Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста
консультация (средняя группа) на тему
В материале освящены вопросы развития высших психических функций и мелкой моторики детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
У ребенка есть страсть к игре,
и ее надо удовлетворять.
Надо не только дать ему вовремя поиграть,
но и пропитать игрой всю его жизнь.
А. Макаренко
Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста
Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Развитие психики человека происходит за счет всех этих функций. Речи отведена одна из самых важных ролей. Она является психологическим орудием. С помощью речи мы свободно выражаемся, осознаем свои поступки. Если человек страдает речевыми расстройствами, то он становится «рабом зрительного поля». К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.
Известный отечественный психолог, Л.С. Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь.
Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному.
Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.
Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.
Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, которые можно использовать в развитии высших психических функций у детей дошкольного возраста.
Прежде чем перейти к основным упражнениям хочу отметить , следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок), рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.
Внимание бывает непроизвольным и произвольным. С непроизвольным вниманием человек рождается. Произвольное внимание – формируется из всех других психических функций. Оно связанно с речевой функцией.
Многие родители знакомы с понятием гиперактивность (оно состоит из таких компонентов как: невнимательность, гиперактивность, импульсивность).
Невнимательность:
- Совершение в задании ошибок, вызванных невозможностью сосредоточиться на деталях;
- Неспособность вслушиваться в обращенную речь;
- Организовать свою деятельность;
- Избегание нелюбимой работы, требующей усидчивости;
- Потеря предметов, необходимых для выполнения заданий;
- Забывчивость в повседневной деятельности;
- Отвлекаемость на посторонние стимулы.
( из перечисленных ниже признаков минимум 6 должны сохраняться не менее 6 мес.)
Гиперактивность:
- Суетлив , не может сидеть спокойно;
- Вскакивает с места без разрешения;
- Бесцельно бегает, ерзает, карабкается в неадекватных для этого ситуациях;
- Не может играть в тихие игры, отдыхать.
( из перечисленных ниже признаков минимум 4 должны сохраняться не менее 6 мес.)
Импульсивность:
- Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
- Не может дождаться своей очереди на занятиях, в играх.
Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая мотрика.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики. Руки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое — играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему его миру!
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения.
- Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
- Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.
- Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей.
4. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины), пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.
Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:
- ·игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.
- ·рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины, раскраски.
- мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.
- застёгивание пуговиц, «Волшебные замочки» - играют немаловажную роль для пальцев рук.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Педагог-психолог
Вельмова С.П.
13.11.2015 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики, как средство становления высших психических функций у детей дошкольного возраста
Материал содержит теоритический аспект взаимосвязи развития мелкой моторики и становления высших психических функций, а также систему коррекционно - развивающей работы по развитию мелкой моторики рук ...
ПРОГРАММА «Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения)
Пояснительная записка Программа включает в себя традиционные психолого-педагогические методы коррекции: развивающие игры и упражнения. Так как данные методы не приносят сто процентных резул...
Сборник игр и упражнений на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет
ДЛя педагогов-психологов, воспитателей ДОУ...
Изучение высших психических функций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушеняими речи в условиях дошкольного учреждения
В статье описаны методы диагностики высших психическихфункций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи вусловиях дошкольного учреждения с позиции психолого-педагогического инейропсихол...
Семинар-практикум для педагогов по теме: "Использование нейропсихологических игр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с ТНР".
Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, воспитателей ДОУ, так как раскрывает возможности использования нейропсихологических игровых приемов, упражнений, способ...
Использование нейроигр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с ТНР
В дошкольном возрасте целесообразно использовать нейроигры, которые служат дополнением к общепринятым популярным технологиям и методикам, так как они способствуют созданию базы для успешного пре...
Смарт-практика "Использование нейропсихологических игр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с ТНР
Представлен материал использования нейропсихологических игр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с ТНР...