можно предложить поменяться ролями и составить свой узор, чтобы взрослый уже повторял за ним. Здесь уже включается развитие творческих способностей и воображения.
Игра «Волшебные фигуры» Цель: Развивать творческие способности, воображение, мелкую моторику.
Взрослый рисует на альбомном листе разные геометрические фигуры разных размеров. Ребёнку предлагается стать «волшебником» и превратить нарисованные фигуры в разные предметы или нарисовать картину, дорисовав таким образом фигуру.
Игра «Четвёртый лишний» Цель: Развивать мышление, умение обобщать предметы по определённому признаку.
Взрослый называет 3-4 слова из одной категории (одежда, обувь, фрукты, овощи, мебель, транспорт, дни недели, месяца, времена года и т.п.) и среди них одно слово из другой категории. Ребёнок должен определить и назвать «лишнее» слово. Потом ребёнку можно предложить поменяться ролями и составить свою «загадку», а взрослый будет отгадывать «лишнее» слово.
Игра «Собери целое» Цель: Развивать наглядно-образное мышление.
Взрослый предлагает ребёнку собрать разрезные картинки (открытки) из 3-8 частей (в зависимости от возраста). Если ребёнок легко справляется с заданием, можно увеличить количество частей.
Игра «Есть или нет?» Цель: коррекция эмоциональной сферы; развитие внимания, быстроты реакции, умения подчиняться определённым правилам.
Играющие встают в круг и берутся за руки. Ведущий находится в центре круга. Он просит детей выслушать его утверждение и решить, согласны они с ним или нет. Если согласны, то нужно поднять руки вверх и прокричать «Да!», если не согласны, опустить руки и прокричать «Нет!».
Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбаки? Есть ли крылья у телёнка? Есть ли клюв у поросёнка?
Есть ли двери у норы? Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нём ошибки?
Игра « Комплименты» Цель: коррекция и развитие эмоциональной сферы психики, снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении.
Дети берутся за руки и образуют круг. Глядя в глаза, дети по очереди говорят друг другу несколько добрых слов, за что-нибудь хвалят. Принимающий комплимент кивает головой: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
Игра «В магазине зеркал» Цель: коррекция эмоциональной сферы; развитие уверенности в себе, раскованности.
Взрослый предлагает детям посетить магазин зеркал. Один ребенок выбирается на роль обезьянки, остальные дети изображают зеркала. Ребенок, изображающий обезьянку, заходит в магазин и видит свое отображение в зеркалах. Он думает, что это другие обезьянки, и начинает корчить им рожицы. Отражения отвечают тем же.
«Обезьянка грозит им кулаком, и ей грозят из зеркал; она топает ногой, и обезьянки тоже топают. Что ни делает «обезьянка», отражения в зеркалах точно повторяют ее движения.
Играйте вместе со своими детьми – и вы приобретете уникальную возможность наладить с ними теплые отношения, глубже узнать их внутренний мир, обеспечить необходимое внимание к их развитию.
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Развитие высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста
Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь.
Память– один из основных познавательных процессов, протекающий в человеческой психике, благодаря которому осуществляется накапливание, хранение и отображение материала. Без достаточного уровня развития памяти невозможно успешное обучение.
Память бывает произвольной (сознательное запоминание информации) и непроизвольной (основанной на эмоциях и интересе).
Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).
В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной или слуховой.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У РЕБЕНКА
"Детектив" (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматривает нескольких картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил).
"Пирамида" (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок повторяет и т.д.)
"Нарисуй такой же" (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет).
"Я положил в мешок" (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).
"Короткий рассказ" (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его).
"Фигурка из палочек" (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).
«Игра в слова» сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.
Внимание! Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори!
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте.
Свойства внимания
Чтобы быть внимательным, нужно иметь хорошо развитые свойства внимания – концентрацию, устойчивость, переключаемость, объем, распределение.
Концентрация – это характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте или на одной и той же задаче.
Объем– это количество объектов, которые человек способен воспринять, охватить при одновременном предъявлении. К 6-7 годам ребенок может с достаточной детализацией воспринимать одновременно до 3-х предметов.
Переключаемость– это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой, перехода с одного вида деятельности на другой. Это связано с волевым усилием.
Распределяемость – это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности, требующей выполнения не одного, а по крайней мере двух разных действий одновременно
СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ ЗНАЧИТЕЛЬНО РАЗВИВАЮТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
Выкладывание узора из мозаики;
Выкладывание фигуры из палочек по образцу;
Нахождение отличий в двух похожих картинках;
Нахождения двух одинаковых предметов среди множества;
Нанизывание бусинок по образцу;
Срисовывание по клеточкам;
Нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).
Игра «Летает – не летает» цель: развитие произвольного внимания
Ведущий стоя в полукруге детей, по очереди бросает мяч каждому ребенку, называя любой предмет. Ребенок определяет, может ли этот предмет летать. Если «может» мяч кидается обратно, если нет, тем же способом со словом «летает», если не летает, мяч возвращают ударом об пол со словом «не летает».
Игра « Гимнастика внимания» цель: развитие произвольного внимания
раз, два, три, четыре, пять
начинаем мы играть
вы, ребята не зевайте
слушайте, что вам скажу
и при этом покажу.
Называя, части своего тела, показывать их на себе (кладет на них руку). Дети повторяют движения. Затем начинают путать детей, называя одну часть тела, показывать другую.
Игра «Зеваки» цель: развитие активного внимания.
Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются и делают 4 хлопка, затем поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Выполнивший, неправильно задание, выходит из игры.
Игра « Ищи безостановочно». Цель: развитие активного внимания
В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета, по сигналу один начинает перечислять, а другие дополнять.
Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Основные формы мышления, которые формируются уже в дошкольном возрасте, — это наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.
Наглядно-действенное мышление — это мышление в действии. Оно развивается у дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками.
Наглядно-образное мышление — основная форма мышления будущих первоклассников. Такое мышление позволяет выделять самое существенное в предметах, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребенок учится пользоваться различными планами, схемами.
Словесно - логическое мышление — это умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. К концу 6-летнего возраста у детей только начинают складываться элементы логического мышления.
Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У РЕБЕНКА
«Деление целого на части»
Назовите ребенку слова (например, дуб, лиса, ромашка, апельсин, лук, лес, машина и др.)
Задание ребенку: выбери любое слово (предмет). Теперь подели; этот предмет на части.
Например, дуб — целое, а части — ствол, ветви, сучья, листья и т. д.
«Третий лишний»
Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существующих признаков.
Яблоко, вишня, помидор.
Зима, среда, лето
Козленок, корова, теленок.
Шапка, шарф, кепка.
Карандаш, стакан, ложка.
Кастрюля, сумка, чемодан. (затем можно увеличивать количество слов)
«Отгадывание загадок»
Отгадывание загадок — задание на обозначение предметов, которое формирует у детей умение «увидеть» предмет по словесному обозначению его признаков.
Учить детей отгадывать загадки — значит учить их соотносить речевую форму описания с графической формой. При отгадывании загадки ребенок должен объяснить, почему он дал такой ответ.
«Определение последовательности событий»
Перед ребенком положить произвольно 3-4 картинки, связанные единым сюжетом. Предложить ему расположить их в порядке действий, отраженных в сюжете, составить рассказ.
Рассматривайте с ребенком различные картинки, фотографии, реальные сценки из жизни.
Попросите ребенка предположить, что было до того события, которое ребенок видит на картинке. Спросите, что будет потом.
Восприятие – это процесс, формирующий образ предметов, явлений из окружающего мира в структуры психики. Это отображение качеств и свойственных характеристик предмета и явления цельно.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ У РЕБЕНКА
«Зашумлённые» изображения.
Предъявляются контурные изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, которые “зашумлёны”, т.е. перечёркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать. Изображения можно опознавать, пересчитывать, обводить пальцем или фломастером.
Разрезанные картинки.
Предъявляются части изображений (например, овощей ,транспорта, посуды и т.д). Требуется собрать из этих частей снова целые изображения.
Чудесный мешочек.
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры , пластмассовые буквы и цифры). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет или предметы .
Скажи, что ты слышишь.
Предложите ребенку закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа и т.д.). Игру хорошо проводить на прогулке.
Незаконченные” изображения
Предъявляется изображение с недорисованными элементами, например, птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава и т.д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).
Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.
«Что на что похоже?»
Для развития детского воображения очень полезны игры, в которых ребенок вместе с взрослым придумывает, на что похож тот или иной предмет. Играть в такую игру хорошо на природе, где много разнообразного материала для рассматривания и нахождения схожести. Например, взрослый предлагает рассмотреть облака, понаблюдать за их изменениями, увидеть в них знакомые персонажи из мультика
«Небылицы»
Составление небылиц (того, чего не бывает в реальности) очень привлекает ребятишек. Родители могут воспользоваться такой заинтересованностью малышей и предложить им придумать необычную историю - небылицу. Это очень действенный способ развития творческого воображения, который поможет впоследствии в школе придумывать творческие рассказы.
«Клякса».
На листах бумаги нарисованы кляксы. Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.
Небылицы.
Придумайте и нарисуйте вместе с ребенком или каждый по отдельности животное, механизм, растение или предмет, которого не существует на самом деле, и расскажите о его свойствах и назначении.
Речь— это совокупность слуховых и зрительных знаков, которые помогают передавать информация от человека к человеку, на дальние расстояния и через временные промежутки. Для успешного обучения необходимо умение связно и грамотно говорить. Дети, не умеющие последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, будут испытывать серьезные трудности в обучении. Для того чтобы их избежать, важно развивать речемыслительные способности ребенка, учить его правильно и понятно говорить. Поэтому необходимо как можно больше общаться с ребенком, поощрять его рассказы.
Обучайте рассказыванию (по картинкам и пересказы).
Учите излагать мысли, вычленять главное и второстепенное. Это умение необходимо для освоения любого школьного предмета.
Учите содержательно и развернуто отвечать на вопросы, грамотно строить синтаксические конструкции.
Играйте вместе со своими детьми – и вы приобретете уникальную возможность наладить с ними теплые отношения, глубже узнать их внутренний мир, обеспечить необходимое внимание к их развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста
В материале освящены вопросы развития высших психических функций и мелкой моторики детей дошкольного возраста...
Сравнительный анализ развития высших психических функций у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития в возрасте 3-4 лет
Сравнительный анализ развития ВПФ у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития в возрасте 3-4 лет...
Развитие высших психических функций у детей раннего возраста
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются та...
ПРОГРАММА «Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения)
Пояснительная записка Программа включает в себя традиционные психолого-педагогические методы коррекции: развивающие игры и упражнения. Так как данные методы не приносят сто процентных резул...
Сборник игр и упражнений на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет
ДЛя педагогов-психологов, воспитателей ДОУ...
Семинар-практикум для педагогов по теме: "Использование нейропсихологических игр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с ТНР".
Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, воспитателей ДОУ, так как раскрывает возможности использования нейропсихологических игровых приемов, упражнений, способ...
Кейс №1 "Игровые задания на развитие высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста."
Игровые задания для детей старшего дошкольного возраста на развитие речи, внимания, памяти, мышления....